неКрасные дьяволята…
//«Ноль за поведение» (Жан Виго, 1933)

«Ноль за поведение» - «Zéro de conduite» (Жан Виго, 1933) - фильм (фото, кадр)
«Ноль за поведение: Молодые дьяволята в колледже» / «Zéro de conduite: Jeunes diables au collège» (реж. Жан Виго, 1933, Франция): «…в школу-интернат для мальчиков после каникул возвращаются ученики; первой же ночью тройка главных героев получают “ноль” за поведение – это означает, что в ближайшие выходные они не будут отпущены домой…».
 

 
«Ноль за поведение» — первый из всего двух полнометражных фильмов Жана Виго, человека, которого значительная часть авторов и ценителей кино-как-искусства почитали иконой кинематографа.
Фильм, который, как утверждают западные и наши кинокритики, вызвал к жизни целые жанры и стили повествования в кино. Среди непосредственных “наследников” называют и «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо, и «Если…» Линдсея Андерсона, и «Дурное воспитание» Педро Альмодовара, и, даже, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова.

 

. . .

 

Фильм Жана Виго — шарж на школу, шарж на учителей и учеников, шарж на французское общество, каким оно было и за 60 лет до фильма и каким оно оставалось, в массе своей, до сего дня — общество с мелкими страстями, мелкими пакостями, мелкими мечтами — мелочное общество мелких людей…

Фильм Жан Виго снял в 1933 году, в возрасте 28 лет. За два года до этого Николай Экк в возрасте 29 лет снял «Путевку в жизнь».
Фильм Виго был запрещен к показу французской цензурой до 1946 года. Фильм Николая Экка десятилетия был в прокате СССР, получил приз первого Венецианского кинофестиваля за режиссуру и был куплен для проката в 107 странах мира.
При этом проблемы, которые освещает «Ноль за поведение», — в прямом смысле слова детский лепет в сравнении с проблемами из мира «Путевки в жизнь». Но даже в таком «детском виде» — фильм Виго выглядел сотрясателем основ для тех временщиков, которые досиживали свои последние годы в цивильных кабинетах Запада.
И это очень показательный пример разности масштабов того, чем жила первая Республика Советов и типовая мелкобуржуазная «демократия» на пороге Второй Мировой войны; пример разность масштабов того наследства, что получили мы и они; и, к сожалению, пример того, как это наследство «(пере)оценивается» в памяти широкой публики…

Полное авторское название фильма Виго — «Ноль за поведение: Молодые дьяволята в колледже» и здесь мы уже видим прямую отсылку к другому советскому фильму «Красные дьяволята» 1923 года.

Но что может сделать Жан Виго даже в паре со своим кинооператором Борисом Кауфманом (младшим братом нашего гениального Дзиги Вертова)?
Он может лишь то, что очерчивает как возможное то общество и та культура, на которые он обречен фактом своего рождения.
Ничего более, чем карикатурный бунт, недовольных своей жизнью отпрысков мелких буржуа и лавочников, Виго показать не может.

[Так же как ничего более не смогла породить Франция в массе своей ни в 1939-1944 (когда за каждый день полусытого своего существования под немцами французы выдали на смерть 80 человек только евреев и исправно трудились на своих хозяев, чтобы те ни в чем не нуждались, убивая этих «варваров на востоке»); ни в 1968 году во время своей, хорошо распиаренной впоследствии, студенческой «революции»; ни, уже совсем измельчав, не смогла предъявить миру ничего кроме плоских карикатур «Шарли Эбдо» в 2010-е; ни, вот прямо сейчас, не может ничем разродиться в 2019 году кроме как «бунтами» по расписанию «желтых жилетов», после выбора очередного президента-клоуна…]
   

. . .

 

Жан Виго пытался расквитаться своим фильмом за ту жизнь, которую он сам прожил в интернатах под чужим именем, куда его отдавали родители –  воинствующие-анархисты.

Да, когда ты внутри аквариума — все мелкие проблемы твоей стаи рыбешек являются тебе как “всемирные проблемы” — тебе тошно от всего вокруг максимально так, как только может быть тошно от ежедневно повторяющейся однообразной серости; тебе противны уродливые, мелочные, тупые люди, от которых ты вынужден зависеть, максимально так, как только могут быть противны люди, от которых ты никуда не можешь деться; тебе страшно от угрозы наказания, максимально так как только может быть страшно — хотя всё, что тебе грозит — это выволочка, пара затрещин и лишение выходного…
Твои надзиратели-учителя тоже вкладывают всю их душу (уж какую есть) в своё мелкое изуверство — они стараются, они потеют — они выстраивают из подвластного им мирка свой мини-ад с тщательностью и вниманием, с которым их коллеги из соседней страны уже начали строить свои концлагеря (очень показательно, что А.Гитлер свой первый концлагерь открыл именно в 1933 году и был он поначалу предназначен исключительно для «бунтарей и смутьянов» — коммунистов и социалистов).

Фильм Виго — фильм-аллегория, фильм-предчувствие и фильм — попытка помечтать о возможности убежать из карикатурного мира, в который превратилась когда-то революционная Франция и в котором так тесно любой живой душе.
Затхлый воздух общества-по-расписанию от рождения до смерти не разгонишь ударами подушек — остается уйти по крышам (под которыми останется спать своим, непрерываемый ничем, включая очередную мировую войну, сном обыватель) в никуда

 

…и это совсем-совсем не то, что дорога в закат «Красных дьяволят»/ «Неуловимых мстителей» — которые шли и в 1923, и в 1966 — в Завтра, в Будущее — которое мыслилось обязательно будущим — в счастье всех на Земле — в коммунизм…

 
 
 

«Ноль за поведение» - «Zéro de conduite» (Жан Виго, 1933) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго,1930)
■ Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
■ Разумные существа – существа бесчеловечные, человек – это любовь…
// «Забытые» (Луис Бунюэль, 1950)

■ Путь СССР – от беспризорников к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Николай Экк, 1931)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.

«Близкие контакты третьей степени» - «Close Encounters of the Third Kind» (реж. Стивен Спилберг, 1977)

О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (С.Спилберг, 1977)

Фильм из эпохи, в которой торжествовала Правда первого осознания Космоса как Вызова — Вызова, который Человек принял — принял в Вере, что он сможет Космос покорить, что он должен его покорить, что он в ряду других достойных — что он космическое существо…

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012)

В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//«Кон-Тики» (2012)

Они яростно верили в себя. Колумб обманул всех. Тур Хейердал повел за сказкой… Но человека ведет не ложь – ведут мечты, грёзы…
Уходя в горизонт, мы ищем только свой мир. Мы идем за свободой. Мы уплываем в себя – туда, где нас не будет дергать за ниточки мелочное чужое. Мы стремимся к любви…

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
«Короткое замыкание» (1986)

Прекрасное введение в проблемы ИИ и гимн человечности…
//«Короткое замыкание»(1986)

Фильм убедительно и очень-очень не скучно показывает как работает тест Тьюринга на Искусственный Интеллект (ИИ), почему он до сих пор актуален и почему его прохождение компьютерами и роботами не будет для нас определяющим…

«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«Соломенная шляпка»(1974)

Трезвый оловянный солдатик, или Гимн “неверности” как основе общежития…
//«Соломенная шляпка» (1974)

Фильм — шедевр среди учебных пособий завершающего класса начальной школы воспитания жизнью. Когда все правила уже выучены и приходит пора узнать — чтобы жить человеком эти правила необходимо нарушать — нарушать не разрушая…