Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979) - фильм (фото, кадр)
«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР): «…в школьном театре ставят пьесу Эдмона Ростана “Сирано де Бержерак”, а в самой школе есть восьмиклассник Петя Копейкин, который сам пишет стихи, страдает от своего малого роста и влюблен… ».
 

 
Фильм обязателен для показа детям и подросткам от 10 лет и старше. Фильм — один из лучших проводников в мир поэзии, в мир влюбленности, в мир прекрасной сложности «почти взрослых чувств» — в мир растущей и пытающейся узнать себя человеческой души.

Смотреть этот фильм нужно вместе со своими детьми. Смотреть этот фильм нужно глазами детей и подростков — взглядом, которым руководят сильнейшие и одновременно предельно спутанные чувства — чувства сверхэгоистичные и жертвенные; фатально слепые и настолько прозорливые, что прокладывают путь для всей дальнейшей жизни; жестоко-манипулятивные и в тот же момент абсолютно не расчетливые…

И еще нужно отбросить весь контекст того, что происходило или могло происходить на или вне съемочной площадке и погрузиться в мир на экране.
Поэтому не будем обсуждать ни обстоятельства создания фильма, ни подбор и качество актеров, ни, тем более, их дальнейшие судьбы и морально-политические взгляды — режиссура и актеры в фильме ровно настолько хороши, насколько необходимо чтобы быть неуродующим стеклом в смутном окне истории душ.

Будем смотреть прямо и наивно. Будем смотреть всем тем, что в нас осталось / что мы еще помним о себе — тех, кто когда-то ходил в школу — место, что тогда казалось самой большой и важной частью из всего существующего мира и что теперь кажется таким маленьким его закутком. Впрочем, теперь, есть подозрение, всё, что мы — «взрослые» — можем увидеть в нашем и чужом детстве — будет лишь реконструкцией археологов по немногим оставшимся черепкам навсегда ушедшего мира — т.е. будет лишь нашей фантазией о прошлом.

 

. . .

 

Быть ребенком легко. Времени много — очень много. Ты бежишь и тебе интересно то место, куда бежишь. Ты разговариваешь и тебе очень интересно то, о чем ты разговариваешь. Ты мечтаешь и твои мечтания это самое важное, что сейчас с тобой может происходить. Ты скучаешь и эта скука так сильна, что заставляет тебя ходить по потолку… и пройдет целых две минуты, прежде чем обязательно что-то случится… и ты уже забыл, что это такое «скука» — ты бежишь, ты болтаешь, ты мечтаешь…

Быть поэтом легко. Весь мир вокруг — он твой. Он только и ждет, чтобы ты, именно ты, про него сказал. И все должны услышать это твоё слово и раскрыть рот от удивления. Самое важное, что только происходит — происходит здесь и сейчас у тебя в душе и все должны прекратить заниматься ерундой, должны не мешать — должны дождаться, чтобы услышать и стать счастливыми от тех слов, что рождаются у тебя в душе…

Быть другом легко. У него есть дело к тебе и ты бросаешь все, чем ты занят и его дело становиться твоим. У тебя есть идея и ты бежишь, выдергиваешь друга из его дурацких, совсем ненужных сейчас ему занятий, и вы уже вместе бежите, хватаете, обсуждаете и начинаете делать эту идею. Вы рядом — и темы для разговоров есть всегда — вы даже не знаете, что это такое — темы для разговоров — вам просто всегда есть, что обсудить — очень много есть, что обсудить — лишь бы эти дурацкие «обязанности» не прервали вас…

 

…А потом время берет тебя за шкирку и начинает вытягивать тебя из детства. И ты понимаешь, что смотрел и не видел, что говорил и не произносил ничего своего, что был рядом с кем-то и не понимал, что рядом был другой, а не копия тебя. Ты начинаешь становиться человеком — тем, кто обречен на возможность быть отчужденным, неудачливым, одиноким…

Ты можешь спрятаться в игру в «справедливость». Но это лишь выходки человечка, который отказывается признать, что люди могут быть разными и внутри большинства из них намешаны отнюдь не геройские порывы, что их гаденькие червоточинки в их душах не означают, что они должны быть приговорены навсегда и что они не могут жить с ними, бороться с ними и даже «приносить пользу»…

Ты можешь спрятаться в игру «в любовь». Но ты не знаешь, что это. Это для тебя лишь слова из книжек. Ты видишь во внезапно выросшей девчонке не юную женщину (ты не знаешь, что это такое, и она не знает, что это такое — не знает, но уже живет и пытается примирить то, что уже примирить будет никогда не возможно — то, кем она была совсем недавно и то, кем она уже стала), а друга по детским играм, друга по разговорам, друга, с которым можно заняться чем угодно и будет всегда весело. Ты не видишь, что «просто веселье» — это уже навсегда не из её мира.
А её мир это — ожидания, надежды, страхи, влечение, жар и холод, страдание, разочарование, боль, слезы, эйфория, восторг, ужас, страх, потери и мечты, мечты, мечты…

Ты не ревнуешь, ведь ты еще не знаешь что это — тебе «просто» жутко обидно, что все не может быть как раньше, когда ты был центром мира для всех — когда ты думал, что ты центр мира для всех.

Твой мир трещит по швам, но он еще может быть прежним, ты еще здесь — в детстве, а она уже нет — она уже другая. Она еще помнит, что было всё очень просто — ей очень хочется назад в тепло солнечного утра, но её, помимо её воли, вынесло уже на простор жаркого дня. Она даже может отказаться от «неудачного предмета любви» — того, к которому её влекло и кто не давал заснуть допоздна — но это не вернет её назад. Её тащит в новый мир. Может быть в этот её мир вынесет и прежнего друга детства и тогда они сплетутся в новое одно, но он для этого должен стать другим, так же как она уже стала другой…

 

А пока «юный поэт» цепляется за свой прежний уходящий мир. За своих поклонников, которым от него нужен уже не он как он, как это было прежде, а нужна выгода. Он, «с его чуткой душой», вдруг замечает то зло, что творится и что сам творит… замечает несчастье взрослых не патетическим горем, а обыденным ежедневным несчастьем — и это для него новое. Он еще может своей выходкой что-то поменять, но лишь на миг — одинокие останутся одинокими, лживые лживыми, несчастные несчастными…

Быть взрослым значит быть (иметь возможность быть) отстраненным от всего в том числе и от себя — это ужас, но это и шанс увидеть ситуацию, в которой ты разыгрываешь какую-то роль, «со стороны» — шанс не совершить зло в состоянии «искреннего порыва» — не причинить боль своей слепотой «наивного ребенка».

Ты «дарил» свои стихи «сопернику» потому, что он был не соперник — а товарищ «по игре в любовь» и хороший шанс проверить действенность единственного, что для тебя как поэта ценно (и в этом ты уже стал взрослым) — того, что действительно ты Сам — твоих творений — твоих стихов.
Когда же ты первый раз в своей жизни разглядел, что твоё «благородство» принесло всем боль — ты сел в лифт с одной кнопкой — вверх — во взрослую жизнь — прочь от вечности детства — прочь в обреченную судьбу всех людей на дереве мира — созреть, быть одному, сорваться вниз и … — судьбу с ежесекундными мечтами о другом…
 

 
 

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Жизнь впервые…
//«Не болит голова у дятла» (Динара Асанова, 1974)
■ О тех, для кого чужая боль больнее…
//«Чучело» (Ролан Быков, 1983)
■ (Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (Альбер Ламорис, 1953)
■ Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (Юлий Карасик, 1962)

■ о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (Евгений Ташков, 1962)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ О том, что дает силы жить…
//«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)
■ "Сама себя не похвалишь, никто тебя не похвалит": о некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (Павел Арсенов, 1977)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

    1. [1]
      Я помню силу своих переживаний, когда смотрел этот фильм. Теперь уже много лет назад…
      Тогда я, конечно же, почти полностью ассоциировал себя с главным героем, а в конце был уверен, что «она всё поняла» и всё с момента, на котором заканчивается фильм, будет совсем по-другому…
      Да, я был очень наивный… )

      `
      Re: [2]
      мы все были очень наивными…
      как и все только приходящие в этот мир
      и это прекрасно

    2. [Driver Pete]
      Теперь этот фильм смотрится уже иначе … совсем другие смыслы и акценты проступают сквозь эту печальную историю.

      `
      [КкП]
      Driver Pete, точнее всё-таки, наверное, сказать, что не фильм смотрится иначе, а мы, принуждаемые реальностью, обречены продлевать видимое нами в фильме по одной всегда возможной линии с большей отчетливостью, чем по другим.

      Дети вырастают — и что из них вырастает, и как их задатки и собственные усилия потом сплетаются с судьбой — и не угадываемо, и не предопределено — к ужасу, и к счастью…

      И конечно же, сказанное — сказано о героях фильма и том, что мы через них видим в жизни и себе.
      И ни в коем случае не сказано, что разыгрываемая актером роль (и уж тем более актером-ребенком), которую когда-то зафиксировали на пленке, хоть как-то существенно меняется из-за того, что происходит с актером спустя десятилетия.
      Собственно, нет худшего пути в восприятии произведения искусства, чем отождествление даже писателя с героями его романа или режиссера с его фильмом, а уж про актеров вообще что тут говорить…

      `
      [Driver Pete]
      КкП, Со всем Вами сказанным я согласен. Но это не отменяет и того, что сказал я. Уточняет — да, наверное. Но не отменяет.
      Невозможно смотреть фильм отстраненно и отвлеченно. Впечатление от фильма, так или иначе, перемешивается с накопленным личным опытом и изменившейся реальностью.
      А относительно именно этого фильма — изменилось слишком многое: уже нет той страны, нет во мне той детской наивности, тех надежд и ожиданий, которые провоцировал фильм. Иначе воспринимается и главный герой. И дело не в том (не только в том), во что превратился Миша Ефремов. Дело, в первую очередь, во мне самом, разумеется.

      `
      [КкП]
      Driver Pete, всё конечно так…
      Моя реплика была в основном продиктована опасением, что ваш комментарий продолжает тот легкий путь реакции, который распространен у очень многих, когда из-за трагического события (не случайного, конечно, поскольку к этому всё шло), вина за который лежит на актере/авторе, начинают делать весьма далеко идущие выводы о качестве его ролей/произведений.
      (Мне тут пришлось поудалять несколько особо нечленораздельных комментариев этого сорта.)
      Рад, что Ваш первый краткий комментарий был неправильно мной проинтерпретирован )

      `
      [Driver Pete]
      КкП, я так и понял, что все дело в том, что я слишком лаконично оформил свой первый комментарий и могло сложится впечатление, что моя рефлексия связана именно с ситуацией вокруг Ефремова.
      Но это был просто мой элегический вздох, не более того.

      Хотя, чего уж там, история жизни Ефремова тоже сыграла свою роль. Но уж точно не самую главную — фильм от этого, уж конечно, хуже не стал и сыграл он там замечательно.
      Но невозможно мне было не оглянуться самому назад, туда в 1979, когда мне было 17, и сравнить с собой нынешним. Тоже самое и про Ефремова — глядя на этого мальчика на экране невольно сопоставляешь с … но это ли не дополнительное (если не главное) свидетельство того, что фильм замечательный?

      Теперь, умудренным взглядом, я не могу не отметить в этом мальчике, читающем Хармса, некоторые черты, которые явно настораживают и даже кажутся мне теперь неприятными, но это тоже лишь подчеркивает художественную и социальную состоятельность фильма и отличное исполнение роли. В нем оказалось заложено намного больше смыслов, чем в обычной подростковой киношке, и виной этому — неординарный образ главного героя.

      На самом деле, я считаю, что ничего лучше Михаил Ефремов так и не сыграл. Во всяком случае, ни одна его роль никогда больше так не западала в мою душу. Даже близко к этому ничего из его послужного списка (на мой взгляд, сильно переоцененного) я не припомню, если говорить о силе эмоционального воздействия и о том насколько экранный персонаж способен повлиять и даже в чем-то поменять меня (зрителя).
      Наконец, он заново открыл тогда для меня Хармса — уже только за это я буду благодарен ему (фильму) всегда 🙂

      `
      [КкП]
      Driver Pete, подписываюсь под каждым абзацем)
      спасибо!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961)

Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Э.Рязанов, 1961)

Гимн прекрасным людям прекрасной страны — такой, какой она себя в 1960-е еще видела, а всего через четверть века видеть почти разучилась… И вот теперь мы, наконец, стали способны вновь оценить свершенное. С благоговением перед величием, горечью от утерянного и надеждой на возрождение…

«Забытые» - «Los olvidados» (реж. Луис Бунюэль)

Не разум спасает человека от чудовища в нём самом, не интеллект сохраняет человечество…
//«Забытые» (Л.Бунюэль, 1950)

Через 21 год после разрезания глаза в «Андалусском псе», столп сюрреализма Луис Бунюэль снял фильм по канонам итальянского неореализма и очень близко к советскому взгляду на мир. Но это был совсем другой мир…

«Близкие контакты третьей степени» - «Close Encounters of the Third Kind» (реж. Стивен Спилберг, 1977)

О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (С.Спилберг, 1977)

Фильм из эпохи, в которой торжествовала Правда первого осознания Космоса как Вызова — Вызова, который Человек принял — принял в Вере, что он сможет Космос покорить, что он должен его покорить, что он в ряду других достойных — что он космическое существо…

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

«Баллада о солдате» (реж. Григорий Чухрай, 1959)

Будь проклята война…
//«Баллада о солдате» (Г.Чухрай, 1959)

Будь проклята смерть. Будь проклята разлука навсегда. Будь проклято всё, что происходит навсегда и безвозвратно. Будь проклята война — миллионнократная разлука и смерть — миллионнораз разорвавшая навсегда и безвозвратно жизни людей…

«Соломенная шляпка»(1974)

Трезвый оловянный солдатик, или Гимн “неверности” как основе общежития…
//«Соломенная шляпка» (1974)

Фильм — шедевр среди учебных пособий завершающего класса начальной школы воспитания жизнью. Когда все правила уже выучены и приходит пора узнать — чтобы жить человеком эти правила необходимо нарушать — нарушать не разрушая…

«Путевка в жизнь» (реж. Николай Экк, 1931, СССР)

СССР. Начало пути к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Н.Экк, 1931)

Бьющий с экрана экстаз размаха труда сотворения нового мира.
Фильм-фреска, фильм-плакат, завораживающий остротой деталей вечных сюжетов и жаром мечты о достижимости всеобщего счастья…

«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…

smiatenie-chuvstv-1977-pr1 - фильм (фото, кадр)

"Сама себя не похвалишь – никто тебя не похвалит". О трагедии некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (1977)

Фильм Павла Арсенова и Александра Володина в 77 своих минутах поразительно лаконично и точно разворачивает человеческий мир некоммуникабельности чувств и слов. Делает это деликатно и с, казалось, невозможной для этой “темы” теплотой, то есть так, как это не удалось сделать Антониони или Вендерсу…