Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (постер)
«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936, СССР): «На необитаемый остров в Арктику прибыли шесть зимовщиков. К своему удивлению в одном из ящиков они обнаруживают арктического «зайца» — Петра Молибогу. Так зимовщиков становится семеро. Впереди долгие месяцы увлекательной и тяжелой работы, открытий и опасностей; самоотдачи, мужества, дружбы и любви…».
 

Чисто, прямо, глубоко, сильно, бескрайне… Это о Севере, это о фильме, это о людях молодой Советской страны.
Прозрачный морозный воздух, студеный первозданный океан, солнечный искрящийся снег… встреча с искренней, твердой, несомненной верой в человека. Все это пробуждает нас, очищает, выметает из души мусор мелочности, дарит надежду на решимость — и мы тоже можем, и мы сделаем шаг вперед, и мы не отступим, и мы тоже ведь внутри Настоящие
…просто пока забыли, просто на время нас отвлекли, просто нас заманили в шапито кривых зеркал и мы заблудились…

Сергей Герасимов родился в 1906 году, он был пятым ребенком в семье, через три года его отец погиб в геологической экспедиции. Потом страна прошла через Первую мировою, Революции, Гражданскую. Герасимов играл в театре, кино, снимал свои первые фильмы…
В свои тридцать лет он прочел газетную заметку с призывом к комсомольцам организовать полярную экспедицию и снял один из самых точных фильмов о лучшем, что дала его эпоха человечеству — о настоящих людях, созидающих будущее — об обществе, которое всецело осознавало себя идущим к справедливому и счастливому миру в этой реальной Вселенной, осознало и положило всё — все свои доступные силы и даже сверх того — на этот путь…

Семеро человек, оказавшиеся за пределами обитаемого мира, вынесены, как кажется, и из неминуемо трагичной борьбы миллионной страны за Великую идею — борьбы, которую страна вела как внутри себя (страшная гражданская война ведь так и не закончилась — не отпускает она так просто: 37-й и 38-й еще впереди), так и против хищников извне, подмявших тогда под себя весь остальной мир. Но именно отделение этих семерых — вписывание их в предельно четкий фокус внимания — и дает нам столь поразительную в своей ясности возможность увидеть всё то лучшее, что было провозгласить этой Новой эпохе.

 

. . .

 

Быть цельным. Отдать себя всего целиком реальному настоящему делу. Пойти до предела своих сил и, не колеблясь, перешагнуть его, если этого требует твое дело или, тем более, если необходимо помочь товарищу.
Всегда искать предел возможного, презирать уютную затхлость комфорта, в которую человек всегда рискует скатиться и остаться там на веки, так и не узнав, чего же он стоит на самом деле. Страх быть обузой, бесполезным. Стремление быть не первым за счет всех остальных, а первым среди других первых. Смотреть не на то, где ты в социальном загончике своей референтной группы — не на относительность положения в своем мирке / своей касте / своем классе, а на то, где ты в абсолютных координатах — где ты и твоя страна на весах всего мира, на весах вечности и абсолютного счастья.

Рваться за пределы освоенного мира. В пределы невозможного. На другую планету. И всегда нести в своем сердце человечность.
Изменить себе, изменить другу, изменить делу — самое страшное — то что нельзя оправдать никаким достижением никакой цели. Верить, что настоящая цель никогда не потребует измены.

Принимать слова тех, кому доверяешь, как всегда обоснованные. Ведь они же ими сказаны не просто так. Да могут быть ошибки — но всегда от чистого сердца, всегда во общее благо, но никогда не для собственной мелочной выгоды.
Если сказано, что надо помочь — значит надо. Если в беде человек, то отдать всего себя. Если говорит другой — надо прыгать — то прыгать, потому что так надо, так лучше — для тебя, для дела, для других, но никогда ни потому, что так лучше лично для него…

И даже природа, даже роковая случайность не случается раз и все — не может с первого раза, с легкостью поломать жизнь. Если быть внимательным, то всегда будет шанс избежать, пойти другим путем, исправить — не полениться взять масло и привязать нарты, лучше закрепить веревку в горах, уследить за лыжами, поверить шуму и заметить аэросани, верить в силы друга и не вскакивать, ломая себя совсем…
Но если все же трагедия, если смерть, которая пока неминуема для живого существа — то это ничего не значит, это тоже можно победить, потому что товарищи не бросят дело, товарищи сохранят память, товарищи пройдут твой путь и ты вмести с ними — твоя сила, твоя воля, твое стремление будут реализованы и принесут плоды вопреки невозможному, вопреки смерти…

И конечно же любовь — разумная, тактичная, уважающая, сохраняющая личность, не губящая других… Любовь зрящая — не страсть убивающая всех к ней прикоснувшихся, не смертельная ревность — а созидающая еще более глубокую дружбу между двумя и вокруг них…

Выдержанная разумность чувств. Победа над страхом. Спокойная самоотверженность. Потому что это больше, чем подвиг — это норма жизни. Это естественно как дышать. Естественно отдавать себя всего. Естественно не держать за душой камень. Естественно помогать ослабшим. Естественно переживать всем сердцем за попавших в беду, но не давать этому переживанию губить дело. Естественно расти над собой. Помнить о пройденном, о павших. Естественно покорять новые горизонты в честь них, в честь своих товарищей, в честь своей страны и ради будущего человечества — всего человечества, без изъятий и границ, без разделения по нациям, происхождению, образованию, возрасту и полу — просто ради всех-всех-всех…

 

. . .

 

Лучший мир из возможно-спланированных на Земле. Лучшие люди, которые могут быть только представлены нами как людьми. Лучшее будущее человечества, которому покорна вся зримая Вселенная…

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, не стала уделом засаленных сектантов, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее. В будущее, даже бледной тени которого достаточно, чтобы мы жили сейчас в гораздо лучшем мире, чем тот, который всегда угрожает человеку как возможный и, не дай Бог, в который мы вот-вот готовы скатиться вновь без той — без 100% нашей по праву рождения — Мечты

 
 

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (фото, кадр)

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) - фильм (постер)

 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Путь СССР – от беспризорников к звездам…
//«Путевка в жизнь» (реж. Николай Экк, 1931)
■ Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Трилогия о Максиме» (Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, 1934-1938)

■ Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго,1930)
■ неКрасные дьяволята…
//«Ноль за поведение» (Жан Виго, 1933)

■ Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Эльдар Рязанов, 1961)
■ СССР. Страна как жизнь…
//«Застава Ильича» (Марлен Хуциев, 1959-1988)
■ Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (Юлий Карасик, 1962)
■ Советский Союз Мечтателей, или Ленин = «Начальник Чукотки»…
//«Начальник Чукотки» (Виталий Мельников, 1966)

■  В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//«Кон-Тики» (Х.Роннинг, Э.Сандберг, 2012)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. P.S.
    Прекрасен в фильме моноплан «НИАИ-1» или «Фанера-2» — до сих пор смотрящийся как объект футуризма — вполне реальный и даже серийный самолет.
    Его начал разрабатывать в 1928 году двадцатитрехлетний крестьянский сын Алексей Лисичкин с хутора Кукуевка Орловской губернии, который учился в это время в Ленинградском институте путей сообщения. И было это меньше чем через пять лет после окончания страшных войн — мировой и открытой фазы гражданской — длившихся 6 лет и после череды — миллионы забравших — эпидемий и голода…
    Десятки таких самолетов летали по СССР с 1933 года (как и сотни пассажирских самолетов других конструкций).
    Самолет на одном 100-сильном моторе легко перевозил пять человек/полтонны груза, пролетал 1000 км без посадки и все это с удивительной комфортной кабиной с круговым обзором.
    Такой вот небольшой штрих — иллюстрация стремительного подъема, который переживала первая в мире Республика Советов, презирая все трудности и пределы возможного.

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Дикая собака динго» (режиссер Юлий Карасик, 1962, СССР)

Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (1962)

…все мы — дети, нам очень-очень хочется не забывать это, нам горько, когда пелена времени начинает скрывать первую яркость распускавшихся в нас чувств, мы раз за разом будем пытаться прожить подлинность наших первых шагов в Мир — мы всегда будем создавать истории о подлинных нас и обжигать себе сердце ими…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.

«Обыкновенное чудо» - фильм Марка Захарова (1978)

О беспредельной доброте Леонова, что победила бесчеловечность в пьесе…
//«Обыкновенное чудо» (1978)

В пьесе Евгения Шварца другой финал был приготовлен и для Администратора, и для Короля — финал, не оставляющий шанса подарить им любовь, а значит не оставляющий шанса увидеть в каждом из них человека…

«Короткое замыкание» (1986)

Прекрасное введение в проблемы ИИ и гимн человечности…
//«Короткое замыкание»(1986)

Фильм убедительно и очень-очень не скучно показывает как работает тест Тьюринга на Искусственный Интеллект (ИИ), почему он до сих пор актуален и почему его прохождение компьютерами и роботами не будет для нас определяющим…

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

smiatenie-chuvstv-1977-pr1 - фильм (фото, кадр)

"Сама себя не похвалишь – никто тебя не похвалит". О трагедии некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (1977)

Фильм Павла Арсенова и Александра Володина в 77 своих минутах поразительно лаконично и точно разворачивает человеческий мир некоммуникабельности чувств и слов. Делает это деликатно и с, казалось, невозможной для этой “темы” теплотой, то есть так, как это не удалось сделать Антониони или Вендерсу…

«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…