«Звездные войны» – антисоветский и антихристианский проект – если и можно его смотреть детям, то только с IV эпизода…

«Звездные войны» (постер)
«Звездные войны». Оригинальная трилогия: Эпизод IV — Новая надежда (1977), Эпизод V — Империя наносит ответный удар (1980), Эпизод VI — Возвращение джедая (1983).
 

 
В современном мире невозможно жить и не слышать про «Звездные войны». К сожалению, сериал Джорджа Лукаса вошел в число сказок, которые смотрит почти всё человечество.
Можно спорить, хорошо ли, что в число всеземных сказок входят различные варианты «Золушки», «Гадкого утенка» или «Пиноккио»-«Буратино», но то общечеловеческие истории и их общий моральный посыл считывается большинством однозначно.

Со «Звездными войнами» все сложнее — начиная с того, что для значительного числа людей они не проходят по категории «сказка», в них не опознается сугубо американская история и заканчивая спорами о том, можно ли их показывать детям, а если можно — то в каком возрасте.

Обговорим всё по порядку.

 

Первое. «Звездные войны» — это типичная сказка, глубоко проникающая в детское (под)сознание. С шаблонными персонажами, шаблонными чудесами и фиксированной (хотя и не артикулированной открыто) моралью.
Посмотрев три, шесть или больше (включая мультфильмы) эпизодов из этого сериала в детстве, рядовой зритель становится навсегда его “фанатом”.
Отсюда, кстати, высокие рейтинги на всевозможных киношных сайтах — они ровно такие же как рейтинги у классических национальных киносказок в той или иной стране.

«Звездные войны» следует сравнивать не с другими фантастическими (и тем более научно-фантастическими) фильмами, а, например, с «Там, на неведомых дорожках», «После дождичка в четверг» или «Ильей Муромцем» (если речь идет о детях СССР соответствующего года рождения).

Кстати, Джордж Лукас не только не делал секрета в 1970е-80е, что он снимал сказку, а всячески это подчеркивал. Достаточно вспомнить начальные титры («Давным-давно в одной далекой-далёкой галактике…») и всё умножающееся число сказочных (“плюшевых”) зверушек от четвертого эпизода к шестому.

 
Второе. Можно ли смотреть «Звездные войны» нашим детям?
Ответ — нет, нельзя.

Этот ответ, конечно, правильный, только очень трудно осуществимый. «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него». Дети, настолько защищенные от американского “кино-продукта”, к сожалению, рискуют потерять возможность «поболтать о том о сём» в большинстве детских компаний и, главное, аргументировано отстаивать собственную позицию в коллективе.

Поэтому (опять же — к сожалению), придется показывать/разрешать — но не раньше 10-12 -летнего возраста и начинать строго с “классической трилогии”, т.е. показывать в той последовательности, в которой фильмы и снимались.

Почему?
Чтобы лучше защитить детей от того яда, что содержится в фильме, раз уж они все равно с ним столкнуться прямо либо в различных его клонах и подражаниях.

«Звездные войны» — это завернутая в яркую упаковку история существования безбожного мира, в котором у зла тотальное преимущество и лишь редчайшим стечением обстоятельств некоторым разумным существам из этого мира удается сохранять человечность.

«Звездные войны» — это история “обычности” существования людей в мире, где происходит уничтожение целых планет и они продолжают себя вести (демонстрируя соответствующую эмоциональную реакцию и осмысление себя и мира вокруг) либо как обычные обыватели в слегка затрудненных обстоятельствах, либо как обычные военнообязанные в рутинных боевых столкновениях. Еще раз — происходит преступление многократно превосходящее по ужасу преступление США в Хиросиме и Нагасаки, преступление, жертвами которого становятся даже не граждане враждебного государства и/или те, кого пропаганда наградила статусом “недочеловеков”, что может служить хоть каким-то “идеологическим прикрытием”, а просто обычные первые попавшиеся люди — и нам никак не демонстрируется ни массового шока во всех обитаемых мирах с массовой же реакцией (а ведь в реальности после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, которые подспудно и ставит в разряд обыденного произведение Лукаса, по всему миру происходили массовое антиядерные выступления с 1940-х вплоть до конца 80-х годов), ни индивидуального измененного поведения ни у повстанцев, ни у военных империи.

«Звездные войны» — это история без всякой надежды на возможность действительно лучшего будущего для человечества/ разумных существ.
Ни время республики, ни время империи, ни время после — не демонстрируют никакого солидарного существования. Каждая планета, как и государства времен современного нам капитализма/империализма, — максимально эгоистичны и в отношениях между собой и в отношениях внутри.
Никакого ни «Свобода-Равенство-Братство», ни «Вперед к Коммунизму», ни обещания «Царства Божьего на земле». Только мелкие телодвижения отдельных групп людей и, в лучшем случае, свержение “злого-царя”, для замены его на “не-очень-злой-хотя-и-бестолковый-сенат”. Причем картина мира здесь такова, что от масс людей вообще ничего не зависит — зависит только от героя или злодея, которые, абсолютно внешней по отношению к массам, “чудесной” силой способны менять жизнь миллиардов и миллиардов людей.

«Звездные войны» — это история максимального сужения возможных форм существования разумных существ — как бы разумные существа не выглядели, какие бы формы тела у них не были — все они ведут себя как средние обыватели американской глубинки — с теми же мечтами, страхами, развлечениями и заботами. Ничего таинственного, никакого намека на выходящее за пределы среднего уровня понимания, ничего нового — плоский мир, плоских людей.

Говоря на политическом языке — мы имеем ультраконсервативную пропаганду, оправдывающую и консервирующую в головах обывателя существовавшую американскую систему конца XX века, пугающего его тем, что если он прельстится мыслью о возможности какого-то другого порядка («СССР»), то это его обманывает очередной “черный властелин”, который всех съест.

Доказательством всех данных положений является тот простой и прямой факт, что актер Рональд Рейган, обслуживающий американский олигархат и неоколониализм, построил в т.ч. на основе этого фильма и пропаганду необходимости очередного рывка в гонке ядерных вооружений (программа СОИ, размещение РСМД в Западной Европе), с закладываем в головы обывателя “нормальности” обмена ядерными ударами, и запустил современную нам неолиберальную модель экономики, уничтожающую остатки человечности и христианства, что еще теплились в “старом капитализме”.

Еще пара уточнений-расшифровок.

Почему мир безбожный, плоский, скучный? Ведь есть же таинственная “Сила”, которая правит миром и т.д.?
Пропагандируемая в фильме “Сила” — банальный квази-физический ресурс, к которому можно подключиться и использовать к своей пользе. Причем возможность полноценного подключения зависит исключительно от врожденных качеств, передаваемых по наследству. Такой вот аналог “голубой крови” аристократии, которая решает судьбу плебса. И это помимо банальной кастовости во всех демонстрируемых нам обитаемых мирах с их принцессами, герцогами, монашескими орденами и рабством.
Да, рассказывается, что “Сила” — «выбрала тебя», что нужно «восстановить баланс Силы» и т.д. — но это лишь означает, что перед нами механистическая картина мира, разбавленная “тонкими материями” и т.п. эзотерическими словесами, а во второй трилогии еще и замаскированная аля-научными фразами про “ мидихлорианы” и пр.
Перед нами мир без всякого выхода — наиболее удачное, что может случится с адептом “Силы” — это стать привидением.

Христианское упование на Спасителя, для которого нет успевших и опоздавших,  на всеобщее воскрешение, на божественное преображение всего сущего… — всё это глубоко чуждо фильму.

И это не говоря о прямой проповеди манихейского расчленения мира на, равноценные для безличной “Силы”,  “темную” и “светлую” стороны.

 

* * *

 

Почему же тогда безопаснее для детей, если и смотреть «Звездные войны», то в той последовательности, в которой они снимались, а не по хронологии событий фильма?

Не будем увлекаться реконструкцией того, почему так вышло — возможно Лукас и киноиндустрия США в конце 70-х еще не окончательно выпали из христианства, возможно случайно/ по воле Божьей — но результат таков.

Если впервые показывать ребенку эпизоды последовательно в соответствии с их номерами в названии — с первого («Скрытая угроза» 1999 года)  по шестой («Возвращение джедая» 1984 года) — то это обернется демонстрацией и апологией становления зла – повелителя Галактики.
Наиболее яркий — предельно суггестивный для детского сознания — первый эпизод заставит ребенка отождествить себя с главным героем (Энакинем), затем, с помощью наиболее сексуальных и эпический сцен фильма, закрепят в нем мечту «стать таким же» второй и третий эпизод, в конце которого логика сюжета “подскажет” ребенку, что если у тебя есть достаточные мотивы, то ты вполне можешь перейти на “темную сторону” и, по факту, стать властелином целого мира (да, немного помучившись — но для детского сознания это ничего не значит — ср. с каким восторгом дети отождествляют себя со страдающими, но совершавшими подвиги героями прошлого).

И вот, после этой инициации ребенок окунается в классическую IV часть и видит очень блеклый, бутафорский мир с актерами, которые от него так же далеки, как от нас актеры немого кино. Только имея богатый опыт просмотра старых фильмов, можно за всем этим увидеть эмоционально-убедительную историю, а такого опыта у современных детей нет.
Ребенок видит на экране суету посторонних ему “благородных героев”, которые прячутся по каким-то убогим норкам. И вся их победа — для него ухудшенное повторение (ведь он уже видел I-III эпизоды) того, что было.
При этом, изначально зная, кто такой  Дарт Вейдер, — ребенок не пугается его, не ненавидит его, а пытается его оправдать в каждом, совершенном им преступлении.
Причем шестая часть даст еще и глобальную индульгенцию — «да, я стану плохим, совершу страшные преступления, используя ужасные методы для достижения желанной мне сейчас цели, но, получив силу, я “в самом внутри” останусь хорошим и в решающий момент спасу мир».

 

Подобного сценария восприятия мира «Звездный войн» можно частично избежать, если смотреть фильмы в последовательности их создания.

Взглянув на мир IV части («Новая надежда» 1977 года), современный ребенок опознает “старое кино” с его условными спецэффектами и “старый мир”, которого уже нет, — т.е. сразу начнет воспринимать фильм как условную сказку.

И борьбу главных героев (по человечески положительных) он начнет воспринимать как борьбу со злом, что захватило сказочное королевство — по принципу того, как захватывал царства-королевства Кощей-бессмертный, с которым боролись храбрые и дружные герои.
И “Кощей” для него будет кощеем почти до конца третьего посмотренного им фильма. А затем, во второй трилогии, он увидит разворачивание истории трагедии предательства себя и близких — ведь он будет знать, что вот этот милый мальчик из эпизода 1999 года никак не тот, с кем хочется себя ассоциировать, а тот, кого ждет всеобщая ненависть, одиночество и смерть.

И, в таком случае, юный зритель увидит в фильме хотя бы отсвет того, что он, конечно же, должен знать и до всяких «звездных войн», — что мир сотворен любовью и, что любовью же и милостью Создателя нашего, даже самый последний из заблудших будет спасен, если не отринет он руку Его.

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Сладкая отрава для [вечных] подростков…
//«Назад в будущее» (Роберт Земекис, 1985-1990)
■ О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг, 1977)
■ Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (Гильермо дель Торо, 2013)
■ Декарт, Набоков, русский космизм, трудная проблема сознания и любовь…
//«Бегущий по лезвию 2049» (Дени Вильнёв, 2017)

■ Когда людоед целует своего ребенка на ночь – он оценивает каков ребенок на вкус?.. //«Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)
■ Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
■ Разумные существа – существа бесчеловечные, человек – это любовь…
//«Забытые» (Луис Бунюэль, 1950)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. Еще раз про то, что «Звездные войны»* — это обдуманный проект, рассчитанный на воздействие прежде всего на детей (и, соответственно, широкую публику с “детским сознанием”), и создавался он с использованием всего инструментария фильмов-сказок.

    Вот слова самого Джорджа Лукаса в 1999, в которых он ответил на критику великовозрастных “фанатов” против «слишком детского персонажа Джа-Джа Бинкса»:
    «…Есть группа поклонников фильмов, которым не нравятся комические персонажи. Они хотят, чтобы фильмы были жесткими, как «Терминатор», и они очень расстраиваются и осуждают все, что имеет какое-либо отношение к ребячеству.
    Фильмы сделаны для детей, но они не хотят этого признавать. В первом фильме они ненавидели R2 и C3-PO. Во втором фильме им не нравился Йода, а в третьем они ненавидели эвоков.. …и теперь Джа-Джа обвиняют в том же самом…»
    news.bbc.co.uk/2/hi/
    entertainment/394542.stm

    *речь, естественно, идет о «Звездных войнах» Джорда Лукаса как б.-м. ценном художественном кинопроизведении, а не о последующих “продуктах” под той же торговой маркой, которые стали создавать кинокорпорации, исключительно с коммерческой целью (наряду с игрушками, одеждой, книжными/“графическими” сериалами и т.д.).

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Соломенная шляпка»(1974)

Трезвый оловянный солдатик, или Гимн “неверности” как основе общежития…
//«Соломенная шляпка» (1974)

Фильм — шедевр среди учебных пособий завершающего класса начальной школы воспитания жизнью. Когда все правила уже выучены и приходит пора узнать — чтобы жить человеком эти правила необходимо нарушать — нарушать не разрушая…

«Начальник Чукотки» (реж. Виталий Мельников, в гл.р. Михаил Кононов, 1966)

Советский Союз Мечтателей, или О наивности…
//«Начальник Чукотки» (1966)

В фильме Виталия Мельникова 1966 года мы узнаем целый набор тех чудных черт советского человека, что помогли сотворить, поддерживали и разрушили первую в мире Страну Советов. Наших черт…

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…

«Спасти мистера Бэнкса» - «Saving Mr. Banks» (реж. Джон Ли Хэнкок, 2013)

Плоды жизни, что проходит не так…
//«Спасти мистера Бэнкса» & «Мэри Поппинс»

…фильм смог добавить и к диснеевскому, и к советскому мюзиклам недостающие измерения — раскрыть «сказку о лучшей и всемогущей няне» до трагической полноты многомерности жизни…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.

«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер .

Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности в 2019 году по России — 40 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» в наших реалиях — это один миллиард рублей…