Еще живая душа еще родной земли…
//«Туки Буки» (1973)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)
«Туки-Буки» / «Touki Bouki» (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал):
«…пастух Мори, который ездит на мотоцикле украшенном рогами, и студентка университета Анта встретились в Дакаре. Вместе они начали строить планы как попасть в Париж. Честных способов для них не существует…».
 

 
Фильм снят в самом начале того перелома, что вздыбит мир через 40 лет. Снят в начале той наступившей современности, когда цепь перемен одним своим ходом даровала спасение от многих болезней, даровала спасение миллионам и миллионам рождающихся людей (то, что бездушная статистика назовет «радикальным снижением детской смертности» и «увеличением продолжительности жизни»), даровала «повышение урожайности» и «увеличение производства мяса», чтобы можно было какое-то время иметь еду всё большему и большему числу людей, а другим своим ходом ввергла эти новые миллионы и миллионы в обвал всего знаемого их предками мира.
Мира, который столетия ломали упыри колониализма (как пришлые, так и местные) и который с конца 20 века окончательно пошел в разнос.
Волна беспризорных людей хлынула из Африки и других “неправильных” мест планеты, сминая остатки традиций и у себя на родине, и в “обетованных землях” Европы, мстя Европе за столетия преступлений.

Фильм снят африканцем о свой земле, снят о своем поколении. В 1973 году.
Его с восторгом приняли на фестивалях. Оценили мэтры. Автор до этого снимал документальное кино, после замолчал на десятилетия. Но душу Африки, надежду, страх и обреченность — он успел нам приоткрыть.

 
 
* * *
 
 

Рай детства, рай родины, что мы осознаем лишь когда нас выгнали из него.

Пастух. Один со своими быками, коровами, козами. Растит их, заботится о них — они его родные.
Защищает от диких хищных зверей, страшных диких зверей, которым тоже надо жить, которые стремятся утащить жертву и порвать её на куски теплого мяса, чтобы получить силы себе и своему потомству, чтобы круг жизни был упорядочен, чтобы было так, как было всегда.
Когда приходит время — пастух должен был сам выбрать одного из своего стада, чтобы забить. Отпустить его душу дальше, взять часть его силы, в рост которой и он вложил часть своей силы и своей души. Попросить у него прощения. За временную боль. Помолиться бычьему богу. Чтобы круг жизни продолжался. Продолжался круг жизни пастуха и его семьи. Чтобы звучали песни и были танцы на прекрасной и родной земле.
Так было всегда. Так было раньше.

Но пришло время, которое лишает души. Лишает и животных, и пастуха. Больше он не приносит жертву, больше он не совершает таинство. Теперь он лишь раб бездушного сцепления бездушных выгод.

Он был ребенок — у него было стадо. Он знал каждую корову и быка. И ему сказали веди. Веди на бойню. На массовую бойню.
И его душу чуть не убили.
Потом это повторилось, потом он вроде как привык.
Он еще думал о всемогуществе духов, которые должны устраивать все правильно. Которым приносят в жертву много крови. Он думал, но уже не находил себе места.
Он попытался спасти душу самого любимого и самого красивого своего животного — он сохранил место его силы — его рога. Он вновь подарил ему возможность нестись по белому свету. Он дал ему ноги — свой мотоцикл.

 

. . .

 

Мчаться по родному миру.

По горячему яркому миру. Щедрому на жар миру. Полному жара солнца и камней. Полному ветра и брызг моря.

Полному родных людей. Юных, полных сил — детей. Которые от полноты сил быстры. Полнота сил души которых заставляет танцевать.

Танец — раскрытие всех нас. Как еще можно всем явить все, чем ты являешься в мир — явить полноту своего тела, всю свою искренность.

Танец при встрече другого — ничто лучше не покажет радость, ведь так танцует душа, так танцуют дети, даже не наученные традицией, так мы передаем все наше естество, танец — это явленность нам и другим нашей души.

 

. . .

 

А люди, которых становится всё больше, пытаются ужиться. Они выкраивают себе квадраты земли под домики — чтобы только вместиться самим и дать место другим, чтобы дать место дорогам и рынку, и источнику воды, и школе…
Людей становиться все больше, каждый из них пытается как можно меньше мусорить. Они же люди, они культурные, их культура тянется сотни тысячелетий, они здесь появились на свет, они и есть потомки самых древних из людей, что потом выплеснулись на другие континенты.
Но сейчас их становиться все больше. Они должны уживаться. И от многих людей всегда получается много обрывков, сломанных вещей, остатков еды — людей много, люди перестают справляться с мусором. Они стараются, они отстаивают чистоту хотя бы в своим меленьком домике, сделанном из того, что они могут себе позволить, отстаивают чистоту на маленькой площадке перед домиком.
Люди держатся за правильную жизнь. Они пытаются помогать соседям, они пытаются честно платить за услуги друг другу.
Но среди людей всегда рождаются и ленивые, и непоседливые, и глупые, и буйные, и жадные, и завистливые, и злые.
И все, хорошие и плохие, переплетаются и сбиваются в группы, а людей становится много и старые правила уже не выдерживают. И еще в мир родной земли все сильнее врываются пришлые, которые хотят что-то свое, которые соблазняют молодых чем-то своим.
И войны, и грабежи вооруженных банд с разным цветом кожи, и власть из алчных и злых, и все еще возникающие массовые болезни, и засуха…
Мир нужно постоянно восстанавливать. Мир разрушается. Силы уходят на поддержание даже минимального порядка, на заботу о выживании.

Силы, которые преступно тратить на суету. Которые дарованы кругом жизни. Которые нужны чтобы радоваться, чтобы танцевать и петь. Чтобы принимать дар солнца, дар ветра и дождя, дар земли.

 

. . .

 

Она почувствовала в нем обнаженную душу, отзывающуюся на все вокруг, одинокую, не понимаемую никем.

Он сам уже не понимал этот мир вокруг — он мечтал, что где-то там другой мир — где-то там рай.

Их молодость, их жар души и кожи были свои в жаре солнца и ветра. Жар мотоцикла нес их, прижимая друг к другу. Они отделялись от всех на берегу соленого океана. Соль их тел соединяла их.

Одни на берегу океана, не желающие привязывать себя к смешному, запутанному, горькому миру. Сломанному миру людей.

А ведь должен же быть другой мир. Мир из кино и новых песен. Хочется туда. И можно поиграть в дурацкие игры, можно притвориться другими, чтобы попасть туда.

Когда же реальность мечты обернулась банальностью парохода, он почувствовал, что вся эта новая жизнь лишь хитрая дорожка на бойню.
Он попытался убежать. Быстрые ноги должны спасти. Должны.
Лишь тот сумасшедший белый хиппи понимал все.

 

* * *

 

Миллионы людей нуждой, страхом, мечтой выталкиваются и выталкивают с родных земель, которые и родными давно уже для большинства не являются. Жизнь целых стран сломана, искалечена.
Но прорываются и прорываются новые поколения.
Кто-то выстраивает карточные домики новых порядков дома, пытается поддерживать их или сопротивляется им, кто-то бежит за счастьем к чужим берегам.
Осталась ли у них (хотя бы у немногих из них) в душах прежняя живая Африка? Азия? Америка? Европа?

[текст был написан в мае 2021 года]

 
 

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

 

 
 

Кадры из фильма:

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

«Туки-Буки» / «Touki Bouki»  (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал) - фильм (фото, кадр)

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Сказка о городе и возвращении…
//«Лола» (Жак Деми, 1961)
■ (Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (Альбер Ламорис, 1953)
■ В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//«Кон-Тики» (Х.Роннинг, Э.Сандберг, 2012)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. И еще.
    Про далеко не главное в фильме. Но важное для нас.
    В фильме прямо и просто снята скотобойня. Место, где забивают животных.
    В фильме это и метафора, и фиксация реальных рамок жизни. Снято без надрыва и без особых манипуляций зрителем. Снято в 1973 году.

    Современная же нам медиа-поп-среда вдруг* чуть не целиком озаботилась ужасом скотобоен. Медиа-персонажи и их зрители стали впадать в транс от наглядных демонстраций реальности, стоящей за статистикой, — тем, что миллиардное человечество, оказывается, вынуждено съедать миллиарды животных. И все это происходит на производствах вроде как смерти.

    Что произошло? — Произошло это уже много десятилетий назад.

    Смысл того — что есть жизнь — перестал быть ясен жителям каменных городов.
    Они перестали видеть в себе жизнь. Они перестали видеть в людях жизнь.
    Они потеряли смысл, что значит быть человеком, а значит — они потеряли смысл, что значит быть животным.
    Не о страданиях животных заботятся рьяные поборники их прав — они пытаются в своем сочувствии уведенным на экране страданиям найти ценность себя. Свою живую душу отыскать, закрыв глаза на теперь бессмысленный для них круг жизни природы. Отказываясь знать, как попадает мясо в магазин, отказываясь знать, что ежемгновенно происходит в “дикой природе” между всеми живыми организмами, пытаясь вообще запретить давать человеку право способствовать появлению миллиардов новых жизней животных, разводя их… — а по сути, лишь спасая своё самолюбие и навлекая болезни и голод на сотни миллионов детей и людей.

    [ * текст комментария из 2021, довоенного, года ]

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Любовники с Нового моста» - «Les amants du Pont-Neuf»  (реж. Леос Каракс; в гл.р. Жюльет Бинош, Дени Лаван; 1991, Франция) - фильм (фото, кадр)

Отверженные, отвергающие, уничтожающие себя, не понимающие, любящие…
//«Любовники с Нового моста»

Франция. 1991 год. Леос Каракс. Жюльет Бинош и Дени Лаван.
«…Слепая любовь. Он в своей грёзе не видел её, не знал, чем она живет. Он грелся рядом с ней, думая, что сам её обогревает. Он проникался её открытостью к миру, её болью за мир — он, который жалел до этого только себя.
Он схватился за неё, грезя, что он её оберегает. Её больные глаза поворачивали его к свету. Его — слепца. Его — отвергавшего всё…»

zemlianichnaia-poliana-1957_!prev - фильм (фото, кадр)

Сон жизни…
//«Земляничная поляна» (И.Бергман, 1957)

Мы обезболиваем себя безумной надеждой — «это сон». «Всё сон»… Настоящее — там и тогда, где нет боли, зла, неудачи. Где есть второй и третий, и тысячный шанс исправить. Где нет расставания, нет болезни, нет смерти. Где все рядом и навсегда. Где нет времени… Настоящие — по ту сторону прикрытых глаз…

«Отрыв» - «Taking Off» (Милош Форман, 1971)

Комедия поколений — отрыв, взлет, сброс, ампутация… подражание, съемка…
//«Taking off» (М.Форман,1971)

Перед «Пролетая над гнездом Кукушки» Милош Форман снял именно этот фильм. Фильм про детей, родителей, хиппи, музыку, травку и любовь. Фильм про зависимость человека, которая становится еще заметнее именно у тех, кто объявляет себя разрушителями и освободителями от старого и прежнего. И фильм про заботу, которая может не значить любовь…

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…

«Стыд» / «Shame» (реж. Стив МакКуин, в гл.р. Майкл Фассбендер, 2011, Великобритания).

Цель достигнута. И ?…
//«Стыд» (С.МакКуин, 2011)

Всё, что осталось – это еще теплящиеся позывы плоти. Совсем недавно неостановимо толкало вперед – достичь, получить, завладеть…
И всё обернулось пустотой. Бессмысленным сложением тел…

«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961)

Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Э.Рязанов, 1961)

Гимн прекрасным людям прекрасной страны — такой, какой она себя в 1960-е еще видела, а всего через четверть века видеть почти разучилась… И вот теперь мы, наконец, стали способны вновь оценить свершенное. С благоговением перед величием, горечью от утерянного и надеждой на возрождение…

«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«Огни варьете» (реж. Федерико Феллини,1950)

Огонь полноты бытия, что питает и сжигает…
//«Огни варьете» (Ф.Феллини, 1950)

Оживить грезы. Войти в них. Предстать тем, кто ты не есть и кем ты никогда не будешь, войти в сознание смотрящих, завладеть им, заставить плакать и смеяться… Кто летит и сгорает на огне выдуманных историй? Актеры или их зрители? Те, кто отдают всю свою жизнь кривлянию на сцене, или те, кто растрачивают свою жизнь на опостылевшей «работе», чтобы вечером убежать в забытьё чужих грез?