В легко-мысленном взгляде обывателя — это фильм об успехе. Фильм, в котором в занимательной форме — с песнями и c шутками — рассказывается очередная история о провинциалке, которая приехала покорять столицу — и покорила её… Но фильм, конечно же, не об этом.
Фильм «Приходите завтра» — фильм о Зове и тяжести Дара, который есть внутри нас — о Даре, который не дает спокойно жить, который выталкивает вон из родного дома, который заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…
Фрося — «нелепое» юное существо, вчерашняя девочка, уже познавшая всю горечь жизни — пережившая страшную смерть отца, тянувшая лямку жизни в лесу, где была в ответе не только за себя, но и за младших братьев и сестер, где единственная опора — собственные силы, где «проблемы» городских жителей лишь легкое недоразумение в сравнении с неумолимой, фактически первобытной, жизнью, где любая слабина и ошибка наказывается самой природой — наказывается болезнью или гибелью… — девочка Фрося, справлявшаяся со всем, не смогла пойти наперекор зову своего таланта.
Она не смогла помыслить, как это можно — предать свой Дар; как это можно, чтобы уметь, чтобы мочь — и не сделать; как это можно — не дарить открывшуюся ей прекрасную вечность музыки…
Она знала, что где-то там, где-то «в большом мире», есть люди, которые творили музыку, которую она слышала и которая была единственная созвучна тому, что она открыла в себе… И она поехала туда к ним, чтобы вырастить свои способности, чтобы они принесли плоды, чтобы все то, что она ощущала в себе, оказалось не зря…
И её близкие, её семья, её соседи — тоже принесли посильные жертвы её Дару — они собрали все, чем одаривала их земля и снарядили своего Героя в поход к вершине, туда, где уже услышанная ими от неё музыка должна была зазвучать на весь мир — даря им осознание, что и они через неё причастны всему человечеству…
Она поехала и достигла того места, где у неё появился шанс начать служить своему Дару в полную силу. Все остальное отпало одно из другим — и «нелепость» её как чужака, и неверие окружающих и, даже, манящая простота шага стать как все — создать «свой очаг» с первым попавшимся подходящим кандидатом…
Все это было ой как нелегко, но будет ей легче дальше? — Конечно, нет — «не должно быть легче» — ведь свернуть на легкую дорожку — значит начать делать то, что удобно теперешнему тебе, твоей слабой смертной натуре — а не тому бессмертному Дару, не тому бессмертному тебе, что требует в жертву всё, включая сегодняшнего тебя — целиком и полностью…
А возможно ли иначе? Возможно. Но тогда ты, подлинный ты — умрешь уже при жизни… и каждый оставшийся день своего призрачного существования будешь выть в тоске и горечи упущенного настоящего бытия…
[ Путь вниз в фильме почти прошел другой его главный персонаж — скульптор… И лишь по чудесной сценарной сказке он смог начать возрождаться, подпитав свой еле тлеющий огонек жизни от факела главной героини и получив спасительный пинок от друга… Бывает ли так в реальности для тех, кто уже побежал за миражом спокойствия и комфорта? Кто знает… будем надеяться, что да… ]
■ СССР – от беспризорников к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Николай Экк, 1931)
■ СССР. Страна как жизнь…
// «Застава Ильича» (Марлен Хуциев, 1959-1988)
■ (не)Жить чужой жизнью…
//«Пять легких пьес» (Б.Рейфелсон, 1970)
■ О том, что дает силы жить…
//«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)
[«медленное чтение» — фразы-смыслы текста/фильма для обдумывания еще] :
«…о Зове и тяжести Дара, который есть внутри нас — о Даре, который не дает спокойно жить, который выталкивает вон из родного дома, который заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…»
[ дар, который мы не просили —
существовать, быть собой, быть отдельным собой, быть Я, осознавать, что ты есть, нести в себе возможность свободы, возможность создавать новое, выражать себя, быть среди других, любить других…
— всё это мы не просили, но всё это нам подарили,
нам подарили нас, и не сказали, что нам с нами делать, т.е. подарили нам нас целиком, а не часть — и тем самым подарили нам и весь мир — тоже целиком — и со всей его горечью, и со всей возможной радостью…]
[ нам подарили Дар, но не навязали — нас поставили хозяином ему,
причем таким, что ничто никогда не может окончательно сгубить нас — мы всегда (и после любых действий мира, и после любых действий нас самих) имеем возможность сами заново по своему относиться ко всему,
наша верность Дару всегда остается при нас, также как, впрочем, и возможность неверности ему…]
«…юное существо, вчерашняя девочка, уже познавшая всю горечь жизни — пережившая страшную смерть отца, тянувшая лямку жизни в лесу, где была в ответе не только за себя, но и за младших братьев и сестер, где единственная опора — собственные силы …[живущая] неумолимой первобытной жизнью, где любая слабина и ошибка наказывается ..болезнью или гибелью… — девочка Фрося, справлявшаяся со всем, не смогла пойти наперекор зову своего таланта…»
[ искренность нас в отношении нас самих — дает силы, потому как означает полноту принятия себя и полноту принятия мира — черпание сил в полную силу ]
«…Она не смогла помыслить, как это можно — предать свой Дар; как это можно, чтобы уметь, чтобы мочь — и не сделать; как это можно — не дарить открывшуюся ей прекрасную вечность музыки…»
«…Она знала, что где-то там, где-то “в большом мире”, есть люди, которые творили музыку, которую она слышала и которая была единственная созвучна тому, что она открыла в себе…»
[ но то, что нам подарили Дар в полной свободе нашей, не означает, что мы (по)кинуты без всякой помощи — потому как мы приходим с нашим Даром в мир уже Одаренный — мы приходим в совместное бытие — мы не одиноки…]
«…И она поехала туда к ним, чтобы вырастить свои способности, чтобы они принесли плоды, чтобы все то, что она ощущала в себе, оказалось не зря…»
[ Дар только тогда полноценен и ценен без всяких оговорок, когда он не мал, когда он не ограничен — мол, получил и будь доволен, что хоть что-то получил, дареному коню и т.д.
истинный Дар — тот, что на всегда и на всё — тот, что в каждый следующих шаг растит одаренного и сам дорастает до него, так, что одаренный не отбросит его как ставшего для него мал…
истинный Дар — всегда плодоносит ]
«…И её близкие, её семья, её соседи — тоже принесли посильные жертвы её Дару — они собрали все, чем одаривала их земля и снарядили своего Героя в поход к вершине, туда, где уже услышанная ими от неё музыка должна была зазвучать на весь мир — даря им осознание, что и они через неё причастны всему человечеству…»
[ наша неодинокость в Одаренном мире возможна потому, что мы совместимы в нашем бытии и в наших Дарах — мы подпитываем друг друга — и это тоже часть Дара ]
«… манящая простота шага стать как все …»
[ свобода в отношении к Дару оборачивается и возможностью отказа от него — отказа от большей части его — отказа от того, чтобы прилагать силы, чтобы дорастать до него… вплоть до отказа от него совсем,
мир полон частичных нас, полон обкромсанных нас, полон неполноценных нас… — затеряться среди них, кажется легко… но затеряться невозможно — Дар всегда будет взывать, потому как мы хозяева его — такие, которые всегда могут вернуться к нему…]
«…свернуть на легкую дорожку — значит начать делать то, что удобно теперешнему тебе, твоей слабой смертной натуре — а не тому бессмертному Дару, не тому бессмертному тебе, что требует в жертву всё, включая сегодняшнего тебя — целиком и полностью…»
[ ты — отныне и навсегда хозяин Дара — полностью и всегда самовольный в отношении к нему… — навсегда — т.е. вне времени, над временем — время побеждается Даром — побеждается ограниченность, конечность, слабость…]
«…возможно ли иначе? Возможно. Но тогда ты, подлинный ты — умрешь уже при жизни… и каждый оставшийся день своего призрачного существования будешь выть в тоске и горечи упущенного настоящего бытия…»
[ от Дара можно отказаться, но он всё равно будет тебя ждать ]