Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (постер)
«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936, СССР): «На необитаемый остров в Арктику прибыли шесть зимовщиков. К своему удивлению в одном из ящиков они обнаруживают арктического «зайца» — Петра Молибогу. Так зимовщиков становится семеро. Впереди долгие месяцы увлекательной и тяжелой работы, открытий и опасностей; самоотдачи, мужества, дружбы и любви…».
 

Чисто, прямо, глубоко, сильно, бескрайне… Это о Севере, это о фильме, это о людях молодой Советской страны.
Прозрачный морозный воздух, студеный первозданный океан, солнечный искрящийся снег… встреча с искренней, твердой, несомненной верой в человека. Все это пробуждает нас, очищает, выметает из души мусор мелочности, дарит надежду на решимость — и мы тоже можем, и мы сделаем шаг вперед, и мы не отступим, и мы тоже ведь внутри Настоящие
…просто пока забыли, просто на время нас отвлекли, просто нас заманили в шапито кривых зеркал и мы заблудились…

Сергей Герасимов родился в 1906 году, он был пятым ребенком в семье, через три года его отец погиб в геологической экспедиции. Потом страна прошла через Первую мировою, Революции, Гражданскую. Герасимов играл в театре, кино, снимал свои первые фильмы…
В свои тридцать лет он прочел газетную заметку с призывом к комсомольцам организовать полярную экспедицию и снял один из самых точных фильмов о лучшем, что дала его эпоха человечеству — о настоящих людях, созидающих будущее — об обществе, которое всецело осознавало себя идущим к справедливому и счастливому миру в этой реальной Вселенной, осознало и положило всё — все свои доступные силы и даже сверх того — на этот путь…

Семеро человек, оказавшиеся за пределами обитаемого мира, вынесены, как кажется, и из неминуемо трагичной борьбы миллионной страны за Великую идею — борьбы, которую страна вела как внутри себя (страшная гражданская война ведь так и не закончилась — не отпускает она так просто: 37-й и 38-й еще впереди), так и против хищников извне, подмявших тогда под себя весь остальной мир. Но именно отделение этих семерых — вписывание их в предельно четкий фокус внимания — и дает нам столь поразительную в своей ясности возможность увидеть всё то лучшее, что было провозгласить этой Новой эпохе.

 

. . .

 

Быть цельным. Отдать себя всего целиком реальному настоящему делу. Пойти до предела своих сил и, не колеблясь, перешагнуть его, если этого требует твое дело или, тем более, если необходимо помочь товарищу.
Всегда искать предел возможного, презирать уютную затхлость комфорта, в которую человек всегда рискует скатиться и остаться там на веки, так и не узнав, чего же он стоит на самом деле. Страх быть обузой, бесполезным. Стремление быть не первым за счет всех остальных, а первым среди других первых. Смотреть не на то, где ты в социальном загончике своей референтной группы — не на относительность положения в своем мирке / своей касте / своем классе, а на то, где ты в абсолютных координатах — где ты и твоя страна на весах всего мира, на весах вечности и абсолютного счастья.

Рваться за пределы освоенного мира. В пределы невозможного. На другую планету. И всегда нести в своем сердце человечность.
Изменить себе, изменить другу, изменить делу — самое страшное — то что нельзя оправдать никаким достижением никакой цели. Верить, что настоящая цель никогда не потребует измены.

Принимать слова тех, кому доверяешь, как всегда обоснованные. Ведь они же ими сказаны не просто так. Да могут быть ошибки — но всегда от чистого сердца, всегда во общее благо, но никогда не для собственной мелочной выгоды.
Если сказано, что надо помочь — значит надо. Если в беде человек, то отдать всего себя. Если говорит другой — надо прыгать — то прыгать, потому что так надо, так лучше — для тебя, для дела, для других, но никогда ни потому, что так лучше лично для него…

И даже природа, даже роковая случайность не случается раз и все — не может с первого раза, с легкостью поломать жизнь. Если быть внимательным, то всегда будет шанс избежать, пойти другим путем, исправить — не полениться взять масло и привязать нарты, лучше закрепить веревку в горах, уследить за лыжами, поверить шуму и заметить аэросани, верить в силы друга и не вскакивать, ломая себя совсем…
Но если все же трагедия, если смерть, которая пока неминуема для живого существа — то это ничего не значит, это тоже можно победить, потому что товарищи не бросят дело, товарищи сохранят память, товарищи пройдут твой путь и ты вмести с ними — твоя сила, твоя воля, твое стремление будут реализованы и принесут плоды вопреки невозможному, вопреки смерти…

И конечно же любовь — разумная, тактичная, уважающая, сохраняющая личность, не губящая других… Любовь зрящая — не страсть убивающая всех к ней прикоснувшихся, не смертельная ревность — а созидающая еще более глубокую дружбу между двумя и вокруг них…

Выдержанная разумность чувств. Победа над страхом. Спокойная самоотверженность. Потому что это больше, чем подвиг — это норма жизни. Это естественно как дышать. Естественно отдавать себя всего. Естественно не держать за душой камень. Естественно помогать ослабшим. Естественно переживать всем сердцем за попавших в беду, но не давать этому переживанию губить дело. Естественно расти над собой. Помнить о пройденном, о павших. Естественно покорять новые горизонты в честь них, в честь своих товарищей, в честь своей страны и ради будущего человечества — всего человечества, без изъятий и границ, без разделения по нациям, происхождению, образованию, возрасту и полу — просто ради всех-всех-всех…

 

. . .

 

Лучший мир из возможно-спланированных на Земле. Лучшие люди, которые могут быть только представлены нами как людьми. Лучшее будущее человечества, которому покорна вся зримая Вселенная…

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, не стала уделом засаленных сектантов, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее. В будущее, даже бледной тени которого достаточно, чтобы мы жили сейчас в гораздо лучшем мире, чем тот, который всегда угрожает человеку как возможный и, не дай Бог, в который мы вот-вот готовы скатиться вновь без той — без 100% нашей по праву рождения — Мечты

 
 

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (постер)

 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Путь СССР – от беспризорников к звездам…
//«Путевка в жизнь» (реж. Николай Экк, 1931)
■ Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Трилогия о Максиме» (Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, 1934-1938)

■ Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго,1930)
■ неКрасные дьяволята…
//«Ноль за поведение» (Жан Виго, 1933)

■ Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Эльдар Рязанов, 1961)
■ СССР. Страна как жизнь…
//«Застава Ильича» (Марлен Хуциев, 1959-1988)
■ Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (Юлий Карасик, 1962)
■ Советский Союз Мечтателей, или Ленин = «Начальник Чукотки»…
//«Начальник Чукотки» (Виталий Мельников, 1966)

■  В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//«Кон-Тики» (Х.Роннинг, Э.Сандберг, 2012)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. P.S.
    Прекрасен в фильме моноплан «НИАИ-1» или «Фанера-2» — до сих пор смотрящийся как объект футуризма — вполне реальный и даже серийный самолет.
    Его начал разрабатывать в 1928 году двадцатитрехлетний крестьянский сын Алексей Лисичкин с хутора Кукуевка Орловской губернии, который учился в это время в Ленинградском институте путей сообщения. И было это меньше чем через пять лет после окончания страшных войн — мировой и открытой фазы гражданской — длившихся 6 лет и после череды — миллионы забравших — эпидемий и голода…
    Десятки таких самолетов летали по СССР с 1933 года (как и сотни пассажирских самолетов других конструкций).
    Самолет на одном 100-сильном моторе легко перевозил пять человек/полтонны груза, пролетал 1000 км без посадки и все это с удивительной комфортной кабиной с круговым обзором.
    Такой вот небольшой штрих — иллюстрация стремительного подъема, который переживала первая в мире Республика Советов, презирая все трудности и пределы возможного.

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


Постер фильма «Звездные войны»

«Звездные войны» – антисоветский и антихристианский проект – если и можно его смотреть детям, то только с IV эпизода…

Джордж Лукас не только продвигал пропаганду США в борьбе с СССР, но и в итоге построил антихристианский и предельно плоский мир, унижающий человека…

«Спасти мистера Бэнкса» - «Saving Mr. Banks» (реж. Джон Ли Хэнкок, 2013)

Плоды жизни, что проходит не так…
//«Спасти мистера Бэнкса» & «Мэри Поппинс»

…фильм смог добавить и к диснеевскому, и к советскому мюзиклам недостающие измерения — раскрыть «сказку о лучшей и всемогущей няне» до трагической полноты многомерности жизни…

«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«Баллада о солдате» (реж. Григорий Чухрай, 1959)

Будь проклята война…
//«Баллада о солдате» (Г.Чухрай, 1959)

Будь проклята смерть. Будь проклята разлука навсегда. Будь проклято всё, что происходит навсегда и безвозвратно. Будь проклята война — миллионнократная разлука и смерть — миллионнораз разорвавшая навсегда и безвозвратно жизни людей…

«Нежность» (реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966)

Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (1966)

Наше больное сердце выбрасывает нас из механичности событий и дарит счастье. Счастье узнать то, что больше всех механизмов пространства и времени вместе взятых. Счастье смотреть на весну, счастье видеть радость других и проживать его как своё. Счастье любить и видеть любовь других.
И счастье понимания чуда жизни человеком. Чуда, которое не может не быть хрупким. Самым хрупким из существующего. Которое надо беречь во что бы то ни стало. До конца, до последнего удара сердца.

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012)

В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//«Кон-Тики» (2012)

Они яростно верили в себя. Колумб обманул всех. Тур Хейердал повел за сказкой… Но человека ведет не ложь – ведут мечты, грёзы…
Уходя в горизонт, мы ищем только свой мир. Мы идем за свободой. Мы уплываем в себя – туда, где нас не будет дергать за ниточки мелочное чужое. Мы стремимся к любви…

«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…