Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

«Золотой теленок» (Михаил Швейцер, 1968) - постер
«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер . В главный ролях: Сергей Юрский, Леонид Куравлёв, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев.
 

 
Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности, например, в 2019 году по России — от 30 до 50 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» — в наших реалиях — это 1 миллиард рублей.
Cходные цифры дает и прямое сопоставление цен на основные продукты — мука, соль, вареная колбаса и т.д. — см. ниже скан газеты 1927 года.

 

К чему это всё в тексте “про фильм”? А к тому, что знание этих цифр дает нам шанс куда как лучше прочувствовать масштаб соблазна/мечтаний Остапа и компании и, соответственно, — всю достоверность передачи внутреннего мира героев Михаилом Швейцером и гениальными Сереем Юрским, Леонидом Куравлёвым, Зиновием Гердтом, Евгением Евстигнеевым… и, одновременно, — дает нам шанс прочувствовать весь тот ужас, в котором живем мы

Ведь то, как повернул собственную судьбу Остап Бендер, как он почти повернул судьбу доверившихся ему, — это есть ничто иное как фактическое самоубийство человечности — убийство своей совести и своего человеческого достоинства.
Ни Бендер, ни Шура Балаганов, ни Паниковский не были хорошими людьми. Но не были они и бесчувственными уродами, не были убийцами и мародерами. Они хотели себе комфортной, красивенькой жизни и чтобы от них всё отстали — они хотели подворовывать себе крошки с общего стола, но не более того. Они не могли/ не смогли/ не захотели пойти в ногу со всей их страной, но и хватать-кусать за ноги идущих вперед они тоже не хотели. Они берегли остатки своего уважения к себе, даже если от этого уважения как у Паниковского остались лишь лохмотья…

И тут на их пути встретился монстр. Существо, которое построило свою жизнь за счет жизни сотен и тысяч людей, лишенных им жизни, — существо, которое вырывало у умирающих от голода кусок хлеба, чтобы утолить свою никчемнейшую страстишку к деньгам… Вполне возможно, что это существо с усиками и челкой считало себя сверхчеловеком, презирало всех людишек вокруг и жило лишь надеждой на скорейшее свержение Советской власти… вполне возможно… — но фишечка в том, что главное, что им двигало, после того как оно тихонечко-подленько наливалось кровушкой чужих усилий и жизней — это страх… — забиться, спрятаться, сделать вид, что оно нормальное… а еще очень тщательно следить за своим здоровьицем… — страх за себя-обожаемого — он такой…

И вот с этим кровавым ничтожеством столкнулся наш герой. И замазался им по самую макушку. Замазался и понял себе цену — миллион/миллиард — всего-то — ничтожные дензнаки оказались равны ему. Мене, мене, текел, упарсин.
Можно конечно притворятся дурочком-романтиком и/или мнить себя несоветским персонажем — Рио-Рио-Рио-де-Жанейро — но оценив веру в человечество, а значит и в себя, в дензнаках и смирившись с этим — остается только в омут/ в сугроб — для гарантии утяжелив себя металлом и камушками…
Нет, до этого еще можно попробовать доказать, что ты еще вполне человек что тебя любят или, по крайней мере, могут любить… но оказалось, что нет — оказалось, что ты уже всего лишь блестящая кажимость — тебя не могут полюбить тебя как тебя… так, пожалеют вместе с собой и всё…
Вот даже Шура сам собой спрятался в свою никчемность — лишь бы не продать душу — не пировать на костях сотен и тысяч умерщвленных упырем Корейко…

 

. . .

 

А что это нам?  А нам это то, что живем мы сейчас в стране, где десятки-сотни корейко искалечили нашу страну, построенную потом, кровью и жизнями миллионов… ограбили, а потом вроде как немного поделились, одновременно продолжая посасывать кровушку еще живого наследия… и мы согласились и живем… и вроде как сделали вид, что всё — забыли проехали…

…Хочется сказать, что нет — живем, но не согласились, не забыли и не проехали, а помним и рано или поздно припомним…
Что ж — надежды и память о самоуважении они такие… Впрочем, не стоит говорить за всех — человеки все разные — и где-то чистое вновь вырастает, а когда-то уйдет в тлен и всё подлое из прежнего, и еще будут сбываться на нашей земле мечты не только идиотов …

А чтобы помнить о темных дорожках, соблазнах золотых тельцов, слабостях человека, а равно — (бес)ценности достоинства человека — есть великое кино. Спасибо вам Илья Арнольдович, Евгений Петрович, Михаил Абрамович, Сергей Юрьевич, Зиновий Ефимович, Евгений Александрович… низкий поклон! Долгих лет жизни — Леонид Вячеславович!

 
 

«Золотой теленок» (Михаил Швейцер, 1968) - Леонид Куравлев, Сергей Юрский,  Зиновий Гердт - фильм (фото, кадр)

 
 

Вырезка из газеты 1927 года

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Путь СССР – от беспризорников к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Николай Экк, 1931)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?…
// «Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ Когда людоед целует своего ребенка на ночь — он оценивает каков ребенок на вкус? // «Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
// «Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Начальник Чукотки» (реж. Виталий Мельников, в гл.р. Михаил Кононов, 1966)

Советский Союз Мечтателей, или О наивности…
//«Начальник Чукотки» (1966)

В фильме Виталия Мельникова 1966 года мы узнаем целый набор тех чудных черт советского человека, что помогли сотворить, поддерживали и разрушили первую в мире Страну Советов. Наших черт…

«Близкие контакты третьей степени» - «Close Encounters of the Third Kind» (реж. Стивен Спилберг, 1977)

О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (С.Спилберг, 1977)

Фильм из эпохи, в которой торжествовала Правда первого осознания Космоса как Вызова — Вызова, который Человек принял — принял в Вере, что он сможет Космос покорить, что он должен его покорить, что он в ряду других достойных — что он космическое существо…

«Назад в будущее» - «Back to the Future» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985-1990)

Сладкая отрава для [вечных] подростков, или Почему невозможность путешествия во времени – это хорошо…
//«Назад в будущее» (1985‑1990)

Этот фильм любим всеми. Его невозможно не любить. Фильм — мечта «отличника» и «хорошиста» — ты получаешь всё, просто потому, что ты «учился в школе»; всё, что от тебя требуется — это продемонстрировать то, что в тебя вдолбили, на что тебя натаскали… Оказываясь в прошлом (мечтая оказаться в прошлом) — герой [мечтаний] получает подавляющее преимущество только из факта обладания своим, уже имеющимся у него, «темпоральным телом»…

«Дикая собака динго» (режиссер Юлий Карасик, 1962, СССР)

Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (1962)

…все мы — дети, нам очень-очень хочется не забывать это, нам горько, когда пелена времени начинает скрывать первую яркость распускавшихся в нас чувств, мы раз за разом будем пытаться прожить подлинность наших первых шагов в Мир — мы всегда будем создавать истории о подлинных нас и обжигать себе сердце ими…

«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее…