Огонь полноты бытия, что питает и сжигает…
//«Огни варьете» (Ф.Феллини, 1950)

«Огни варьете» - «Luci del varietà» (реж. Федерико Феллини, Альберто Латтуада, 1951, Италия) - фильм (фото, кадр)
«Огни варьете» / «Luci del varietà» (реж. Федерико Феллини, Альберто Латтуада, 1951, Италия): «…Кекко – руководитель бродячей труппы варьете, которая дает представления в захолустных городках Италии. Однажды к ним на представление приходит Лилиана, мечтающая выступать на сцене…».
 

 
Ночью мошкара, мотыльки и случайно разбуженные дневные бабочки летят на свет. Летят, ударяются о лампу, обжигаются, отлетают, вновь летят, кружат вокруг, толкаются, сжигают себя крылья и падают вниз. Утром придет хозяин, смахнет неприятный мусор в совок и займется своими дневными делами…

Человечество всегда давало представления. От костров каменного века, вокруг которых разыгрывали пугающие, хвастливые и выпрашивающие удачу действа, до больших и малых академических театров.
…Оживить свои грезы. Войти в них. Предстать тем, кто ты не есть и кем ты никогда не будешь, войти в головы смотрящих, завладеть ими, заставить плакать и смеяться — соблазн непреодолимый. Быть властелином целого мира, даже если этот мир — прогнившие доски большого сарая, обвешанного пыльными тряпками. Но эти доски и эти тряпки — ложь, а истина — это свет — огни в глазах зрителя, которые притянуты тобой на сцене…

Кто летит и сгорает на огне выдуманных историй? Актеры/лицедеи/клоуны/шуты или их зрители? Те, кто отдают всю свою жизнь кривлянию на сцене, живут впроголодь, никогда не уверены, что будет завтра, обреченно попрошайничаю­щие, даже когда их называют «звездами»… или те, кто растрачивают свою жизнь на опостылевшей и бессмысленной «работе», чтобы лишь вечером убежать от своей жизни на два часа в забытьё театрика, киношки, кабака со слезливыми песенками?  Кто та мошкара, мотыльки и бабочки, кто не может устоять перед «огнями варьете», вопреки всей очевидной правде «трезвого взгляда» на ничтожность и бессмысленность подобных «светильников»?…

Завороженный взгляд юной девушки на сцену. Что она видит? Она там видит себя? Или её манит сам поток внимания, который идет от собравшихся людей, — неважно на что он направлен и куда приведет?…

Если тебя замечают — значит, ты есть. А иначе ты не существуешь. Иначе ты стоишь за стойкой в отеле или прилавком в магазине, или сидишь в офисе, подавая бумажки начальнику, — тебя нет, а есть лишь та функция, которую ты выполняешь — люди смотрят сквозь тебя — видят не тебя, а свой номер, свою колбасу, свою бумажку без печати — тебя нет — что может быть ужаснее. Тебе повезло, если тебя замечает вон тот паренек из соседнего дома, но это и все. Для остальных ты очередная и неразличимая от других — таня-маша-лора-джульета…
Но стоит выйти на сцену — пусть даже в массовке — и как минимум десяток глаз докажет тебе, что ты есть. И если ты уже вкусила этого — как бросить? Если местный «конкурс красоты» поманил тебя своим костерком внимания, то хочется еще и еще, больше и больше, больше и чтобы всегда.

Актеры, певцы, музыканты, проповедники, политики… они живут, когда на них смотрят и им внимают, между — их нет. Они погружаются в то, что они воспроизводят — роль, песню, речь. Они истинно верят, что даже не ими рожденные мысли, слова, мелодия — это их заслуга. Они истинно верят, что смотрят и слушают их — самих, лично — первых и неповторимых. Их существование в этот и только в этот момент полно и вечно — они вне сомнения — в них и через них горит жар овладевшей их грезой подлинного бытия…

 

* * *

 

«Огни варьете» Феллини хорош как беспримесный опыт, показывающий, что питает артиста, когда явно нет смысла — когда «развлечение» …
и хорош как демонстрация эссенции привлекательности пред-ставления для зрителя: зрителя влечет — «развлечение» — забытье, щекотка смеха, зуд манящего влечения, взлом обыденности фокусами…
…и главное — ощущение себя единым с другими — то, что всегда было источником и смыслом успеха — от камланий вокруг костра, до переполненных амфитеатров… что еще теплится в кинотеатрах, но превратилось в фантом в век ТВ и Интернета — когда необходимо включать закадровый смех и длинные обсуждения в студиях/соцсетях, чтобы постфактум внушить себе, что ты не один… — то, что требует, чтобы во время всматривания в свой персональный экран, ты постоянно глядел на себя со стороны  — вот про это, это и это надо будет написать в сосцетах, поболтать об этом с однокашником/коллегой/соседом…
Включенность в социум придает ценность любому действу. Мы летим туда, куда летят другие — даже самое убогое развлечение светит нам манящим огоньком не само по себе, а перспективой быть там не одному… Полнота бытия никогда не доступна одиночке…

А артист? — Он питается этим вниманием, он будет играть даже полную пустоту, если за это будет получать наше внимание. В идеале он бы погрузился в высоту смысла, но и без этого он будет лицедействовать — кривляться на потеху — и не за еду — а за куда как более вкусное — за наши глаза и уши — за возможность быть среди нас и на вершине нас — пусть и поддельным образом — представляя себя другим…

 
 
 

Кадры из фильма:

 
 

 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Лицо – маска, жизнь как у скота… – это реальный человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
//«Дорога» (Федерико Феллини,1954)
■ Смертоубийственная комедия побега из своей скорлупы…
//«После работы» (Мартин Скорсезе, 1985)
Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Бернардо Бертолуччи,1996)
■ О том, что дает силы жить…
//«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [избр.комментарии с zen.yandex.ru/kinokakpovod, 4elovek-zritel.livejournal.com]:

    1. [1]
      …да, уже первый фильм Федерико Феллини — образцовое экзистенциальное кино-высказывание — фильм, который принуждает своей “забавностью” обнажить правду существования нас же самих (и этому лишь помогает незатейливость истории, что так похожа на все истории нашей, такой незатейливой в итоге, жизни).
      И, что, как обычно, особенно забавно, — фильм и мы его смотрящие — сами ведь есть повторение того, про что в фильм же и “показывается” и что мы, вроде бы, лишь смотрим, “забавляясь”…
      «Огни варьете» принуждает к пониманию нас себя — т.е. это и есть то самое настоящее КиноКакПовод. )

    2. [2]
      …этот первый опыт, больше много другого убеждает, что режиссером необходимо родиться — даже в той небольшой подборке кадров, что в статье, каждый из них выстроен прекрасно, если не гениально.
      Чтобы мочь так, даже в явно проходных случаях, даже когда над тобой висят другие цели — необходимо, чтобы ты просто по-другому не умел.
      Необходимо «просто» так смотреть на жизнь всегда.

      1. Re:[2]
        +
        С одним, наверное необходимым, небольшим уточнением про “просто”.
        В данных конкретно кадрах (и, наверное, в целом у Феллини) «выстраивание кадров» означает, прежде всего, гениальное чувствилище к людям — улавливание и передача эмоций через лица и мизансцены.
        Что должно предполагать гениальный подбор актеров, гениальное их помещение перед камерой и т.д., и т.д. А в конце — гениальное умение _выбрать_ из всего “отснятого материала” только тот, что нужно.
        То бишь — чтобы так «ловить» людей в жизни и на пленку — действительно необходимо так видеть мир всегда и, одновременно, нести в себе постоянную упертость донести свой взгляд до других, переборов весь сопутствующий случайный мусор…

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«Ложное движение» / «Falsche Bewegung» (реж. Вим Вендерс, 1975)

Бессилие слов и боли…
//«Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)

Слова мертвы, если они обращены к тем, кто их не слышит. Слова не могут дать слух. Не могут заставить сдвинуться с места. Это делают не слова. Движение не рождается из слов.
Движение даже не рождается из боли и крови. Чтобы слова, боль, кровь имели силу, она должна быть у тех кто их слышит, видит, со-чувствует…

«По поводу Ниццы» - «A propos de Nice» (1930)

Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго, 1930)

Жан Виго – икона кинематографа. Больной туберкулезом, в 24 года на последние деньги он купил камеру. Чтобы снимать людей и время; чтобы предостеречь людей от них самих и от наступающего времени; чтобы защитить слабых; а еще, чтобы сказать миру — «Нате!».

Кейт Бекинсейл и Татьяна Веденеева («Много шума из ничего» 1993 и 1973)

Советская возвышающая мечта…
//«Много шума из ничего» (1973)

Необходимо жить в Советском Союзе 70х чтобы снять так… Мир полдня — мир советской фантастики, перенесенный на планету, чем-то похожую на Средиземноморье, планеты Земля, эпохи Возрождения. Идеальный мир, идеальные люди, идеальные чувства…

«Туки-Буки» / «Touki Bouki» (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал)

Еще живая душа еще родной земли…
//«Туки Буки» (1973)

Фильм снят в самом начале того перелома, что вздыбит мир через 40 лет. Фильм снят африканцем о свой земле, снят о своем поколении. Его с восторгом приняли на фестивалях. Оценили мэтры. Автор до этого снимал документальное кино, после замолчал на десятилетия. Но душу Африки, надежду, страх и обреченность он успел нам приоткрыть.

Кино — являющееся ноуменальное…

Любое воображение любого человека всегда беднее, однообразнее и предсказуемее, чем ноуменальная реальность мира и самого человека.
А потому кино, как никакое другое искусство, — всегда больше, чем его авторы.
И в т.ч. именно поэтому для нас — для зрителей — оно дает шанс выйти за их и свои границы, а значит в т.ч. взглянуть на себя и на нас всех со стороны, а значит узнать себя, а значит получить шанс стать другим… возможно даже лучше…  (весь текст)

«Дорога» - «La strada» (реж. Федерико Феллини, 1954) - Энтони Куинн, Джульетта Мазина

Лицо – маска, жизнь как у скота… Это и есть реальный человек, остальное – (само)обман и мечты?…
//«Дорога» (Феллини, 1954)

Фильм, после которого весь мир признал гений Феллини, который этому миру был очень нужен… Фильм, после которого Феллини пережил психический надлом, который он сам много позже назвал «Чернобылем души».

Постер фильма «Звездные войны»

«Звездные войны» – антисоветский и антихристианский проект – если и можно его смотреть детям, то только с IV эпизода…

Джордж Лукас не только продвигал пропаганду США в борьбе с СССР, но и в итоге построил антихристианский и предельно плоский мир, унижающий человека…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.