Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Э.Рязанов, 1961)

«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961)
«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961): «…Молодой ученый Владимир Поражаев проваливается в пропасть во время антропологической экспедиции и оказывается в плену у загадочного племени тапи. Племя собирается его съесть, а заодно и дикаря по имени Чудак. Используя своё интеллектуальное превосходство, Владимир спасает себя и Чудака и они вместе летят в Москву…».
 

 
Восторг быть Чудаком.
Быть первым в новом, немыслимом до того, мире.
Каждое мгновение вырываться за границы, самым, казалось, твердым образам установленного возможного.
Оказаться внутри чуда невозможного и упиваться им всё снова и снова.
Каждым своим шагом выходить за грань, которая не просто отделяла недоступное прежде, а за грань даже представления, что это недоступное есть.

Встретить миллионы никак не ожидаемых новых людей. Увидеть никак не представляемые прежде просторы мира. Прикоснуться к несчетному количеству новых вещей, которые способны подарить тебе способности, даже во сне тебе не грезившиеся. Ощутить себя частью вдруг необозримо расширившегося человечества. Узнать, что ты можешь стать столь же удивительно новым как и эти удивительные люди из нового мира.
Восторг быть пришельцем. Пришельцем и не чужим.

Эльдар Рязанов и гениальный Сергей Юрский превратили историю «очередного Пятницы» в чудо истории Колумба, Гагарина и того пока неизвестного нам человека, который обязательно окажется на какой-нибудь когда-нибудь достигнутой обитаемой экзопланете.
Его Чудак каждым своим взглядом, словом, жестом дает нам шанс пережить новизну мира, новизну новых открывающихся горизонтов возможного. Почувствовать вкус, запах, ветер, радость безмерной энергии… когда шагаешь, бежишь, кувыркаешься в неожидаемой, чудом тебе открывшейся, и такой прекрасной вселенной…

В фильме совершенно мастерски исполнен замысел взгляда со стороны: не к нам привезли аборигена для его осмотра — а мы, глазами человека из привычного нам и обрыдлого нам племени, знакомимся с целым новым миром.
Это мы вырываемся из пещеры и выходим на прекрасный незнаемый нами прежде простор.

…Ах какое чудо складывать из б-у-к-в слова, ах как чудесен удивительный невероятный город — М-о-с-к-в-а, как упоителен дождь из управляемых людьми повозок, как забавно свистит в маленькую штучку добрый человек в белой одежде, как вкусны холодные блестящие штучки, которые раздавала женщина, как красива О-л-я, как здорово обогнать всех на глазах такого невероятного числа невероятных людей…

 

* * *

 

По выходу фильма официоз, родом фактически из XIX века, его не принял.
Теперь же, через почти 60 лет, уже в XXI веке, мы видим в нем чудесный гимн прекрасным людям прекрасной страны, такой, какой она себя в 1960-е еще видела, а всего через четверть века – видеть почти разучилась…
Рязанов, Зорин, Юрский, Яковлев — все они — это фактически первое поколение полностью советских детей, переживших в детстве-юности Великую Отечественную. Они — люди, которых подняла ввысь волна рождения нового мира. Они осознали себя, когда шла неимоверная по силе борьба и за жизнь этого нового мира, и за его победу — и этот мир на их глазах победил и вышел к звездам.

 

( Потом же пришли те, кто пробивался «наверх» в уже насквозь привычном мире; те, кто в тепле и безопасности достигнутого стали развлекаться поеданием друг друга; кому гораздо важнее было, чтобы сосед «сверху» не канал на голову (а потому надо было забраться повыше), чем отдавать свои силы ради других, ради построения нового мира, — их и так уже «не плохо кормили».
Когда же для того, чтобы отхватить особо жирный кусочек, оказалось, что нужно разрушить страну и весь тот мир, который на пределе своих сил строили их отцы-деды, они и на это пошли, а помогали им в этом уже их детки — «золотая молодежь» номенклатуры…
Было этих поедателей своей страны меньшинство, но облапошить они смогли поначалу почти всех… Ведь обратной стороной чистоты сердца советского человека была его наивность — наивность Чудака, который оказался рядом не с благородным Поражаевым, а попал в руки торговцев колониальными товарами и продал свою судьбу за стеклянные бусы… )

 
 

«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ СССР. Начало пути к звездам…
//«Путевка в жизнь» (реж. Николай Экк, 1931)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)
■ Советский Союз Мечтателей, или Ленин = «Начальник Чукотки»…
//«Начальник Чукотки» (Виталий Мельников, 1966)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


Постер фильма «Звездные войны»

«Звездные войны» – антисоветский и антихристианский проект – если и можно его смотреть детям, то только с IV эпизода…

Джордж Лукас не только продвигал пропаганду США в борьбе с СССР, но и в итоге построил антихристианский и предельно плоский мир, унижающий человека…

smiatenie-chuvstv-1977-pr1 - фильм (фото, кадр)

"Сама себя не похвалишь – никто тебя не похвалит". О трагедии некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (1977)

Фильм Павла Арсенова и Александра Володина в 77 своих минутах поразительно лаконично и точно разворачивает человеческий мир некоммуникабельности чувств и слов. Делает это деликатно и с, казалось, невозможной для этой “темы” теплотой, то есть так, как это не удалось сделать Антониони или Вендерсу…

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…

«Нежность» (реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966)

Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (1966)

Наше больное сердце выбрасывает нас из механичности событий и дарит счастье. Счастье узнать то, что больше всех механизмов пространства и времени вместе взятых. Счастье смотреть на весну, счастье видеть радость других и проживать его как своё. Счастье любить и видеть любовь других.
И счастье понимания чуда жизни человеком. Чуда, которое не может не быть хрупким. Самым хрупким из существующего. Которое надо беречь во что бы то ни стало. До конца, до последнего удара сердца.

«Баллада о солдате» (реж. Григорий Чухрай, 1959)

Будь проклята война…
//«Баллада о солдате» (Г.Чухрай, 1959)

Будь проклята смерть. Будь проклята разлука навсегда. Будь проклято всё, что происходит навсегда и безвозвратно. Будь проклята война — миллионнократная разлука и смерть — миллионнораз разорвавшая навсегда и безвозвратно жизни людей…

«Путевка в жизнь» (реж. Николай Экк, 1931, СССР)

СССР. Начало пути к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Н.Экк, 1931)

Бьющий с экрана экстаз размаха труда сотворения нового мира.
Фильм-фреска, фильм-плакат, завораживающий остротой деталей вечных сюжетов и жаром мечты о достижимости всеобщего счастья…

«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.