Когда людоед целует своего ребенка – он оценивает каков его ребенок на вкус?..
//«Бразилия» (Т.Гиллиам, 1985)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)
«Бразилия» / «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985, Великобритания, США): «…Сэм Лаури живет без всяких усилий: работает мелким клерком и летает во снах; он согласен мириться с необустроенным бытом и выслушивать упреки матери, входящей в элиту системы. Но однажды он сталкивается с девушкой, которую постоянно видел во сне. Для того, чтобы снова встретить её, он соглашается сменить работу…». КиноПоиск: 7,8; IMDb: 7,9.

 
 

 
Проклятье и спасение человека — удерживать в своем сознании очень немногое. Забывать. Не думать. Отвлекаться. Уходить в себя. Представлять себя лишь инструментом в чужих руках. Не видеть очевидные сходства. Сочувствовать лишь немногим.

Вопрос: когда людоед целует своего ребенка на ночь — он представляет каков его ребенок на вкус — сырой… а жареный… а вареный?

 

* * *

 

Те, кто производят клишированные тексты, скучающе пишут о «Бразилии» как об «антитоталитарном фильме», «фильме-антиутопии» и пр. жвачку.
Как будто Терри Гиллиаму и его зрителям было и есть какое-то дело до мест и времен, где они никогда не были и которые нигде, кроме как в пропагандистских текстах не существовали.

Тратить свою жизнь на то, чем ты именно сейчас не живешь, причем так, что из этого получается настоящее произведение искусство — вещь невозможная. Раз за разом смотреть фильм, который к тебе не имеет отношение (или, на худой конец, не дает тебе отдыха) — ситуация тоже, мягко скажем, не массовая.
А фильм «Бразилия» и сделан был в англосаксонском мире в 1980-е очень разумными людьми и смотрится до сих пор в достаточно массовом количестве.
Почему? Потому что он не про некий «тоталитарный мир» или мир, который вот-вот с завтра на послезавтра наступит, а про них и про нас — тогда и сейчас.

 

* * *

 

Жизнь в режиме выборочной слепоты — тут вижу, тут не вижу. Жизнь с ширмами поперек своего мозга — тут пониманию, тут даже не замечаю и замечать не буду. Жизнь с отключаемыми чувствами — тут обливаюсь слезами, тут «это не имеет ко мне отношение/ всем не поможешь»…

Жизнь мелким винтиком с маленькими привилегиями — удобна. Жизнь с маленькой заветной тайной, которая всегда твоя, и ты с ней и в ней властелин целого мира — удобна. Жизнь, чье безбедное существование оплачено пакостями твоих предков, а ты весь чистенький — удобна. Жизнь, которая оберегаема службами, про методы которых ты отказываешься знать — удобна.

Жизнь западного обывателя (а теперь и нашего) — очень удобна.

«Работа, ничего личного» — лозунг убийц человечности. Самых массовых убийц, международного трибунала для которых не было и не будет.

А что будет — лишь вот такие вот редкие фильмы как «Бразилия», которые в очень хорошей маскировке (да и то чудом — см. историю выхода фильма в прокат) пытаются прошептать, что так жить нельзя.

У одних «работа на общее благо», у других — «ведь надо как-то кормить семью», у третьих — «мне обещали, что все по правилам/науке», у четвертых — «все так живут», у пятых — «но я-то/мы-то особенные, а остальные свиньи»…

Люди виртуозно научаются примиряться в своей жизни с чем угодно, если это приносит им минимальную прибавку комфорта.

Всегда и все? Нет — если «книжки он нужные в детстве читал» — если есть кому разбудить в человеке человечность — если помнит он о примере другой жизни — если он узнал в себе мужество не проспать всю свою единственную жизнь…

Терри Гиллиам же с товарищами обличает и негодует, и пугает… и бессильно сдается — он/они никуда не могут уйти — в их сознание намертво вросло с детство привитое умение разделать/отделять/не претендовать на Большее. Умение, не применять которое они не могут. А потому единственный для них выход из столь бесчеловечного мира — бегство в частную жизнь, спасение его/её/«собачки», а если, какая жалость, оно невозможно — бегство в сны/ фантазии/ нарко-галлюцинации/ бред сумасшедших.

(Кто бы из них еще имел мужество сказать, что то «бегство», которое они предложили герою — это совсем не та благость, что они изобразили. Сумасшествие — оно или предельно болезненно и/или приходит вместе с разрушение личности — а потому «счастливое лицо идиота» — оно не потому «счастливое», что «идиоту хорошо» — а потому, что там за маской его лица никого осознающего хоть что-то уже нет.)

 

* * *

 

Мужество быть целым — смелость видеть равными всех людей — возглас о «слезинке ребенка» — боль души за весь мир… Это из другого мира. Он тоже имеет свою цену. Но это уже другое кино…

 
 

P.S.
…и об «английском юморе» вообще. Многие думают, что жители Британских островов и их отпрыски в своих шутках осознанно оригинальничают, что их остроты плод осознанного перевирания реальности — что их черный юмор над смертью и болезнями, смешки над низведенным до положения предмета человеком, издевательство над самыми близкими, унижение через выворачивание на публику максимально уязвимого и интимного в человеке, хохот вместе с торжествующим абсурдом бюрократии и т.д. и т.п. — что все это осознанное преувеличение «отдельных недостатков» для борьбы с ними…

Ха-ха-ха. Нет и еще раз нет. Все что здесь было перечислено — это такая вот темная сторона их образ жизни. Они так живут. И все, что нам кажется «оригинальным» и специальным для «чтоб смешнее было» — это их типичное в их жизни, лишь ярко подсвеченное. В британской жизни типично обыденное расчеловечивание. Типично переключение — вот ты человек, а вот ты — уже нет и законная жертва. Вот — джентльмен, а вот — прислуга, банкрот, преступник, чужак…; может быть даже по ошибке — но это все равно, что ж поделать — не повезло…  джентльменам уже все равно — можно о тебя вытереть ноги — причем неважно кто ты: родственник, женщина, ребенок… Так было встарь и след этого тянется и тянется до сих пор.

Они — большинство из них — так живут. И юморят не для того, чтобы возопить — «так жить нельзя», а чтобы проявить своё «остроумие», продать подороже свои остроту глаза, языка и пера; развлечься; добавить как анестезирующую смазку немного «общепринятого человеколюбия»… и сделать своё существование более комфортным в этом черном, как они его видят, мире.

 
 
 

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

 
 

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985) - фильм (фото, кадр)

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, в гл.р. Джонатан Прайс, 1985) - фильм (фото, кадр)

 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Уродство зла. О верящих в Дьявола и не верящих в Бога…
// «Фауст» (Александр Сокуров, 2011)
■ Ноша зла для доброго сердца…
//«Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)
■ Кое-что из головы 25-летнего режиссера…
// «Почему рехнулся господин Р?» (Фассбиндер,1970)
■ Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго,1930)
■ Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?
// «Золотой телёнок» (Михаил Швейцер, 1968)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
// «Семеро смелых» (Серей Герасимов, 1936)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. Из истории создания фильма «Бразилия»

    «… Студия Universal оказалась недовольна концовкой антиутопии, попросив Терри Гиллиама сделать хэппи-энд. Режиссер отказался, и его фильм убрали на полку почти на год.
    Терри решил разместить рекламу в журнале Variety, а затем тайком показать ленту критикам. Несмотря на то, что «Бразилия» еще не была официально выпущена в прокат, Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса присудила ей звание лучшей картины 1985 года.
    Под натиском общественности руководство Universal выпустило на экраны смонтированный Гиллиамом вариант с уменьшенным хронометражем.
    Сама же студия после этого все равно продала на телевиденье именно свой вариант монтажа с хэппи-эндом, который в итоге был показан более массовой аудитории.
    В Северной Америке фильм был также выпущен на VHS и Laserdisc в 131-минутной версии для Соединённых Штатов.
    С небольшими изменениями в настоящее время фильм доступен на DVD в оригинальной режиссерской «европейской» версии…»

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…

«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.

Мадс Миккельсен в фильме «Вальгалла: Сага о викинге» - «Valhalla Rising» (Николас Виндинг Рефн, 2009)

Велико терпение Божье, если Он нас терпит такими…
//«Вальгалла: Сага о викинге» (Н.В.Рефн, 2009)

Людям нужны люди. Чтобы сделать ад на земле. И, даже если людей мало, они все равно найдут друг друга… Может ли быть по другому? — Может, если Культура и Вера обуздали зверя в человеке…

«Ускользающая красота» - «Stealing Beauty» (Бернардо Бертолуччи, 1996) - Лив Тайлер

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Б.Бертолуччи, 1996)

Красота человека. Волнующая, притягивающая к себе, обволакивающая тебя собой. Она так хрупка… Как можно быть без этой красоты. Без этой невыразимой естественности бытия… Жизнь? Её ровно столько же у старика, как и у юнца. Сейчас, сегодня. У старика нет завтра? У молодого его тоже ведь нет. Но он думает что есть. Обещание жизни ценнее, чем сама жизнь. Мы грезим вечностью в своих желаниях…

zemlianichnaia-poliana-1957_!prev - фильм (фото, кадр)

Сон жизни…
//«Земляничная поляна» (И.Бергман, 1957)

Мы обезболиваем себя безумной надеждой — «это сон». «Всё сон»… Настоящее — там и тогда, где нет боли, зла, неудачи. Где есть второй и третий, и тысячный шанс исправить. Где нет расставания, нет болезни, нет смерти. Где все рядом и навсегда. Где нет времени… Настоящие — по ту сторону прикрытых глаз…

«Лола» - «Lola» (реж. Жак Деми, в гл.р. Анук Эме 1961)

Сказка о городе и возвращении…
//«Лола» (Ж.Деми, 1961)

До «Шербурских зонтиков» Жак Деми снял маленький шедевр — экзистенциальный мюзикл с хеппи-эндом — …чтобы подарить грёзу надежды, что ожидание вознаграждается; чтобы пролить успокаивающие слезы любования чужим везением; чтобы укрепить душу сказкой о верности…

«Дорога» - «La strada» (реж. Федерико Феллини, 1954) - Энтони Куинн, Джульетта Мазина

Лицо – маска, жизнь как у скота… Это и есть реальный человек, остальное – (само)обман и мечты?…
//«Дорога» (Феллини, 1954)

Фильм, после которого весь мир признал гений Феллини, который этому миру был очень нужен… Фильм, после которого Феллини пережил психический надлом, который он сам много позже назвал «Чернобылем души».

smiatenie-chuvstv-1977-pr1 - фильм (фото, кадр)

"Сама себя не похвалишь – никто тебя не похвалит". О трагедии некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (1977)

Фильм Павла Арсенова и Александра Володина в 77 своих минутах поразительно лаконично и точно разворачивает человеческий мир некоммуникабельности чувств и слов. Делает это деликатно и с, казалось, невозможной для этой “темы” теплотой, то есть так, как это не удалось сделать Антониони или Вендерсу…

«Начальник Чукотки» (реж. Виталий Мельников, в гл.р. Михаил Кононов, 1966)

Советский Союз Мечтателей, или О наивности…
//«Начальник Чукотки» (1966)

В фильме Виталия Мельникова 1966 года мы узнаем целый набор тех чудных черт советского человека, что помогли сотворить, поддерживали и разрушили первую в мире Страну Советов. Наших черт…