Обман и Правда человеческого существования…
//«Четыре ночи мечтателя» (Р.Брессон, 1971)

«Четыре ночи мечтателя» - «Quatre nuits d'un rêveur» (реж. и сц. Робер Брессон, 1971) - фильм (фото, кадр)
«Четыре ночи мечтателя» / «Quatre nuits d’un rêveur» (реж. и сц. Робер Брессон; по мотивам повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»; 1971, Франция-Италия): «…молодой художник бесцельно бродит по ночному городу и спасает девушку, приготовившуюся броситься с моста…».
 

 
Гениальный Достоевский, гениальный Брессон. Гениальность художника — видеть каждого, видеть себя, видеть главное и мочь передать. Оставим за входом все около-слова — все контексты и искусствовед­ческие теории — войдем внутрь осколка времени — внутрь вечно повторяющейся истории — внутрь Обмана и Правды.

 

Мы существа, которые способны спокойно жить только благодаря обману.
« …Банальный инстинкт размножения маскируется в некое возвышенное чувство к ней/ к нему. Страх получить отказ и оказаться лузером в социальном взаимодействии маскируется в рассказы о несоизмеримости духовного мира художника с общественной пошлостью. Неспособность к регулярному волевому усилию в производительном труде маскируется в творческий кризис творческой личности. Ожидание более высокорангового самца с лучшими перспективами маскируется в верность и сохранение чести… »
Это и есть обман. Заявляемые с умным видом конструкции — “маскируется в ”/ “а на самом деле это”… — вот он обман.
Главный успокаивающий обман современности. Что Любви нет, а есть только размножение, что Достоинства нет, а есть только социальные игры, что Красоты нет, а есть только конвенциональные тренды.

Этот обман нас успокаивает. Потому что все это есть — и Любовь, и Долг, и Красота. И если бы мы ежесекундно это Знали — то спокойной жизни нашей пришел бы конец.
Ведь как же это можно жить так как мы живем — как можно тратить свою жизнь на всю ту мелочность, суетность, злобность и пошлость, что вокруг, и которые сами же мы и плодим день ото дня — и не взвыть от этого. Не взвыть от постоянно предаваемой Любви и Красоты.

Вот тут-то нам и помогают эти гаденькие “объяснения”: что все Высокое — это лишь “так называемое высокое”, лишь “симулякры”; что “на самом деле” человек это рядовая букашка с усложненным мозгом.
Так ведь удобнее — да? Несколько унизительно и неприятно, но удобно? Удобно скользить вниз, особенно если еще заранее объявить, что никакого “верха” и “низа” нет.

Мы живем в мире Правды, Красоты и Любви. Только ими и живем, даже если делаем вид, что нет; даже если наша оборона из самообмана от самих себя прорывается лишь только на короткие мгновения. Мир и мы имеем опору в Вечности, даже если машинка нашего куцего интеллекта пытается впихнуть всё в удобные для него “теории”.

 

* * *

 

…Девушка, идущая перед тобой, покачивая бедрами, притягивает тебя — выводит тебя из закутка аутичных мыслей и награждает чувством ожидания восторга. Ты отпустишь её идти дальше, но радость от того, что в мире есть Радость пребудет с тобой. Радость, и Близость, и Ожидание, и Возможность, и Вечность.
Не она и её бедра как двигающиеся физические/биологические нечто —  но твой мгновенный выход из обыденного хода вещей и осознание в мечте этого выхода — из незнающей себя цепочки прошлое1-настоящие-прошлое2-настоящее… во Время и в возможность Вечности, в звенящее Настоящие и манящее Будущее, которое уже и сразу есть ход в Бесконечность…

…Не одинокий молодой безработный, впервые шагнувший за пределы социального паровозика детство-школа-университет, где у него был минимум своего в определении траектории жизни, подвешен в безделье  как “лишний человек”; как пока еще не задействованная единица из “прослойки”, сформованная для обслуживания властьимущего класса, — а проснувшийся из чужой гонки Человек пред-стоит своим бытием как Свободный, как Творец перед Вечностью. Человек, которому явлена возможность быть отдельным, стоять самому и слышать свой голос…

…Не половозрелый индивид ублажает себя магнитофонной записью собственных фантазий из-за отсутствия «контента для взрослых» — а Говорящий и Внимающий Человек сливается со Словом, которое есть присутствие Другого во всегда доступной полноте и, одновременно, Человек переживает чудо быть каждое мгновение в грёзах и быть не тождественным себе — быть свободным от всего, в т.ч. от себя самого — быть с собой как с другим…

…Не болезненно нарастила половозрелая девица в своём воображении значимость своего “принца” за год ожидания; не рассказанная тысячи раз самой себе сказка о том другом, что приедет и сразу будет всё хорошо, лишила её возможности принять реального “претендента”, того, кто рядом, кто внимательнее и заботливее — а порыв Человека сохранить Чистоту первой Встречи и Спасения; порыв сохранить Надежду на Дружбу, невозможную и потому так безмерно ценную… заставил Её покинуть Его. Ведь без этого отталкивания как бы они могли бы не скатиться в быт и беспамятство совместного существования с обреченным забыванием «Почему они вместе»…

…Не гормональный морок заставил его гладить её колени и грудь, финализируя предыдущие цветастые словеса-приманки, — а вечный порыв стать из двух Одним — слиться в предельно доступной тесноте, прорваться сквозь одежду и кожу, сквозь социальное и телесное, до конца, до невозможности, до Мгновения Вечности, в которой конечное существо узнает и Себя, и Другого, и свою Конечность и свою Вечность…

 

* * *

 

Странные слова родились после фильма… Кто поймет их? Кто рискнет оценить всю не пошлость больших букв, всю Правду ежемгновенной Вечности в нас.
Лишь безъязыкость осталась нам в эпоху бесконечного потока “объяснений” и “теорий” обо всем на свете. Спасаемся мы лишь короткой тишиной пеленающей темноты зрительного зала, уединенным обещанием единства душ, смотрящих в одну сторону…

 
 

 
P.S. [написанный много после]

Впрочем, можно ведь и примирить два одинаково человеческих взгляда на мир: взгляд земной – каузальный и взгляд горний – смыслдарящий. Примирить в самых общих словах-спасениях, что бросает нам-вечно-тонущим традиция философствования.
Ведь можно сказать, что “придумывание реальностей”, или, называя этот способ бытия его исходным именем, — “жизнь в грёзах” — это и есть наша суть. Грёзы — это наша Правда, которая превращается в пошлый “обман”, лишь только когда кто-то пытается оставить лишь только один из горизонтов бытия.
Те, кто боятся соотнести себя со сверкающей вечностью Идеи, Закона, Долга, Любви — те притворяются, что всё “намного проще” и есть лишь “физика-биология”, а Человека-то и нет…
Те, кто пытаются не увидеть свою рожденность в тлене и из тлена — те каждый свой шаг провозглашают как явленный “абсолютный дух”, забывая об обесчеловечивающем же грехе гордыни…

Мы существа, которые и живем только в грёзах, и живы как люди-человеки только благодаря им. Именно грёзы, которые в т.ч. являют себя двумя, для наивного человека противоположными, но одинаково утешающими, сказками «о том, что есть на самом деле», — дают нам возможность пережить нашу пустотность на фоне двух претендентов на тотальность — на фоне “мира Природы” и “мира Духа”.
Главное не забывать, что все истории про «на самом деле» — лишь истории… и лишь вся полнота их может хоть в какой-то мере отразить нашу Правду. «Хоть в какой-то мере», а не всю — потому как мы, в своем врожденном Немотсвовании, причастны ведь еще и великому чуду Внимающего Молчания.

 

 
 

Кадры из фильма:
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Лицо – угрюмая маска, жизнь как у скота… — это и есть человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
//«Дорога» (Федерико Феллини, 1954)
■ Цель достигнута. И ?…
//«Стыд» (Стив МакКуин, 2011) [18+]
Отверженные, отвергающие, уничтожающие себя, не понимающие, любящие…
//«Любовники с Нового моста» (Леос Каракс, 1991)

■ Сон жизни…
//«Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ Она ушла в него как в монастырь…
//«Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1977)

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Бернардо Бертолуччи,1996)
■ О том, что дает силы жить…
//«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [избр.комментарии с zen.yandex.ru/kinokakpovod]:

    1. [1]
      Кьеркегор, и Хайдеггер ?
      …и отдельный привет Федору Ивановичу Гиренку… )

      `
      Re: [1]
      Федору Ивановичу — да)
      Кьеркегор безусловно,
      Хайдеггер — м.б. лишь как часть методологии «вглядывания в бытие»,
      если же еще «+», то скорее все-таки Шестов, и с разных сторон: Камю, Маритен, Бердяев — при всей неоднозначности каждого из них…
      т.е. в истоке всё равно — Достоевский …

  2. [«медленное чтение» — фразы-смыслы текста/фильма для обдумывания еще] :

    1. [человек — существо, которое не может успокоиться, пока он человек]
      «…Мы существа, которые способны _спокойно_ жить только благодаря обману…»

    2. «…Главный успокаивающий обман современности — что Любви нет, а есть только размножение, что Достоинства нет, а есть только социальные игры, что Красоты нет, а есть только конвенциональные тренды.
      Этот обман нас успокаивает. Потому что все это есть — и Любовь, и Долг, и Красота. И если бы мы ежесекундно это Знали — то спокойной жизни нашей пришел бы конец.
      Ведь как же это можно жить так как мы живем — как можно тратить свою жизнь на всю ту мелочность, суетность, злобность и пошлость, что вокруг, и которые сами же мы и плодим день ото дня — и не взвыть от этого. Не взвыть от постоянно предаваемой Любви и Красоты…»

    3. [нас успокаивает целый ворох “объяснений”] «…что все Высокое — это лишь “так называемое высокое”; что “на самом деле” человек это рядовая букашка с усложненным мозгом.
      Так ведь удобнее ..Несколько унизительно и неприятно, но удобно… Удобно скользить вниз, особенно если еще заранее объявить, что никакого “верха” и “низа” нет…»

    4. [человек как именно человек существует только в соотнесении с предельными координатами своих возможных устремлений; только сравнивая то, что есть, с тем, что должно быть — с тем, что он, в самой своей сокровенной части себя, хочет чтобы было]

      «…Мы живем в мире Правды, Красоты и Любви. Только ими и живем, даже если делаем вид, что нет; даже если наша оборона из самообмана от самих себя прорывается лишь только на короткие мгновения. Мир и мы имеем опору в Вечности, даже если машинка нашего куцего интеллекта пытается впихнуть всё в удобные для него “теории”…»

    5. [человеческое (а не животное) измерение любых “эмоций”, любых “желаний” — т.е. их Смысл — он всегда раскрывается в соизмерении с предельными координатами всего доступного в мысли человека сущего]

      «…Девушка ..притягивает тебя — выводит тебя из закутка аутичных мыслей и награждает чувством ожидания восторга. Ты отпустишь её идти дальше, но радость от того, что в мире есть Радость пребудет с тобой. Радость, и Близость, и Ожидание, и Возможность, и Вечность.
      Не она [не её тело] как двигающееся физические/биологические нечто — но твой мгновенный выход из обыденного хода вещей и осознание в мечте этого выхода — из незнающей себя цепочки прошлое1-настоящие-прошлое2-настоящее… во Время и в возможность Вечности, в звенящее Настоящие и манящее Будущее, которое уже и сразу есть ход в Бесконечность…»

    6. «…проснувшийся из чужой гонки Человек пред-стоит своим бытием как Свободный, как Творец перед Вечностью. Человек, которому явлена возможность быть отдельным, стоять самому и слышать свой голос…»
      [именно в этом высший смысл возможности быть собой для каждого человека, который] «шагнул за пределы социального паровозика детство-школа-университет-…, где у него был минимум своего в определении траектории жизни…»

    7. «…Слово .. есть присутствие Другого во всегда доступной полноте…

      [Говорящий и Внимающий Человек — существо, для которого возможно слиться со Словом — т.е. с Собой и с Другим]

      [человек в своем говорении, в своем рассказе, в своих грезах — есть тот, кто переживает чудо быть собой и] быть не тождественным себе — быть свободным от всего, в т.ч. от себя самого — быть с собой как с другим…»

    8. [человек всегда пытается сохранить в себе Чистоту Первого порыва, потому как именно в ней он знает полноту всей широты Возможности того события, что с ним случилось; в ней он имеет всю полноту возможности раскрытия Смысла события без искажений и лжи]

    9. [попытка сохранить Чистоту всегда ходит об руку с угрозой остаться отдельным, остаться одному…
      потому как всякий второй шаг — это осуществление в мире, полном других; осуществление, которое сужает исходную полноту Возможного
      ]

    10. «…[человек во встречи с Другим — это] вечный порыв стать из двух Одним — слиться в предельно доступной тесноте, прорваться сквозь одежду и кожу, сквозь социальное и телесное, до конца, до невозможности, до Мгновения Вечности, в которой конечное существо узнает и Себя, и Другого, и свою Конечность и свою Вечность…»

    11. [Вечность открывается в нас ежемгновенной Правдой]

    12. [Слово несет в себе и спасительную возможность пребывать в тишине — стать безъязыким в надежде на единство душ, смотрящих в одну сторону]

    13. «…два одинаково человеческих взгляда на мир: взгляд земной – каузальный и взгляд горний – смыслдарящий…
      [и тот, и другой, — это] “придумывание реальностей”, или, называя этот способ бытия его исходным именем, — “жизнь в грёзах” — это и есть наша суть. Грёзы — это наша Правда, которая превращается в пошлый “обман”, лишь только когда кто-то пытается оставить лишь только один из горизонтов бытия.

      Те, кто боятся соотнести себя со сверкающей вечностью Идеи, Закона, Долга, Любви — те притворяются, что всё “намного проще” и есть лишь “физика-биология”, а Человека-то и нет…

      Те, кто пытаются не увидеть свою рожденность в тлене и из тлена — те каждый свой шаг провозглашают как явленный “абсолютный дух”, забывая об обесчеловечивающем же грехе гордыни…»

    14. «…Мы существа, которые и живем только в грёзах, и живы как люди-человеки только благодаря им.
      Именно грёзы, которые в т.ч. являют себя двумя, для наивного человека противоположными, но одинаково утешающими, сказками «о том, что есть на самом деле», — дают нам возможность пережить нашу пустотность на фоне двух претендентов на тотальность — на фоне “мира Природы” и “мира Духа”.

      Главное не забывать, что все истории про «на самом деле» — лишь истории… и лишь вся полнота их может хоть в какой-то мере отразить нашу Правду.
      «Хоть в какой-то мере», а не всю — потому как мы, в своем врожденном Немотсвовании, причастны ведь еще и великому чуду Внимающего Молчания.…»

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Отрыв» - «Taking Off» (Милош Форман, 1971)

Комедия поколений — отрыв, взлет, сброс, ампутация… подражание, съемка…
//«Taking off» (М.Форман,1971)

Перед «Пролетая над гнездом Кукушки» Милош Форман снял именно этот фильм. Фильм про детей, родителей, хиппи, музыку, травку и любовь. Фильм про зависимость человека, которая становится еще заметнее именно у тех, кто объявляет себя разрушителями и освободителями от старого и прежнего. И фильм про заботу, которая может не значить любовь…

«Стыд» / «Shame» (реж. Стив МакКуин, в гл.р. Майкл Фассбендер, 2011, Великобритания).

Цель достигнута. И ?…
//«Стыд» (С.МакКуин, 2011)

Всё, что осталось – это еще теплящиеся позывы плоти. Совсем недавно неостановимо толкало вперед – достичь, получить, завладеть…
И всё обернулось пустотой. Бессмысленным сложением тел…

Кино — являющееся ноуменальное…

Любое воображение любого человека всегда беднее, однообразнее и предсказуемее, чем ноуменальная реальность мира и самого человека.
А потому кино, как никакое другое искусство, — всегда больше, чем его авторы.
И в т.ч. именно поэтому для нас — для зрителей — оно дает шанс выйти за их и свои границы, а значит в т.ч. взглянуть на себя и на нас всех со стороны, а значит узнать себя, а значит получить шанс стать другим… возможно даже лучше…  (весь текст)

«Профессия: Репортер» / «Professione: reporter» / «The Passenger» (реж. Микеланджело Антониони, в гл.р.: Джек Николсон, Мария Шнайдер; 1975, Италия, Испания, Франция)

Сгинуть в чужой жизни.
Спастись в красоте мира…
//«Профессия: Репортер» (1975)

Микеланджело Антониони снял свой самый красивый фильм — с самыми красивыми видами, с кадрами, выстроенными лучше туристических реклам, — про потерявшего себя человека.
…Чужая судьба всегда остается судьбой. Мы сами и есть судьба. Сеть связей с людьми, местами и временами. Она это и есть мы. И эта сеть именно такая, которую мы можем сплести. Другие на нашем месте сплели бы другую сеть. Но другие не могут быть на нашем месте…

«Дорога» - «La strada» (реж. Федерико Феллини, 1954) - Энтони Куинн, Джульетта Мазина

Лицо – маска, жизнь как у скота… Это и есть реальный человек, остальное – (само)обман и мечты?…
//«Дорога» (Феллини, 1954)

Фильм, после которого весь мир признал гений Феллини, который этому миру был очень нужен… Фильм, после которого Феллини пережил психический надлом, который он сам много позже назвал «Чернобылем души».

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…

«Ускользающая красота» - «Stealing Beauty» (Бернардо Бертолуччи, 1996) - Лив Тайлер

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Б.Бертолуччи, 1996)

Красота человека. Волнующая, притягивающая к себе, обволакивающая тебя собой. Она так хрупка… Как можно быть без этой красоты. Без этой невыразимой естественности бытия… Жизнь? Её ровно столько же у старика, как и у юнца. Сейчас, сегодня. У старика нет завтра? У молодого его тоже ведь нет. Но он думает что есть. Обещание жизни ценнее, чем сама жизнь. Мы грезим вечностью в своих желаниях…

tramvay-zhelanie_1951_!pr - фильм (фото, кадр)

Человек никогда не может выстоять один против мира…
//«Трамвай Желание» (1951)

История о всех нас. Вся экзотичность места и времени, всё сгущение обстоятельств “чужих жизней” — лишь способ авторов повысить громкость музыки нашей жизни, обычно тихо отыгрываемой год за годом нашего существования — чтобы её услышали в себе даже те, кто делает вид, что все это не про них…

«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.