Когда чужая боль больнее…
//«Чучело» (Ролан Быков, 1983)

«Чучело» (реж. Ролан Быков, 1983) - Кристина Орбакайте, Юрий Никулин - фильм (фото, кадр)
«Чучело» (реж. Ролан Быков, 1983): «…в шестой класс провинциальной школы приходит новая ученица Лена Бессольцева; она живет со своим дедом, который тратит все деньги на покупку картин; Лена старается подружиться со всеми в классе и не замечает обид; однажды она берет на себя чужую вину…».
 

 
Мы не безнадежны… мы спасаемы… потому что среди нас есть те, для кого чужая боль, чужая радость, чужая судьба значимее, чем своя собственная.
Потому что нет для них – чужой жизни. Нет той границы, внутри которой вот они – они, внутри которой – их драгоценное «Я», «Моё», лелеемые мечты, превозносимые достижения, отгоняемые страхи, ожидаемые удовольствия…, а за которой все остальные-другие с их чужой, а потому по-настоящему не существующей болью, радостью, надеждами, страхами…
Есть эти люди – настоящие люди, которые и делают человечество – человечеством, человечным обще-житием, а не разросшейся популяцией особей, способных только урвать своё, себе, для своих.

Как это чужая боль и страх — больнее и страшнее? Как это чужие надежды — значимее?

А все просто — ты видишь его, и видишь мир его глазами, и проживаешь его чувства как свои — ты вне и внутри одновременно… и ты видишь то, что его окружает, куда он идет и куда придет — ты ощущаешь, что он чувствует сейчас и что, как ты ясно видишь, он будет чувствовать потом — ведь дорога его и его шаги перед тобой… Тебе больно за него и сейчас — ведь его эмоции отражаются в тебе такими же жгучими эмоциями как те, что бывают лично с тобой, но тебе больно за него и в его будущем — ты с ужасом проживаешь здесь и сейчас то, что будет потом длиться с ним, длиться и длиться…

Когда он предает сейчас — его сковывает страх, его тянет неизбежность натуры стадного существа, которое не может противостоять всем и должно отдаться общей воле — он не видит другого пути, кроме того, которым его ведет «общее желание» — желание большинства; и он не видит себя как отдельного от той ситуации, в которой он здесь и сейчас, как отдельного от своих теперешних переживаний, которые он хочет прекратить, но которые поглотили его внимание полностью…
Ты же видишь его как отдельного — как человека, который чертит свой путь несмываемыми чернилами, который загоняет себя в лунку судьбы, по которой он покатится в будущую боль и невозможность вырваться из уже случившегося… когда он будет один, когда вынуждающие обстоятельства уйдут и он встанет перед приговором своей ущербности…

 

Значит ли это, что тот, кто так чувствителен к проживанию жизнью другими, также зряч и к себе? Конечно нет. Он знает свои чувства как «всего лишь чувства» — ну да, подумаешь — я переживаю, но это всего лишь мои страхи и мои страдания, которые я выношу и вынесу — моя совесть про них молчит и это главное — я их переживаю и этим не делаю ничего плохого, а значит я их переживу… Стыдно —  когда делаешь плохо другому, стыдно — когда не помог другому. Стыдно сейчас и будет стыдно потом… всегда, когда память обернется к содеянному. А что мои «личные чувства» — так, проходящая слабость,… что от них останется — смутная тень, а потому не страшны они.
Долг, достоинство, совесть — они навсегда, а желания-хотелки-страхи… были и прошли…

 

Проживать значимость реальности жизни других, а не купаться в лужице собственных удовольствий-неудовольствий, поначалу, для юного человека с так открытой наружу душой, превращается в стремление сделать другим хорошо здесь и сразу. Понравиться, чтобы другим было приятно быть с ним рядом… угодить, согласиться, подстроиться… лишь бы увидеть в других радость.
И лишь потом человек может научиться включать эту сиюминутную радость одного другого в общий поток жизни многих-многих других. И тогда, чувствующая других душа, научается быть не добренькой, а доброй — проходить через сиюминутные позывы, исходящие от других, ради Блага и их, и многих.

 

. . .

 

Иметь чувствилище для чувствования других душ — как это много, как прекрасен и ошеломляюще широк может быть такой общий мир.
Как утешающе в нашей краткой жизни уметь предвосхищать будущность череды поколений, уносящих в грядущее радость бытия, и как щемяще тепло и сладко иметь возможность воскресить в своей душе радость и надежды ушедших предков.

Но как больно столкнуться с невозможностью поправить непоправимый поступок другого. Когда ему отдается вся сила твоих сопереживаний, а он совершает нечто, что рушит его и чужие жизни. И ты ничего не может с этим поделать — и ты понимаешь, что воспринимая его как себя — ты остаешься собой, а он собой. Что он заперт в себе и будет и дальше разрушать себя, других и тебя среди них… и что ты тоже заперт в себе и нет такой жертвы, которую ты можешь принести, ради его спасения… что ты всего лишь можешь пытаться помочь, отдавая ему свою веру в него… но спасти он может лишь себя сам… и он себя не спасает.

 

. . .

 

Отображение человека — отражение его, фотография, кинозапись, картина. Мы смотрим на образы из прошлого — им может быть и сотня лет, и десять, и день, и мгновение — время перестает иметь значение. Мы обретаем себя рядом с теми, кто изображен — мы все проживаем в едином времени и месте.
Наше чувствилище другого в себе отрыто и для другого-ушедшего — он не уходит, а проживает вместе с нами… он здесь… он дарит нам свою помощь… и эта помощь может спасти… и спасает…
Лик человека, его образ — он прямо входит в нас. Также может входить и слово, и другое сотворенное до нас и для нас, но для этого надо знать многое, надо быть подготовленным… изображение же нас — вот оно — есть и всё… почти «всё» — необходимо «лишь» уметь открыть ему свою душу, увидеть вместо «предмета искусства» — близкую душу…

 

Сколько стоит попытка помочь нескольким детям пробудиться к человечности? А одному?
Стоит ли она многих отданных лет на написание картин, на их сохранение и оберегание? Стоит ли она перевернутой жизни великого Ролана Быкова?
А могут ли те, кто отдают себя для-ради других поступать иначе? Могут. Но останутся ли они после этого собой и смогут ли продолжать жить?

 
 

 
«Чучело» (реж. Ролан Быков, 1983) - Кристина Орбакайте, Юрий Никулин - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (Инна Туманян, 1979)
■ Жизнь впервые…
//«Не болит голова у дятла» (Динара Асанова, 1974)
■ Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (Эльёр Ишмухамедов, 1966)
■ Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (Юлий Карасик, 1962)

О беспредельной доброте Леонова, что победила бесчеловечность в пьесе…
//«Обыкновенное чудо» (Марк Захаров, 1978)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)

■ О том, что дает силы жить…
//«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)
■ Самоотречение. О тех, кто спасают(ся)…
//«Аритмия» (Борис Хлебников, 2017)

"Сама себя не похвалишь, никто тебя не похвалит": о некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (Павел Арсенов, 1977)
■ Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
■ Ноша зла для доброго сердца…
//«Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)
■ Лицо – маска, жизнь как у скота… – это реальный человек, а всё остальное лишь (само)обман?
//«Дорога» (Федерико Феллини,1954)
■ Разумные существа – существа бесчеловечные, человек – это любовь…
//«Забытые» (Луис Бунюэль, 1950)

■ СССР. Начало пути к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Николай Экк, 1931)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [«медленное чтение» — фразы-смыслы текста/фильма для обдумывания еще] :

    1. [восторг возможности бытия-вместе]

      «…Иметь чувствилище для чувствования других душ — как это много, как прекрасен и ошеломляюще широк может быть такой общий мир.
      Как утешающе в нашей краткой жизни уметь предвосхищать будущность череды поколений, уносящих в грядущее радость бытия, и как щемяще тепло и сладко иметь возможность воскресить в своей душе радость и надежды ушедших предков…»

    2. [человечество скреплено в единое тело; возможность единства человечества основано на возможности одного человека жить значимостью жизни другого человека больше, чем своей]

      «…Мы не безнадежны… мы спасаемы… потому что среди нас есть те, для кого чужая боль, чужая радость, чужая судьба значимее, чем своя собственная. .. Есть эти люди – настоящие люди, которые и делают человечество – человечеством, человечным обще-житием, а не разросшейся популяцией особей, способных только урвать своё, себе, для своих…»

    3. [возможность проживания миром другого фундирована возможностью человеку быть без границы “моего”]

      «…нет для них – чужой жизни. Нет той границы, внутри которой вот они – они, внутри которой – их драгоценное «Я», «Моё», лелеемые мечты, превозносимые достижения, отгоняемые страхи, ожидаемые удовольствия, а за которой все остальные-другие с их чужой, а потому по-настоящему не существующей болью, радостью, надеждами, страхами… …»

    4. [знание другого полнее знания себя — ведь оно сополагается из сопереживания и из предугадования продления пути другого]

      «…ты видишь мир его глазами, и проживаешь его чувства как свои — ты внутри, но и вне одновременно — ты видишь то, что его окружает, куда он идет и куда придет — ты ощущаешь, что он чувствует сейчас и что, как ты ясно видишь, он будет чувствовать потом — ведь дорога его и его шаги перед тобой… Тебе больно за него и сейчас — ведь его эмоции отражаются в тебе такими же жгучими эмоциями как те, что бывают лично с тобой, но тебе больно за него и в его будущее — ты с ужасом проживаешь здесь и сейчас то, что будет потом длиться с ним, длиться и длиться…»

    5. [ужас трагедии (в т.ч. совершения зла) сильнее в осознании её окончательности; в момент своего развертывания трагедия предстает последовательностью шагов, которые затуманивают взгляд своей не катастрофичностью в их отдельности/обыденности]

      «…Ты же видишь его как отдельного — как человека, который чертит свой путь несмываемыми чернилами, который загоняет себя в лунку судьбы, по которой он покатится в будущую боль и невозможность вырваться из уже случившегося… когда он будет один, когда вынуждающие обстоятельства уйдут и он встанет перед приговором своей ущербности…»

    6. [погруженность в толпу лишает взгляда на себя как на отдельного, лишает возможность увидеть ответственность именно себя]

      «…его сковывает страх, его тянет неизбежность натуры стадного существа, которое не может противостоять всем и должно отдаться общей воле — он не видит другого пути, кроме того, которым его ведет «общее желание» — желание большинства; и он не видит себя как отдельного от той ситуации, в которой он здесь и сейчас, как отдельного от своих теперешних переживаний, которые он хочет прекратить, но которые поглотили его внимание полностью…»

    7. [человек, переживая нечто здесь и сейчас, не в состоянии в это же время оценить в полноте значимость своего переживания только на основании чувств/эмоций;
      значимость случающегося “взвешивается” не чувствами, а отнесением к должному — к совести; значимость прожитого ясна только когда видна не из текущего времени — видна из “вечности” — когда она не может “пройти”]

      «…Он знает свои чувства как «всего лишь чувства»: «ну да, подумаешь — я переживаю, но это всего лишь мои страхи и мои страдания, которые я выношу и вынесу — моя совесть про них молчит и это главное — я их переживаю и этим не делаю ничего плохого, а значит я их переживу»… Стыдно — когда делаешь плохо другому, стыдно — когда не помог другому. Стыдно сейчас и будет стыдно потом… всегда, когда только память не обернется к содеянному. А что мои «личные чувства» — так, проходящая слабость,… что от них останется — смутная тень, а потому не страшны они. Долг, достоинство, совесть — они навсегда, а желания-хотелки-страхи… были и прошли…»

    8. [юношеский максимализм — сделать хорошо для всех, здесь и сразу; соизмерение с реальностью — существование добрым, а не добреньким — требует соизмерения порыва души с (пред)видением хода времени]

      «…Проживать значимость реальности жизни других, поначалу, для юного человека с открытой наружу душой, превращается в стремление сделать другим хорошо здесь и сразу. Понравиться, чтобы другим было приятно быть с ним рядом… угодить, согласиться, подстроиться… лишь бы увидеть в других радость. И лишь потом человек может научиться включать эту сиюминутную радость одного другого в общий поток жизни многих-многих других. И тогда, чувствующая других душа, научается быть не добренькой, а доброй — проходить через сиюминутные позывы, исходящие от других, ради Блага и их, и многих…»

    9. [боль непоправимости поступка другого; боль невозможности человеку спасти другого, без усилия с его стороны]

      «…как больно столкнуться с невозможностью поправить непоправимый поступок другого. Когда ему отдается вся сила твоих сопереживаний, а он совершает нечто, что рушит его и чужие жизни. И ты ничего не может с этим поделать — и ты понимаешь, что воспринимая его как себя — ты остаешься собой, а он собой. Что он заперт в себе и будет и дальше разрушать себя, других и тебя среди них… и что ты тоже заперт в себе и нет такой жертвы, которую ты можешь принести, ради его спасения… что ты всего лишь можешь пытаться помочь, отдавая ему свою веру в него… но спасти он может лишь себя сам… и он себя не спасает.…»

    10. [вневременность бытия-вместе / (обще)человечного, их бессмертность]

      «…Наше чувствилище другого в себе отрыто и для другого-ушедшего — он не уходит, а проживает вместе с нами… он здесь… он дарит нам свою помощь… и эта помощь может спасти… и спасает…
      Отображение человека — отражение его, фотография, кинозапись, картина. Мы смотрим на образы из прошлого — им может быть и сотня лет, и десять, и день, и мгновение — время перестает иметь значение. Мы обретаем себя рядом с теми, кто изображен — мы все проживаем в едином времени и месте.
      Лик человека, его образ — он прямо входит в нас. ..изображение нас — вот оно — есть и всё — необходимо «лишь» уметь открыть ему свою душу, увидеть вместо «предмета искусства» — близкую душу…»

    11. [быть человечным — это выбор человека, но если он его отринул — то он перестает и быть человеком]

      «…могут ли те, кто отдают себя для-ради других поступать иначе? Могут. Но останутся ли они после этого собой и смогут ли продолжать жить?…»

  2. Великий фильм Ролана Быкова. В статье затронут лишь один пласт, может быть самый важный, но один. А ведь еще столько через него открывается окон в души людей-человеков.

    — — — — — — — — — — — — —

    …она вошла в класс… как рада она была открыться им всем… как хорошо быть вместе… как чувствовала она восторг ожидания новых друзей… новой себя, в новом мире… как доверяла она всему, что есть — ведь если она хорошая, если она будет делать как хорошо — значит всё-всё будет хорошо…

    ..а потом “реальность” мира начала бить… они начали бить и она ушла в себя… она стала пытаться сделать невозможное… она хотела перевернуть мир… сделать всё-всё чтобы сделать лучше… и она бы сломалась, если бы не любовь и соразмерность души пусть немногих, но живущих рядом с ней… иначе бы она просто сломалась…

    — — — — — — — — — — — — —

    …а кто-то уже вкусил “сладость” манипуляции другими… созревшая девушка хочет использовать мальчика как свою первую сексуальную игрушку…

    — — — — — — — — — — — — —

    …и два непересекающихся мира … взрослый мир не слышит детский… детский взрослый…
    …поколения живут не слыша… не желая нагружать себя причинами, оправданиями, целями друг друга… со своими бы разобраться — оправдываются они… и естественно не разбираются…

    . . .

  3. [избр.комментарии с zen.yandex.ru/kinokakpovod]:

    1. [Ел Аг]
      фильм, особенно в детстве, а впрочем и сейчас, — производит очень сильное впечатление…
      И если сразу не ставить клеймо «чернуха» (а это очень удобно, чтобы не думать ни о чем дальше) — то в нем (и, да, с помощью него) есть в чем разбираться и разбираться…

      `
      [КкП]
      Ел Аг, перестроечная и постперестроечная «чернуха» выработала стойкое отвращение у очень многих к злым и бездарным фильмам, которые лепились на потребу «прогрессивной общественности». И это правильно.
      К счастью фильм «Чучело» — совсем из другой категории…

      `
      [Driver Pete]
      Это один из лучших фильмов в истории мирового кинематографа, говорящий о предательстве, о чувстве собственного достоинства, о стадном инстинкте … и о детстве.
      Жаль, что в жизни Кристины Орбакайте так и не появилось другого Быкова. Впрочем, «это уже совсем другая история».

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.

«Назад в будущее» - «Back to the Future» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985-1990)

Сладкая отрава для [вечных] подростков, или Почему невозможность путешествия во времени – это хорошо…
//«Назад в будущее» (1985‑1990)

Этот фильм любим всеми. Его невозможно не любить. Фильм — мечта «отличника» и «хорошиста» — ты получаешь всё, просто потому, что ты «учился в школе»; всё, что от тебя требуется — это продемонстрировать то, что в тебя вдолбили, на что тебя натаскали… Оказываясь в прошлом (мечтая оказаться в прошлом) — герой [мечтаний] получает подавляющее преимущество только из факта обладания своим, уже имеющимся у него, «темпоральным телом»…

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер .

Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности в 2019 году по России — 40 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» в наших реалиях — это один миллиард рублей…

«Обыкновенное чудо» - фильм Марка Захарова (1978)

О беспредельной доброте Леонова, что победила бесчеловечность в пьесе…
//«Обыкновенное чудо» (1978)

В пьесе Евгения Шварца другой финал был приготовлен и для Администратора, и для Короля — финал, не оставляющий шанса подарить им любовь, а значит не оставляющий шанса увидеть в каждом из них человека…

«Соломенная шляпка»(1974)

Трезвый оловянный солдатик, или Гимн “неверности” как основе общежития…
//«Соломенная шляпка» (1974)

Фильм — шедевр среди учебных пособий завершающего класса начальной школы воспитания жизнью. Когда все правила уже выучены и приходит пора узнать — чтобы жить человеком эти правила необходимо нарушать — нарушать не разрушая…

«Нежность» (реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966)

Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (1966)

Наше больное сердце выбрасывает нас из механичности событий и дарит счастье. Счастье узнать то, что больше всех механизмов пространства и времени вместе взятых. Счастье смотреть на весну, счастье видеть радость других и проживать его как своё. Счастье любить и видеть любовь других.
И счастье понимания чуда жизни человеком. Чуда, которое не может не быть хрупким. Самым хрупким из существующего. Которое надо беречь во что бы то ни стало. До конца, до последнего удара сердца.

«Дикая собака динго» (режиссер Юлий Карасик, 1962, СССР)

Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (1962)

…все мы — дети, нам очень-очень хочется не забывать это, нам горько, когда пелена времени начинает скрывать первую яркость распускавшихся в нас чувств, мы раз за разом будем пытаться прожить подлинность наших первых шагов в Мир — мы всегда будем создавать истории о подлинных нас и обжигать себе сердце ими…