В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//«Кон-Тики» (2012)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (постер)

«Кон-Тики» / «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012, Норвегия-Швеция- Дания-Германия-Великобритания): «…художественный фильм о первой авантюре самого известного путешественника XX века — Тура Хейердала; в 1947 году он и его пять товарищей на плоту, созданном по технологиям древних индейцев, за 101 день смогли преодолеть 7000 км от Южной Америки до остовов Полинезии…».

 

 
Колумб не искал неизведанное. Не уходил за новым. Не порывал с прошлым. Не искал счастья в неведомых землях.
Он отправлялся за добычей. В Индию. По короткому пути. Он верил, что Земля в разы меньше, чем она есть на самом деле. Он был авантюристом.
Но ему нужно было всё организовать. Нужно было быть убедительным. Собрать много денег. Набрать команду. Повести её в пустоту океана. Не дать взбунтоваться, когда плавание оказалось дольше, чем он уверял.
Колумб должен был быть заразителен. Он должен был быть вожаком. Главным и единственным судьей для себя и тех людей, которых он обманул.

Он обманул всех — и короля с королевой, и матросов, и себя.
Его обман изменил историю. Потому что это был не обман — это была мечта.
Да, он приманил всех, и себя в том числе, — алчностью и тщеславием — но это приманка была только для галочки — отписка для расчетливого, скучного бухгалтера, который живет в каждом разумном человеке и который правит богатеющими странами. Внутри же, в основании всего горел без-умный порыв — дурная жажда свободы — презрение к оковам страха, прижимающего нас к земле в рутине нашей пресной жизни.

Мечта всегда дурная и слепая — она не учитывает и не видит сотни опасностей — отмахивается от сотни очевидных для других трудностей — она прет напролом. И заканчивается крахом. В ста случаях из ста. Но сто первому вдруг почему-то везет. Но везет не так и не туда, куда он рассчитывал. Его мечта оборачивается другим, но на это другое он тоже соглашается. Потому что это по-прежнему его — его усилие, бывшее раньше мечтой, давшее свой плод, — выросшее, изменившееся стремление — его стремление — потому что родилось от него, хотя и обернулось оно не тем, что он допускал до своего сознания…
Сто первый? А может тысяча первый?  Где они сгинувшие по пути… кто их посчитает…

 

* * *

 

Тур яростно верил в себя. Он всем показывал, что он верит в себя. Он делал всё, чтобы доказать, что он верит в себя. В себя — т.е. в свой мир, который его, потому что он знает, что в нем и как; потому что до его прихода в этот мир, другие не видели этот мир в его очевидности — а он пришел и все объяснил и показал… а значит — он на самом деле и есть хозяин мира.
Он, мальчишка, увидел пилу на льдине — и прыгнул за ней, потому что он же видит, что это легко, что мир такой, что он позволяет это сделать, что он в нем хозяин… Прыгнул. Утонул. Был спасен. И с тех пор боялся плавать.
Он, выросший, добрался до последнего острова на Земле, чтобы дать всему не нем имена — как и положено владетелю рая. Чтобы его имя утвердилось.
Он, через десять лет, обязан был провозгласить перед всем миром, что он прав — что он не зря был в далеких землях — что он разглядел то, что до него не видели тысячи лет — потому что этот мир и эти тысячи лет — его.
Его самоутверждение как хозяина его мира — это и есть его добыча. Его Индия.

И к этому тщеславию, к этой гордыне приникли как к источнику, дарящему переживание истинной жизни, другие — те, кто не смог противостоять жажде утвердиться. Кто не смог усыпить свой дурной порыв…

 

* * *

 

Уходя в горизонт, мы идем за свободой.
После того как отброшены все объяснения для всех бухгалтеров, подводящих балансы мотивов, страхов, долгов и выгод; когда уже не нужно ни перед кем оправдываться — мы знаем зачем мы идем и идем вперед — мы идем, потому что мы свободны.

Мы уплываем в себя.
Туда, где нас не будет дергать за ниточки мелочное чужое. Мы выпутываем себя из налипшей паутины суеты.

Мы стремимся к любви.
Потому что любовь вблизи засыпает, меркнет, истончается. Зачем разрастаться и разрастаться в груди костру чувства, когда любимая вот она. Любовь просто греет. А еще есть быт, который замусоривает душу. Быт и постоянное столкновение с другим человеком, который всегда другой, даже если любимый… Но, чем дальше уходя в пространство, тем яснее в нас проявляется образ любимой — образ, мечта, грёза. И любовь разгорается вновь. Должна разгореться…

 

* * *

 

А что она? Та, которая остается?
Вначале они так мало отделяли себя друг от друга. Она проживала его стремления-труды-достижения как свои. Это ведь были и её стремления-труды-достижения тоже.
Но потом они вернулись домой, в свою страну. Наступила другая жизнь. Прошла война. Родились дети. Чередой шли заботы, заботы, заботы…

Написана книга, не написана, издана или не издана, получила известность или нет — это уже не её
Будет доказана теория мужа или нет — по самому большому счету для неё самой уже не важно — для неё — уже зрелой, уже матери двух детей — заботы и радости детей куда как весомее, чем все доказательства всех палеогеографических контактов всего мира…
Его книги, доказательства, подвиги, слава — для неё это уже его сокровища, не её.
Она еще любит и переживает… переживает так, что страх потери любимого раз за разом включает “работу горя” — раз за разом она проживает в себе его возможную смерть, себя в этой его смерти, судьбы детей в этой его смерти.
Потому проще бежать. Бежать от ранящей душу близости. Отдалиться, думая, что это не разрыв. И втайне надеется, что он все-таки прилетит, чтобы спасти их семью…
Но он не прилетит. Он сохранит их как сокровища в душе. Она и его дети будут всегда с ним в его свободе. Там, где его чувства пребывают в кристальной чистоте. Вне реальности. В его мечтах наяву…

 
 

 
P.S.
На всякий случай: Тур в фильме «Кон-Тики» 2012 года и Тур Хейердал (1914-2002) — это не одно и тоже. Тур в фильме — это герой фильма — не больше, но и не меньше…
А фильм хорош. Но после него нужно обязательно посмотреть фильм самого Т. Хейердала «Кон-Тики» 1949/1950 года, который был удостоен «Оскара» как лучший документальный фильм (благо, его легко найти в свободном доступе в интернете).
В нем так хорошо явлена сила Хейердала — его убежденность, его расчетливость, его ирония. Его фильм — предельно убедительная презентация победителя…
Но фильм 2012 года обязательно нужен — чтобы понять — насколько сдвигающий историю порыв вожака не то же самое, что уже остывающий, хотя и любящий, взгляд со стороны — и насколько и тот, и другой взгляды в отдельности недостаточны, чтобы понять…
Как не можем понять ни мы сами себя, ни другие нас. И эту разорванность никогда не сшить.

 
 

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012) - фильм (фото, кадр)

«Кон-Тики». 1947 год.
Экипаж «Кон-Тики». 1947 год. Слева направо: Кнут Хаугланд (1917-2009) — специалист по радио; Бенгт Даниельссон (1921-1997) — исполнял обязанности кока, интересовался теорией миграции, также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански; Тур Хейердал (1914-2002) — руководитель экспедиции; Эрик Хессельберг (1914-1972) — штурман и художник, нарисовал изображение Кон-Тики на парусе; Турстейн Робю (1918-1964) — второй радист; Герман Ватцингер (1916-1986) — инженер технических измерений, во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения.
 

Фото «Кон-Тики». 1947 год.

Фото «Кон-Тики». 1947 год

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг, 1977)
■ Образец приключенческого кино…
//«Простая история» (Дэвид Линч, 1999)

■ (не)Жить чужой жизнью…
//«Пять легких пьес» (Боб Рейфелсон, 1970)
■ Сказка о городе и возвращении…
//«Лола» (Жак Деми, 1961)
■ Еще живая душа еще родной земли…
//«Туки Буки» (Д.Д.Мамбети, 1973)
■ Цель достигнута. И ?…
//«Стыд» (С.МакКуин, 2011)

■ Три дороги для одинокого человека: путь служение другим, путь свободы, путь надежды…
//«Короткие встречи» (Кира Муратова, 1967)
■ Самоотречение. О тех, кто спасают(ся)…
//«Аритмия» (Б.Хлебников, 2017)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [«медленное чтение» — фразы-смыслы текста/фильма для обдумывания еще] :

    1. [ мечта — это главная сила, что меняет человеческий мир — мечта и порыв свободы к ней;
      для расчетливого же рассудка — мечта всегда оборачивается как обман ]

      «…Он обманул всех — и короля с королевой, и матросов, и себя. Его обман изменил историю. Потому что это был не обман — это была мечта. Да, он приманил всех, и себя в том числе, — алчностью и тщеславием — но это приманка была только для галочки — отписка для расчетливого, скучного бухгалтера, который живет в каждом разумном человеке и который правит богатеющими странами. Внутри же, в основании всего горел без-умный порыв — дурная жажда свободы — презрение к оковам страха, прижимающего нас к земле в рутине нашей пресной жизни.…»

    2. [ мечта всегда слепа к бывшему и к тому, что есть; мечта всегда неудачна в своей мрии;
      единственный возможный успех мечты — открыть шанс Новому — тому, что и не мечталось ]

      «…Мечта всегда дурная и слепая — она не учитывает и не видит сотни опасностей — отмахивается от сотни очевидных для других трудностей — она прет напролом. И заканчивается крахом. В ста случаях из ста. Но сто первому вдруг почему-то везет. Но везет не так и не туда, куда он рассчитывал. Его мечта оборачивается другим, но на это другое он тоже соглашается…»

    3. [ желание человека, его мечта — никогда не осуществляется, а всегда приходит в реальность как нечто другое и сам он всегда приходит к желаемому уже другим;
      примиряют человека с этим другим только то, что в каждом шаге к нему было его усилие и история об этом усилии, которое он рассказывает себе
      (в т.ч. именно потому-то получение без усилия никогда не бывает ценным) ]

      «…Его мечта оборачивается другим, но на это другое он тоже соглашается. Потому что это по-прежнему его — его усилие, бывшее раньше мечтой, давшее свой плод, — выросшее, изменившееся стремление — его стремление — потому что родилось от него, хотя и обернулось оно не тем, что он допускал до своего сознания…»

    4. [ человек обнаруживает себя всегда в Своем мире;
      утверждение мира как своего — себя как хозяина — вот исток и необходимость веры человека в себя — исток и необходимость утверждения своего имени
      — то, что подчиняет время и пространство, которые дают лишь место и перспективу для утверждения себя
      ]

      «…Тур яростно верил в себя. Он всем показывал, что он верит в себя. Он делал всё, чтобы доказать, что он верит в себя. В себя — т.е. в свой мир, который его, потому что он знает, что в нем и как; потому что до его прихода в этот мир, другие не видели этот мир в его очевидности — а он пришел и все объяснил и показал… а значит — он на самом деле и есть хозяин мира…
      ..Он, через десять лет, обязан был провозгласить перед всем миром, что он прав — что он разглядел то, что до него не видели тысячи лет — потому что этот мир и эти тысячи лет — его…»

    5. [ следование вождю — осуществление общности мечты;
      мечта набирает силу как мечта многих — это её главный путь в реальность;
      человек всегда живет как сцепленный с другими, в себе он переживает эту сцепленность как возможность проживать чувства того, кто идет впереди ]

      «…И к этому тщеславию, к этой гордыне приникли как к источнику, дарящему переживание истинной жизни, другие — те, кто не смог противостоять жажде утвердиться. Кто не смог усыпить свой дурной порыв…»

    6. [ свобода — это путь к себе — это поиск себя — явление себя миру и себе;
      свобода — это узнавание себя — только в своем свободном поступке мы действительно это мы, а не некто, кто действует в нас;
      без свободы мы не способны узнать себя, именно поэтому свобода — главнейшее условие для бытия нас в мире как именно нас;
      если свободы нет — то нет и меня, а есть лишь точка приложения автоматизмов мира
      ]

      «…ходя в горизонт, мы идем за свободой. После того как отброшены все объяснения для всех бухгалтеров, подводящих балансы мотивов, страхов, долгов и выгод; когда уже не нужно ни перед кем оправдываться — мы знаем зачем мы идем и идем вперед — мы идем, потому что мы свободны.
      Мы уплываем в себя. Туда, где нас не будет дергать за ниточки мелочное чужое. Мы выпутываем себя из налипшей паутины суеты.…»

    7. [ любовь — это приход образа/мечты/грезы в мир — это пробуждение самого ценного в нас (в нас, которые как целиком мы не можем быть без другого), что расцветает в миг, но поддерживается лишь вне суеты постороннего ей ]

      «…уходя за горизонт мы стремимся к любви. Потому что любовь вблизи засыпает, меркнет, истончается. Зачем разрастаться и разрастаться в груди костру чувства, когда любимая вот она. Любовь просто греет. А еще есть быт, который замусоривает душу. Быт и постоянное столкновение с другим человеком, который всегда другой, даже если любимый… Но, чем дальше уходя в пространство, тем яснее в нас проявляется образ любимой — образ, мечта, грёза. И любовь разгорается вновь. Должна разгореться…»

    8. [ любить — значит желать желания любимого, но любовь не отменяет свободы и любить другого в его и своей свободе — это задача по сложности равная сложности мира в целом;
      любовь пришла из грез — в грезах она ближе всего к себе самой — там её многие и пытаются спасти; приводить любовь в реальность — радость и тяжесть на пределе возможности человека
      ]

      «…А что она? Та, которая остается? Вначале они так мало отделяли себя друг от друга. Она проживала его стремления-труды-достижения как свои. Это ведь были и её стремления-труды-достижения тоже. Но потом они вернулись домой, в свою страну. Наступила другая жизнь. Прошла война. Родились дети. Чередой шли заботы, заботы, заботы… Написана книга, не написана, издана или не издана, получила известность или нет — это уже не её… Будет доказана теория мужа или нет — по самому большому счету для неё самой уже не важно — для неё — уже зрелой, уже матери двух детей — заботы и радости детей куда как весомее, чем все доказательства всех палеогеографических контактов всего мира… Его книги, доказательства, подвиги, слава — для неё это уже его сокровища, не её.
      Она еще любит и переживает… переживает так, что страх потери любимого раз за разом включает “работу горя” — раз за разом она проживает в себе его возможную смерть, себя в этой его смерти, судьбы детей в этой его смерти. Потому проще бежать. Бежать от ранящей душу близости. Отдалиться, думая, что это не разрыв. И втайне надеется, что он все-таки прилетит, чтобы спасти их семью…
      Но он не прилетит. Он сохранит их как сокровища в душе. Она и его дети будут всегда с ним в его свободе. Там, где его чувства пребывают в кристальной чистоте. Вне обжитой реальности. В его мечтах наяву…»

    9. [ наша свобода — т.е. возможность быть собой — гарантированна в т.ч. нашей обреченностью на неполноту знания себя;
      наша свобода жить в реальности — свобода стать другим — означает, что никакого окончательно знания себя не будет ]

      «…Как не можем понять ни мы сами себя, ни другие нас. И эту разорванность никогда не сшить…»

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

«Короткое замыкание» (1986)

Прекрасное введение в проблемы ИИ и гимн человечности…
//«Короткое замыкание»(1986)

Фильм убедительно и очень-очень не скучно показывает как работает тест Тьюринга на Искусственный Интеллект (ИИ), почему он до сих пор актуален и почему его прохождение компьютерами и роботами не будет для нас определяющим…

«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Назад в будущее» - «Back to the Future» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985-1990)

Сладкая отрава для [вечных] подростков, или Почему невозможность путешествия во времени – это хорошо…
//«Назад в будущее» (1985‑1990)

Этот фильм любим всеми. Его невозможно не любить. Фильм — мечта «отличника» и «хорошиста» — ты получаешь всё, просто потому, что ты «учился в школе»; всё, что от тебя требуется — это продемонстрировать то, что в тебя вдолбили, на что тебя натаскали… Оказываясь в прошлом (мечтая оказаться в прошлом) — герой [мечтаний] получает подавляющее преимущество только из факта обладания своим, уже имеющимся у него, «темпоральным телом»…

«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.