О том, что дает силы жить…
//«Патерсон»
(Д.Джармуш, 2016)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016) - фильм (фото, кадр)
«Патерсон» / «Paterson» (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016, Франция-Германия-США): «…Патерсон работает водителем автобуса в городе Патерсон, штат Нью-Джерси, и пишет стихи; его город – родина знаменитых американских поэтов; Патерсон пишет стихи в стол…».
 

 
Жизнь человека для человека невыносима.
Невыносимо быть запертым в череду дней. Одних и тех же. Невыносимо быть таким же как все. Неразличимым среди всех. Невыносимо каждый день ходить по одному и тому же маршруту. Одномерному в своей обреченной предопределенности. Невыносимо быть собой. Каждый день собой. Одним и тем же…
Но мы живем. Мы, которые больше чем весь мир, которые непознаваемы в своей уникальности даже для самих себя, которые в каждом новом миге уже другие, настолько, что не знаем, а есть ли это самое «Я», которым мы по заведенной традиции величаем себя.
Мы, ограниченные своим пребыванием здесь-и-сейчас и всей своей жизнью, и мы, безграничные в своем порыве куда-то — куда-то, куда не знаем… Как мы так живем и находим силы продолжать — открывать глаза навстречу всегда тому же самом дню, вставать и идти по тому же самому маршруту?

Мы живем в этой череде дней потому, что есть маяк, который светит и не дает утонуть во мгле. Есть сокровище, которое питает наше сердце. То, что мы опознаем сразу и, как нам кажется в этот момент, навсегда.
Мы имеем в себе подлинное свое дело. Свое призвание. То, через что разворачивается наше естество и являет себя миру. То, через что мы примиряемся с этим миром, потому, что этот мир таков, что в нем есть это наше сокровище.
Мы через это свое сокровенное и подлинное впускаем в себя красоту и гармонию мира, жар бытия и его смысл.
Это призвание, этот талант, этот гений, который питает нас он может быть разным — он может быть как пламя, а может быть как огонек — но мы тянемся к нему и через его тепло примиряемся с миром, который без этого, который для «бесстрастного взгляда» = для «безблагодатного взгляда» — сер, однообразен и пуст.

Мы творцы — в акте творения мы подлинно живем. В подлинном творении — когда рождается новое Благо. Благо, которого без нас бы не было. Новое созвучие, новое слово, новое соположение вещей и новый человек, новое сообщество людей… или старое, но повернувшееся лицом к Благу.
Мы творцы, которые настолько щедры, что можем подарить свой творческий порыв другому — чтобы тот стал сильнее, чтобы его жизнь открылась для тех высот, которые без нас бы для него были невозможны… и мы это знаем и мы рады и это дает нам силы жить.

 

. . .

 

Как мы терпим время, которые отделяет нас от подлинного? Ту череду невыносимо ненужных нам часов и дней, которые мы принуждены проживать в этом изуродованном мире, чтобы наскрести те минуты, которые единственно для нас цены?
Очень просто. Мы знаем, что время — всего лишь дистанция, которую легко пройти, которая не меняет ничего по сути.

Время — это прямая дорожка. Сделай шаг и его нет  — так мы подходим к письменному столу через комнату, так проходим день, чтобы оказаться там, где будет время для самого главного…

Да мы слабы, мы знаем и боимся, что во время этого перемещения по времени истираемся мы сами — как карандаш истирается на черновике —  и это нам страшно — мы боимся, что однажды не дойдем до того места сквозь время, где подлинно мы и есть, где ждет нас наша жизнь набело.

 

. . .

 

Мы все похожи. Одинаковы. Мы спички в коробочке своего времени, своей страны, своего города, своего круга контактов.
И даже если у тебя особый цвет — ты поэт, ты тоже один из … так в чем смысл?
Смысл в том огне, который ты — спичка — зажег. Ты творишь свой огонь сам и в этом огне ты единственный такой во всей вселенной с сотворения времен. Ты зажигаешь огонь, от которого станет тепло другим, от которого станет тепло твоей единственной — и этот огонь твой и только твой.
Гордыня уникальности губит с гарантией бесплодное существо — но если ты  отдал себя своему делу, то вот фокус — тебя вроде как нет как чего-то особенное, ты наг как все, ты жалок как все…, но приходит нечто, что исключительно, что одно единственное и что пребудет в вечности и ты будешь в нем…

 

. . .

 

В чем смысл распространять творения свои — чтобы газетный обрывок о тебе прикололи на стенку в баре… нет смысла…?
А ведь он есть — дать надежду и силу другим…
Наше слово, наша мысль для нас самих призрачна — но если ты слышишь слово другого — это важно, это не обойти — это приговор или помощь — это сигнал, который мы не можем игнорировать, и мы действуем и меняем свою жизнь…
Держать в себе слова, значит пускать себя по кругу своих грез

 

. . .

 

Страшно потерять сокровище свое…
Актера оттолкнула любимая, у поэта потеряна поэзия… Где ты, без сокровища своего? Что ты? — Болящая рана…
Господи, помоги нам в эти минуты. Дай нам того, кто поддержит нас, кто окликнет нас в нашей кромешной тьме отчаяния, чтобы мы подняли глаза и увидели отсвет обещания найти вновь себя в надежде…

 
 

 
«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, Гольшифте Фарахани, 2016) - фильм (фото, кадр)

 
 

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, Гольшифте Фарахани, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, Гольшифте Фарахани, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016) - фильм (фото, кадр)

«Патерсон» - «Paterson»  (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016) - фильм (фото, кадр)

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Сон жизни…
//«Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Бернардо Бертолуччи, 1996)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ Обман и Правда человеческого существования…
//«Четыре ночи мечтателя» (Робер Брессон,1971)
■ Отверженные, отвергающие, уничтожающие себя, не понимающие, любящие… //«Любовники с Нового моста» (Леос Каракс, 1991)
■ Она ушла в него как в монастырь…
//«Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1977)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [и отдельная тема и отдельная НЕболь фильма – это Она]
    Она одна в своих снах…
    Она одна в своем гнезде…
    Она более одинока, чем он — но она не знает об этом, потому что в своих грезах — она сама себе равна, а сверх того в этих грезах у неё есть “он” — её единственный маяк — ей не надо искать другой — она уверена, что всё делает правильно.

    . . .

    [а вот с тем, что Она для реального Его и как он это выносит – наверное, ясно и просто]
    Её «дизайн» как детский наив хорош — но затем является как мания. Превращая их мизерную квартирку в кошмар… Её еда — для него кошмар. Он лишил себя возможности выбора еды. Но молчит… Её развлечение — обуза…
    Но он молчит… молчит, вежливо отвечает, молчит…
    Потому что он живет поэзией — Своим, что допускает, что требует Её — её взгляда, её теплоты… всего, что мешает взбираться в высоту, но что скрашивает блуждание здесь и сейчас… и в чьих глазах он видит взгляд всех доверчивых душ Мира…

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«По поводу Ниццы» - «A propos de Nice» (1930)

Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго, 1930)

Жан Виго – икона кинематографа. Больной туберкулезом, в 24 года на последние деньги он купил камеру. Чтобы снимать людей и время; чтобы предостеречь людей от них самих и от наступающего времени; чтобы защитить слабых; а еще, чтобы сказать миру — «Нате!».

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» (реж. Александр Хант; в гл.р. Евгений Ткачук, Алексей Серебряков; 2017, Россия).

Души прекрасные порывы…
//«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»(2017)

Две высшие темы:
о прекрасных порывах души, о прорывах человечности в нас и через нас;
и о неотрывности нас от родителя — о грехе, продолжении, искуплении, прощении… т.е. о спасении и себя тоже.
В самом своем высшем смысле только это и пытается проговорить нам этот, конечно, такой маленький, конечно, такой лубочный фильм. Но возможно ли ему быть другим среди нашей маленькой, беспризорной, распадающейся в ничто лубочной жизни?

«Забытые» - «Los olvidados» (реж. Луис Бунюэль)

Не разум спасает человека от чудовища в нём самом, не интеллект сохраняет человечество…
//«Забытые» (Л.Бунюэль, 1950)

Через 21 год после разрезания глаза в «Андалусском псе», столп сюрреализма Луис Бунюэль снял фильм по канонам итальянского неореализма и очень близко к советскому взгляду на мир. Но это был совсем другой мир…

«Ускользающая красота» - «Stealing Beauty» (Бернардо Бертолуччи, 1996) - Лив Тайлер

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Б.Бертолуччи, 1996)

Красота человека. Волнующая, притягивающая к себе, обволакивающая тебя собой. Она так хрупка… Как можно быть без этой красоты. Без этой невыразимой естественности бытия… Жизнь? Её ровно столько же у старика, как и у юнца. Сейчас, сегодня. У старика нет завтра? У молодого его тоже ведь нет. Но он думает что есть. Обещание жизни ценнее, чем сама жизнь. Мы грезим вечностью в своих желаниях…

«Стыд» / «Shame» (реж. Стив МакКуин, в гл.р. Майкл Фассбендер, 2011, Великобритания).

Цель достигнута. И ?…
//«Стыд» (С.МакКуин, 2011)

Всё, что осталось – это еще теплящиеся позывы плоти. Совсем недавно неостановимо толкало вперед – достичь, получить, завладеть…
И всё обернулось пустотой. Бессмысленным сложением тел…

«Манчестер у моря» - «Manchester by the Sea» (реж. Кеннет Лонерган, 2016)

Жизнь на берегу у Ничто…
//«Манчестер у моря» (К.Лонерган, 2016)

Мы проживаем наши жизни на тонкой-тонкой полоске бытия. А вокруг ничто. Ничто, в сторону которого всё что мы можем, всё что может весь наш “современный мир” — это очень стараться не смотреть…

«Фландрия» - «Flandres» (реж. Брюно Дюмон, 2006) - фильм (фото, кадр)

О родине, мужском и женском, войне — о человеческом…
//«Фландрия» (2006)

Скудость слов не уничтожает смысла – если смысл возрос до явленности в полноте проживаемого бытия в Мире, до явленности в полноте исконно твоего в родине, до спасительной теплоты в Ней — до любви.

«Туки-Буки» / «Touki Bouki» (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал)

Еще живая душа еще родной земли…
//«Туки Буки» (1973)

Фильм снят в самом начале того перелома, что вздыбит мир через 40 лет. Фильм снят африканцем о свой земле, снят о своем поколении. Его с восторгом приняли на фестивалях. Оценили мэтры. Автор до этого снимал документальное кино, после замолчал на десятилетия. Но душу Африки, надежду, страх и обреченность он успел нам приоткрыть.