«Звездные войны» – антисоветский и антихристианский проект – если и можно его смотреть детям, то только с IV эпизода…

«Звездные войны» (постер)
«Звездные войны». Оригинальная трилогия: Эпизод IV — Новая надежда (1977), Эпизод V — Империя наносит ответный удар (1980), Эпизод VI — Возвращение джедая (1983).
 

 
В современном мире невозможно жить и не слышать про «Звездные войны». К сожалению, сериал Джорджа Лукаса вошел в число сказок, которые смотрит почти всё человечество.
Можно спорить, хорошо ли, что в число всеземных сказок входят различные варианты «Золушки», «Гадкого утенка» или «Пиноккио»-«Буратино», но то общечеловеческие истории и их общий моральный посыл считывается большинством однозначно.

Со «Звездными войнами» все сложнее — начиная с того, что для значительного числа людей они не проходят по категории «сказка», в них не опознается сугубо американская история и заканчивая спорами о том, можно ли их показывать детям, а если можно — то в каком возрасте.

Обговорим всё по порядку.

 

Первое. «Звездные войны» — это типичная сказка, глубоко проникающая в детское (под)сознание. С шаблонными персонажами, шаблонными чудесами и фиксированной (хотя и не артикулированной открыто) моралью.
Посмотрев три, шесть или больше (включая мультфильмы) эпизодов из этого сериала в детстве, рядовой зритель становится навсегда его “фанатом”.
Отсюда, кстати, высокие рейтинги на всевозможных киношных сайтах — они ровно такие же как рейтинги у классических национальных киносказок в той или иной стране.

«Звездные войны» следует сравнивать не с другими фантастическими (и тем более научно-фантастическими) фильмами, а, например, с «Там, на неведомых дорожках», «После дождичка в четверг» или «Ильей Муромцем» (если речь идет о детях СССР соответствующего года рождения).

Кстати, Джордж Лукас не только не делал секрета в 1970е-80е, что он снимал сказку, а всячески это подчеркивал. Достаточно вспомнить начальные титры («Давным-давно в одной далекой-далёкой галактике…») и всё умножающееся число сказочных (“плюшевых”) зверушек от четвертого эпизода к шестому.

 
Второе. Можно ли смотреть «Звездные войны» нашим детям?
Ответ — нет, нельзя.

Этот ответ, конечно, правильный, только очень трудно осуществимый. «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него». Дети, настолько защищенные от американского “кино-продукта”, к сожалению, рискуют потерять возможность «поболтать о том о сём» в большинстве детских компаний и, главное, аргументировано отстаивать собственную позицию в коллективе.

Поэтому (опять же — к сожалению), придется показывать/разрешать — но не раньше 10-12 -летнего возраста и начинать строго с “классической трилогии”, т.е. показывать в той последовательности, в которой фильмы и снимались.

Почему?
Чтобы лучше защитить детей от того яда, что содержится в фильме, раз уж они все равно с ним столкнуться прямо либо в различных его клонах и подражаниях.

«Звездные войны» — это завернутая в яркую упаковку история существования безбожного мира, в котором у зла тотальное преимущество и лишь редчайшим стечением обстоятельств некоторым разумным существам из этого мира удается сохранять человечность.

«Звездные войны» — это история “обычности” существования людей в мире, где происходит уничтожение целых планет и они продолжают себя вести (демонстрируя соответствующую эмоциональную реакцию и осмысление себя и мира вокруг) либо как обычные обыватели в слегка затрудненных обстоятельствах, либо как обычные военнообязанные в рутинных боевых столкновениях. Еще раз — происходит преступление многократно превосходящее по ужасу преступление США в Хиросиме и Нагасаки, преступление, жертвами которого становятся даже не граждане враждебного государства и/или те, кого пропаганда наградила статусом “недочеловеков”, что может служить хоть каким-то “идеологическим прикрытием”, а просто обычные первые попавшиеся люди — и нам никак не демонстрируется ни массового шока во всех обитаемых мирах с массовой же реакцией (а ведь в реальности после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, которые подспудно и ставит в разряд обыденного произведение Лукаса, по всему миру происходили массовое антиядерные выступления с 1940-х вплоть до конца 80-х годов), ни индивидуального измененного поведения ни у повстанцев, ни у военных империи.

«Звездные войны» — это история без всякой надежды на возможность действительно лучшего будущего для человечества/ разумных существ.
Ни время республики, ни время империи, ни время после — не демонстрируют никакого солидарного существования. Каждая планета, как и государства времен современного нам капитализма/империализма, — максимально эгоистичны и в отношениях между собой и в отношениях внутри.
Никакого ни «Свобода-Равенство-Братство», ни «Вперед к Коммунизму», ни обещания «Царства Божьего на земле». Только мелкие телодвижения отдельных групп людей и, в лучшем случае, свержение “злого-царя”, для замены его на “не-очень-злой-хотя-и-бестолковый-сенат”. Причем картина мира здесь такова, что от масс людей вообще ничего не зависит — зависит только от героя или злодея, которые, абсолютно внешней по отношению к массам, “чудесной” силой способны менять жизнь миллиардов и миллиардов людей.

«Звездные войны» — это история максимального сужения возможных форм существования разумных существ — как бы разумные существа не выглядели, какие бы формы тела у них не были — все они ведут себя как средние обыватели американской глубинки — с теми же мечтами, страхами, развлечениями и заботами. Ничего таинственного, никакого намека на выходящее за пределы среднего уровня понимания, ничего нового — плоский мир, плоских людей.

Говоря на политическом языке — мы имеем ультраконсервативную пропаганду, оправдывающую и консервирующую в головах обывателя существовавшую американскую систему конца XX века, пугающего его тем, что если он прельстится мыслью о возможности какого-то другого порядка («СССР»), то это его обманывает очередной “черный властелин”, который всех съест.

Доказательством всех данных положений является тот простой и прямой факт, что актер Рональд Рейган, обслуживающий американский олигархат и неоколониализм, построил в т.ч. на основе этого фильма и пропаганду необходимости очередного рывка в гонке ядерных вооружений (программа СОИ, размещение РСМД в Западной Европе), с закладываем в головы обывателя “нормальности” обмена ядерными ударами, и запустил современную нам неолиберальную модель экономики, уничтожающую остатки человечности и христианства, что еще теплились в “старом капитализме”.

Еще пара уточнений-расшифровок.

Почему мир безбожный, плоский, скучный? Ведь есть же таинственная “Сила”, которая правит миром и т.д.?
Пропагандируемая в фильме “Сила” — банальный квази-физический ресурс, к которому можно подключиться и использовать к своей пользе. Причем возможность полноценного подключения зависит исключительно от врожденных качеств, передаваемых по наследству. Такой вот аналог “голубой крови” аристократии, которая решает судьбу плебса. И это помимо банальной кастовости во всех демонстрируемых нам обитаемых мирах с их принцессами, герцогами, монашескими орденами и рабством.
Да, рассказывается, что “Сила” — «выбрала тебя», что нужно «восстановить баланс Силы» и т.д. — но это лишь означает, что перед нами механистическая картина мира, разбавленная “тонкими материями” и т.п. эзотерическими словесами, а во второй трилогии еще и замаскированная аля-научными фразами про “ мидихлорианы” и пр.
Перед нами мир без всякого выхода — наиболее удачное, что может случится с адептом “Силы” — это стать привидением.

Христианское упование на Спасителя, для которого нет успевших и опоздавших,  на всеобщее воскрешение, на божественное преображение всего сущего… — всё это глубоко чуждо фильму.

И это не говоря о прямой проповеди манихейского расчленения мира на, равноценные для безличной “Силы”,  “темную” и “светлую” стороны.

 

* * *

 

Почему же тогда безопаснее для детей, если и смотреть «Звездные войны», то в той последовательности, в которой они снимались, а не по хронологии событий фильма?

Не будем увлекаться реконструкцией того, почему так вышло — возможно Лукас и киноиндустрия США в конце 70-х еще не окончательно выпали из христианства, возможно случайно/ по воле Божьей — но результат таков.

Если впервые показывать ребенку эпизоды последовательно в соответствии с их номерами в названии — с первого («Скрытая угроза» 1999 года)  по шестой («Возвращение джедая» 1984 года) — то это обернется демонстрацией и апологией становления зла – повелителя Галактики.
Наиболее яркий — предельно суггестивный для детского сознания — первый эпизод заставит ребенка отождествить себя с главным героем (Энакинем), затем, с помощью наиболее сексуальных и эпический сцен фильма, закрепят в нем мечту «стать таким же» второй и третий эпизод, в конце которого логика сюжета “подскажет” ребенку, что если у тебя есть достаточные мотивы, то ты вполне можешь перейти на “темную сторону” и, по факту, стать властелином целого мира (да, немного помучившись — но для детского сознания это ничего не значит — ср. с каким восторгом дети отождествляют себя со страдающими, но совершавшими подвиги героями прошлого).

И вот, после этой инициации ребенок окунается в классическую IV часть и видит очень блеклый, бутафорский мир с актерами, которые от него так же далеки, как от нас актеры немого кино. Только имея богатый опыт просмотра старых фильмов, можно за всем этим увидеть эмоционально-убедительную историю, а такого опыта у современных детей нет.
Ребенок видит на экране суету посторонних ему “благородных героев”, которые прячутся по каким-то убогим норкам. И вся их победа — для него ухудшенное повторение (ведь он уже видел I-III эпизоды) того, что было.
При этом, изначально зная, кто такой  Дарт Вейдер, — ребенок не пугается его, не ненавидит его, а пытается его оправдать в каждом, совершенном им преступлении.
Причем шестая часть даст еще и глобальную индульгенцию — «да, я стану плохим, совершу страшные преступления, используя ужасные методы для достижения желанной мне сейчас цели, но, получив силу, я “в самом внутри” останусь хорошим и в решающий момент спасу мир».

 

Подобного сценария восприятия мира «Звездный войн» можно частично избежать, если смотреть фильмы в последовательности их создания.

Взглянув на мир IV части («Новая надежда» 1977 года), современный ребенок опознает “старое кино” с его условными спецэффектами и “старый мир”, которого уже нет, — т.е. сразу начнет воспринимать фильм как условную сказку.

И борьбу главных героев (по человечески положительных) он начнет воспринимать как борьбу со злом, что захватило сказочное королевство — по принципу того, как захватывал царства-королевства Кощей-бессмертный, с которым боролись храбрые и дружные герои.
И “Кощей” для него будет кощеем почти до конца третьего посмотренного им фильма. А затем, во второй трилогии, он увидит разворачивание истории трагедии предательства себя и близких — ведь он будет знать, что вот этот милый мальчик из эпизода 1999 года никак не тот, с кем хочется себя ассоциировать, а тот, кого ждет всеобщая ненависть, одиночество и смерть.

И, в таком случае, юный зритель увидит в фильме хотя бы отсвет того, что он, конечно же, должен знать и до всяких «звездных войн», — что мир сотворен любовью и, что любовью же и милостью Создателя нашего, даже самый последний из заблудших будет спасен, если не отринет он руку Его.

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Сладкая отрава для [вечных] подростков…
//«Назад в будущее» (Роберт Земекис, 1985-1990)
■ О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг, 1977)
■ Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (Гильермо дель Торо, 2013)
■ Декарт, Набоков, русский космизм, трудная проблема сознания и любовь…
//«Бегущий по лезвию 2049» (Дени Вильнёв, 2017)

■ Когда людоед целует своего ребенка на ночь – он оценивает каков ребенок на вкус?.. //«Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)
■ Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
■ Разумные существа – существа бесчеловечные, человек – это любовь…
//«Забытые» (Луис Бунюэль, 1950)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. Еще раз про то, что «Звездные войны»* — это обдуманный проект, рассчитанный на воздействие прежде всего на детей (и, соответственно, широкую публику с “детским сознанием”), и создавался он с использованием всего инструментария фильмов-сказок.

    Вот слова самого Джорджа Лукаса в 1999, в которых он ответил на критику великовозрастных “фанатов” против «слишком детского персонажа Джа-Джа Бинкса»:
    «…Есть группа поклонников фильмов, которым не нравятся комические персонажи. Они хотят, чтобы фильмы были жесткими, как «Терминатор», и они очень расстраиваются и осуждают все, что имеет какое-либо отношение к ребячеству.
    Фильмы сделаны для детей, но они не хотят этого признавать. В первом фильме они ненавидели R2 и C3-PO. Во втором фильме им не нравился Йода, а в третьем они ненавидели эвоков.. …и теперь Джа-Джа обвиняют в том же самом…»
    news.bbc.co.uk/2/hi/
    entertainment/394542.stm

    *речь, естественно, идет о «Звездных войнах» Джорда Лукаса как б.-м. ценном художественном кинопроизведении, а не о последующих “продуктах” под той же торговой маркой, которые стали создавать кинокорпорации, исключительно с коммерческой целью (наряду с игрушками, одеждой, книжными/“графическими” сериалами и т.д.).

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Нежность» (реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966)

Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (1966)

Наше больное сердце выбрасывает нас из механичности событий и дарит счастье. Счастье узнать то, что больше всех механизмов пространства и времени вместе взятых. Счастье смотреть на весну, счастье видеть радость других и проживать его как своё. Счастье любить и видеть любовь других.
И счастье понимания чуда жизни человеком. Чуда, которое не может не быть хрупким. Самым хрупким из существующего. Которое надо беречь во что бы то ни стало. До конца, до последнего удара сердца.

«Соломенная шляпка»(1974)

Трезвый оловянный солдатик, или Гимн “неверности” как основе общежития…
//«Соломенная шляпка» (1974)

Фильм — шедевр среди учебных пособий завершающего класса начальной школы воспитания жизнью. Когда все правила уже выучены и приходит пора узнать — чтобы жить человеком эти правила необходимо нарушать — нарушать не разрушая…

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее…

«Дикая собака динго» (режиссер Юлий Карасик, 1962, СССР)

Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (1962)

…все мы — дети, нам очень-очень хочется не забывать это, нам горько, когда пелена времени начинает скрывать первую яркость распускавшихся в нас чувств, мы раз за разом будем пытаться прожить подлинность наших первых шагов в Мир — мы всегда будем создавать истории о подлинных нас и обжигать себе сердце ими…

«Путевка в жизнь» (реж. Николай Экк, 1931, СССР)

СССР. Начало пути к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Н.Экк, 1931)

Бьющий с экрана экстаз размаха труда сотворения нового мира.
Фильм-фреска, фильм-плакат, завораживающий остротой деталей вечных сюжетов и жаром мечты о достижимости всеобщего счастья…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.

«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…

«Спасти мистера Бэнкса» - «Saving Mr. Banks» (реж. Джон Ли Хэнкок, 2013)

Плоды жизни, что проходит не так…
//«Спасти мистера Бэнкса» & «Мэри Поппинс»

…фильм смог добавить и к диснеевскому, и к советскому мюзиклам недостающие измерения — раскрыть «сказку о лучшей и всемогущей няне» до трагической полноты многомерности жизни…

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…