о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962) - фильм (фото, кадр)
«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962): «…кинокомедия о судьбе талантливой девушки Фроси, приехавшей в Москву из Сибири чтобы поступить в консерваторию…», КиноПоиск: 8,1; IMDb: 7,5.
 

В легко-мысленном взгляде обывателя — это фильм об успехе. Фильм, в котором в занимательной форме — с песнями и c шутками — рассказывается очередная история о провинциалке, которая приехала покорять столицу — и покорила её… Но фильм, конечно же, не об этом.

Фильм «Приходите завтра» — фильм о Зове и тяжести Дара, который есть внутри нас — о Даре, который не дает спокойно жить, который выталкивает вон из родного дома, который заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

Фрося — «нелепое» юное существо, вчерашняя девочка, уже познавшая всю горечь жизни — пережившая страшную смерть отца, тянувшая лямку жизни в лесу, где была в ответе не только за себя, но и за младших братьев и сестер, где единственная опора — собственные силы, где «проблемы» городских жителей лишь легкое недоразумение в сравнении с неумолимой, фактически первобытной, жизнью, где любая слабина и ошибка наказывается самой природой — наказывается болезнью или гибелью… — девочка Фрося, справлявшаяся со всем, не смогла пойти наперекор зову своего таланта.

Она не смогла помыслить, как это можно — предать свой Дар; как это можно, чтобы уметь, чтобы мочь — и не сделать; как это можно — не дарить открывшуюся ей прекрасную вечность музыки…

Она знала, что где-то там, где-то «в большом мире», есть люди, которые творили музыку, которую она слышала и которая была единственная созвучна тому, что она открыла в себе… И она поехала туда к ним, чтобы вырастить свои способности, чтобы они принесли плоды, чтобы все то, что она ощущала в себе, оказалось не зря…

И её близкие, её семья, её соседи — тоже принесли посильные жертвы её Дару — они собрали все, чем одаривала их земля и снарядили своего Героя в поход к вершине, туда, где уже услышанная ими от неё музыка должна была зазвучать на весь мир — даря им осознание, что и они через неё причастны всему человечеству…

Она поехала и достигла того места, где у неё появился шанс начать служить своему Дару в полную силу. Все остальное отпало одно из другим — и «нелепость» её как чужака, и неверие окружающих и, даже, манящая простота шага стать как все — создать «свой очаг» с первым попавшимся подходящим кандидатом…

Все это было ой как нелегко, но будет ей легче дальше? — Конечно, нет —  «не должно быть легче» — ведь свернуть на легкую дорожку — значит начать делать то, что удобно теперешнему тебе, твоей слабой смертной натуре — а не тому бессмертному Дару, не тому бессмертному тебе, что требует в жертву всё, включая сегодняшнего тебя — целиком и полностью…

А возможно ли иначе? Возможно. Но тогда ты, подлинный ты — умрешь уже при жизни… и каждый оставшийся день своего призрачного существования будешь выть в тоске и горечи упущенного настоящего бытия

[ Путь вниз в фильме почти прошел другой его главный персонаж — скульптор… И лишь по чудесной сценарной сказке он смог начать возрождаться, подпитав свой еле тлеющий огонек жизни от факела главной героини и получив спасительный пинок от друга…  Бывает ли так в реальности для тех, кто уже побежал за миражом спокойствия и комфорта? Кто знает… будем надеяться, что да… ]

 
 

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962) - Анатолий Папанов - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ СССР – от беспризорников к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Николай Экк, 1931)
■ СССР. Страна как жизнь…
// «Застава Ильича» (Марлен Хуциев, 1959-1988)
■ (не)Жить чужой жизнью…
//«Пять легких пьес» (Б.Рейфелсон, 1970)
■ О том, что дает силы жить…
//«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)

 

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [«медленное чтение» — фразы-смыслы текста/фильма для обдумывания еще] :

    1. «…о Зове и тяжести Дара, который есть внутри нас — о Даре, который не дает спокойно жить, который выталкивает вон из родного дома, который заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…»

      [ дар, который мы не просили —
      существовать, быть собой, быть отдельным собой, быть Я, осознавать, что ты есть, нести в себе возможность свободы, возможность создавать новое, выражать себя, быть среди других, любить других…
      — всё это мы не просили, но всё это нам подарили,
      нам подарили нас, и не сказали, что нам с нами делать, т.е. подарили нам нас целиком, а не часть — и тем самым подарили нам и весь мир — тоже целиком — и со всей его горечью, и со всей возможной радостью…]

    2. [ нам подарили Дар, но не навязали — нас поставили хозяином ему,
      причем таким, что ничто никогда не может окончательно сгубить нас — мы всегда (и после любых действий мира, и после любых действий нас самих) имеем возможность сами заново по своему относиться ко всему,
      наша верность Дару всегда остается при нас, также как, впрочем, и возможность неверности ему…]

      «…юное существо, вчерашняя девочка, уже познавшая всю горечь жизни — пережившая страшную смерть отца, тянувшая лямку жизни в лесу, где была в ответе не только за себя, но и за младших братьев и сестер, где единственная опора — собственные силы …[живущая] неумолимой первобытной жизнью, где любая слабина и ошибка наказывается ..болезнью или гибелью… — девочка Фрося, справлявшаяся со всем, не смогла пойти наперекор зову своего таланта…»

    3. [ искренность нас в отношении нас самих — дает силы, потому как означает полноту принятия себя и полноту принятия мира — черпание сил в полную силу ]

      «…Она не смогла помыслить, как это можно — предать свой Дар; как это можно, чтобы уметь, чтобы мочь — и не сделать; как это можно — не дарить открывшуюся ей прекрасную вечность музыки…»

    4. «…Она знала, что где-то там, где-то “в большом мире”, есть люди, которые творили музыку, которую она слышала и которая была единственная созвучна тому, что она открыла в себе…»

      [ но то, что нам подарили Дар в полной свободе нашей, не означает, что мы (по)кинуты без всякой помощи — потому как мы приходим с нашим Даром в мир уже Одаренный — мы приходим в совместное бытие — мы не одиноки…]

    5. «…И она поехала туда к ним, чтобы вырастить свои способности, чтобы они принесли плоды, чтобы все то, что она ощущала в себе, оказалось не зря…»

      [ Дар только тогда полноценен и ценен без всяких оговорок, когда он не мал, когда он не ограничен — мол, получил и будь доволен, что хоть что-то получил, дареному коню и т.д.
      истинный Дар — тот, что на всегда и на всё — тот, что в каждый следующих шаг растит одаренного и сам дорастает до него, так, что одаренный не отбросит его как ставшего для него мал…
      истинный Дар — всегда плодоносит ]

    6. «…И её близкие, её семья, её соседи — тоже принесли посильные жертвы её Дару — они собрали все, чем одаривала их земля и снарядили своего Героя в поход к вершине, туда, где уже услышанная ими от неё музыка должна была зазвучать на весь мир — даря им осознание, что и они через неё причастны всему человечеству…»

      [ наша неодинокость в Одаренном мире возможна потому, что мы совместимы в нашем бытии и в наших Дарах — мы подпитываем друг друга — и это тоже часть Дара ]

    7. «… манящая простота шага стать как все …»

      [ свобода в отношении к Дару оборачивается и возможностью отказа от него — отказа от большей части его — отказа от того, чтобы прилагать силы, чтобы дорастать до него… вплоть до отказа от него совсем,
      мир полон частичных нас, полон обкромсанных нас, полон неполноценных нас… — затеряться среди них, кажется легко… но затеряться невозможно — Дар всегда будет взывать, потому как мы хозяева его — такие, которые всегда могут вернуться к нему…]

    8. «…свернуть на легкую дорожку — значит начать делать то, что удобно теперешнему тебе, твоей слабой смертной натуре — а не тому бессмертному Дару, не тому бессмертному тебе, что требует в жертву всё, включая сегодняшнего тебя — целиком и полностью…»

      [ ты — отныне и навсегда хозяин Дара — полностью и всегда самовольный в отношении к нему… — навсегда — т.е. вне времени, над временем — время побеждается Даром — побеждается ограниченность, конечность, слабость…]

    9. «…возможно ли иначе? Возможно. Но тогда ты, подлинный ты — умрешь уже при жизни… и каждый оставшийся день своего призрачного существования будешь выть в тоске и горечи упущенного настоящего бытия…»

      [ от Дара можно отказаться, но он всё равно будет тебя ждать ]

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012)

В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//«Кон-Тики» (2012)

Они яростно верили в себя. Колумб обманул всех. Тур Хейердал повел за сказкой… Но человека ведет не ложь – ведут мечты, грёзы…
Уходя в горизонт, мы ищем только свой мир. Мы идем за свободой. Мы уплываем в себя – туда, где нас не будет дергать за ниточки мелочное чужое. Мы стремимся к любви…

«Нежность» (реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966)

Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (1966)

Наше больное сердце выбрасывает нас из механичности событий и дарит счастье. Счастье узнать то, что больше всех механизмов пространства и времени вместе взятых. Счастье смотреть на весну, счастье видеть радость других и проживать его как своё. Счастье любить и видеть любовь других.
И счастье понимания чуда жизни человеком. Чуда, которое не может не быть хрупким. Самым хрупким из существующего. Которое надо беречь во что бы то ни стало. До конца, до последнего удара сердца.

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…

«Забытые» - «Los olvidados» (реж. Луис Бунюэль)

Не разум спасает человека от чудовища в нём самом, не интеллект сохраняет человечество…
//«Забытые» (Л.Бунюэль, 1950)

Через 21 год после разрезания глаза в «Андалусском псе», столп сюрреализма Луис Бунюэль снял фильм по канонам итальянского неореализма и очень близко к советскому взгляду на мир. Но это был совсем другой мир…

«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

«Обыкновенное чудо» - фильм Марка Захарова (1978)

О беспредельной доброте Леонова, что победила бесчеловечность в пьесе…
//«Обыкновенное чудо» (1978)

В пьесе Евгения Шварца другой финал был приготовлен и для Администратора, и для Короля — финал, не оставляющий шанса подарить им любовь, а значит не оставляющий шанса увидеть в каждом из них человека…

«Короткое замыкание» (1986)

Прекрасное введение в проблемы ИИ и гимн человечности…
//«Короткое замыкание»(1986)

Фильм убедительно и очень-очень не скучно показывает как работает тест Тьюринга на Искусственный Интеллект (ИИ), почему он до сих пор актуален и почему его прохождение компьютерами и роботами не будет для нас определяющим…

«Спасти мистера Бэнкса» - «Saving Mr. Banks» (реж. Джон Ли Хэнкок, 2013)

Плоды жизни, что проходит не так…
//«Спасти мистера Бэнкса» & «Мэри Поппинс»

…фильм смог добавить и к диснеевскому, и к советскому мюзиклам недостающие измерения — раскрыть «сказку о лучшей и всемогущей няне» до трагической полноты многомерности жизни…

«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер .

Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности в 2019 году по России — 40 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» в наших реалиях — это один миллиард рублей…