Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

«Золотой теленок» (Михаил Швейцер, 1968) - постер
«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер . В главный ролях: Сергей Юрский, Леонид Куравлёв, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев.
 

 
Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности, например, в 2019 году по России — от 30 до 50 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» — в наших реалиях — это 1 миллиард рублей.
Cходные цифры дает и прямое сопоставление цен на основные продукты — мука, соль, вареная колбаса и т.д. — см. ниже скан газеты 1927 года.

 

К чему это всё в тексте “про фильм”? А к тому, что знание этих цифр дает нам шанс куда как лучше прочувствовать масштаб соблазна/мечтаний Остапа и компании и, соответственно, — всю достоверность передачи внутреннего мира героев Михаилом Швейцером и гениальными Сереем Юрским, Леонидом Куравлёвым, Зиновием Гердтом, Евгением Евстигнеевым… и, одновременно, — дает нам шанс прочувствовать весь тот ужас, в котором живем мы

Ведь то, как повернул собственную судьбу Остап Бендер, как он почти повернул судьбу доверившихся ему, — это есть ничто иное как фактическое самоубийство человечности — убийство своей совести и своего человеческого достоинства.
Ни Бендер, ни Шура Балаганов, ни Паниковский не были хорошими людьми. Но не были они и бесчувственными уродами, не были убийцами и мародерами. Они хотели себе комфортной, красивенькой жизни и чтобы от них всё отстали — они хотели подворовывать себе крошки с общего стола, но не более того. Они не могли/ не смогли/ не захотели пойти в ногу со всей их страной, но и хватать-кусать за ноги идущих вперед они тоже не хотели. Они берегли остатки своего уважения к себе, даже если от этого уважения как у Паниковского остались лишь лохмотья…

И тут на их пути встретился монстр. Существо, которое построило свою жизнь за счет жизни сотен и тысяч людей, лишенных им жизни, — существо, которое вырывало у умирающих от голода кусок хлеба, чтобы утолить свою никчемнейшую страстишку к деньгам… Вполне возможно, что это существо с усиками и челкой считало себя сверхчеловеком, презирало всех людишек вокруг и жило лишь надеждой на скорейшее свержение Советской власти… вполне возможно… — но фишечка в том, что главное, что им двигало, после того как оно тихонечко-подленько наливалось кровушкой чужих усилий и жизней — это страх… — забиться, спрятаться, сделать вид, что оно нормальное… а еще очень тщательно следить за своим здоровьицем… — страх за себя-обожаемого — он такой…

И вот с этим кровавым ничтожеством столкнулся наш герой. И замазался им по самую макушку. Замазался и понял себе цену — миллион/миллиард — всего-то — ничтожные дензнаки оказались равны ему. Мене, мене, текел, упарсин.
Можно конечно притворятся дурочком-романтиком и/или мнить себя несоветским персонажем — Рио-Рио-Рио-де-Жанейро — но оценив веру в человечество, а значит и в себя, в дензнаках и смирившись с этим — остается только в омут/ в сугроб — для гарантии утяжелив себя металлом и камушками…
Нет, до этого еще можно попробовать доказать, что ты еще вполне человек что тебя любят или, по крайней мере, могут любить… но оказалось, что нет — оказалось, что ты уже всего лишь блестящая кажимость — тебя не могут полюбить тебя как тебя… так, пожалеют вместе с собой и всё…
Вот даже Шура сам собой спрятался в свою никчемность — лишь бы не продать душу — не пировать на костях сотен и тысяч умерщвленных упырем Корейко…

 

. . .

 

А что это нам?  А нам это то, что живем мы сейчас в стране, где десятки-сотни корейко искалечили нашу страну, построенную потом, кровью и жизнями миллионов… ограбили, а потом вроде как немного поделились, одновременно продолжая посасывать кровушку еще живого наследия… и мы согласились и живем… и вроде как сделали вид, что всё — забыли проехали…

…Хочется сказать, что нет — живем, но не согласились, не забыли и не проехали, а помним и рано или поздно припомним…
Что ж — надежды и память о самоуважении они такие… Впрочем, не стоит говорить за всех — человеки все разные — и где-то чистое вновь вырастает, а когда-то уйдет в тлен и всё подлое из прежнего, и еще будут сбываться на нашей земле мечты не только идиотов …

А чтобы помнить о темных дорожках, соблазнах золотых тельцов, слабостях человека, а равно — (бес)ценности достоинства человека — есть великое кино. Спасибо вам Илья Арнольдович, Евгений Петрович, Михаил Абрамович, Сергей Юрьевич, Зиновий Ефимович, Евгений Александрович… низкий поклон! Долгих лет жизни — Леонид Вячеславович!

 
 

«Золотой теленок» (Михаил Швейцер, 1968) - Леонид Куравлев, Сергей Юрский,  Зиновий Гердт - фильм (фото, кадр)

 
 

Вырезка из газеты 1927 года

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Путь СССР – от беспризорников к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Николай Экк, 1931)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?…
// «Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ Когда людоед целует своего ребенка на ночь — он оценивает каков ребенок на вкус? // «Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
// «Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Соломенная шляпка»(1974)

Трезвый оловянный солдатик, или Гимн “неверности” как основе общежития…
//«Соломенная шляпка» (1974)

Фильм — шедевр среди учебных пособий завершающего класса начальной школы воспитания жизнью. Когда все правила уже выучены и приходит пора узнать — чтобы жить человеком эти правила необходимо нарушать — нарушать не разрушая…

«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Назад в будущее» - «Back to the Future» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985-1990)

Сладкая отрава для [вечных] подростков, или Почему невозможность путешествия во времени – это хорошо…
//«Назад в будущее» (1985‑1990)

Этот фильм любим всеми. Его невозможно не любить. Фильм — мечта «отличника» и «хорошиста» — ты получаешь всё, просто потому, что ты «учился в школе»; всё, что от тебя требуется — это продемонстрировать то, что в тебя вдолбили, на что тебя натаскали… Оказываясь в прошлом (мечтая оказаться в прошлом) — герой [мечтаний] получает подавляющее преимущество только из факта обладания своим, уже имеющимся у него, «темпоральным телом»…

smiatenie-chuvstv-1977-pr1 - фильм (фото, кадр)

"Сама себя не похвалишь – никто тебя не похвалит". О трагедии некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (1977)

Фильм Павла Арсенова и Александра Володина в 77 своих минутах поразительно лаконично и точно разворачивает человеческий мир некоммуникабельности чувств и слов. Делает это деликатно и с, казалось, невозможной для этой “темы” теплотой, то есть так, как это не удалось сделать Антониони или Вендерсу…

Постер фильма «Звездные войны»

«Звездные войны» – антисоветский и антихристианский проект – если и можно его смотреть детям, то только с IV эпизода…

Джордж Лукас не только продвигал пропаганду США в борьбе с СССР, но и в итоге построил антихристианский и предельно плоский мир, унижающий человека…

«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961)

Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Э.Рязанов, 1961)

Гимн прекрасным людям прекрасной страны — такой, какой она себя в 1960-е еще видела, а всего через четверть века видеть почти разучилась… И вот теперь мы, наконец, стали способны вновь оценить свершенное. С благоговением перед величием, горечью от утерянного и надеждой на возрождение…

«Спасти мистера Бэнкса» - «Saving Mr. Banks» (реж. Джон Ли Хэнкок, 2013)

Плоды жизни, что проходит не так…
//«Спасти мистера Бэнкса» & «Мэри Поппинс»

…фильм смог добавить и к диснеевскому, и к советскому мюзиклам недостающие измерения — раскрыть «сказку о лучшей и всемогущей няне» до трагической полноты многомерности жизни…

«Нежность» (реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966)

Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (1966)

Наше больное сердце выбрасывает нас из механичности событий и дарит счастье. Счастье узнать то, что больше всех механизмов пространства и времени вместе взятых. Счастье смотреть на весну, счастье видеть радость других и проживать его как своё. Счастье любить и видеть любовь других.
И счастье понимания чуда жизни человеком. Чуда, которое не может не быть хрупким. Самым хрупким из существующего. Которое надо беречь во что бы то ни стало. До конца, до последнего удара сердца.

«Начальник Чукотки» (реж. Виталий Мельников, в гл.р. Михаил Кононов, 1966)

Советский Союз Мечтателей, или О наивности…
//«Начальник Чукотки» (1966)

В фильме Виталия Мельникова 1966 года мы узнаем целый набор тех чудных черт советского человека, что помогли сотворить, поддерживали и разрушили первую в мире Страну Советов. Наших черт…

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее…

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…