Велико терпение Божье, если Он нас терпит такими…
//«Вальгалла: Сага о викинге» (Н.В.Рефн, 2009)

«Вальгалла: Сага о викинге» - «Valhalla Rising»  (Николас Виндинг Рефн, 2009) - фильм (фото, кадр)
«Вальгалла: Сага о викинге» / «Valhalla Rising» (реж. Николас Виндинг Рефн, в гл.р. Мадс Миккельсен, 2009, Дания-Великобритания): «… условный XI век; неговорящего раба по прозвищу Одноглазый держат в клетке; его выпускают лишь для боев, проигрыш в которых – смерть; бежав, герой встречает викингов, которые плывут в Иерусалим; их совместный путь прерывает туман на много-много дней; когда туман рассеивается перед выжившими предстает неизвестная земля…».
 

 
Николас Виндинг Рефн снял значимое кино. Значимое — как значимым является всё, что докапывается до перво-бытного в человеке — до того, что было, что есть и что будет пре-бывать в нас, пока мы люди…
Главное, чтобы не было только оно, чтобы не было так и только так… ведь есть в нас еще и помимо и выше этого, раз мы живем по большей частью не так как в фильме…
Как и в самом фильме есть это “помимо и выше” — помимо и выше вроде как прямо показываемого большинством его кадров — есть то, что не может не быть в честном произведении человека…

Фильм, прикрытый коммерческой маскировкой, читается как набросок великого произведения искусства. Ради того, что в нем пытается быть сказано, нужно потрудиться и заткнуть своего «штатного кинокритика», и работать-работать-работать душой. Душа ведь обязана трудиться. И фильм дает ей шанс.
А еще весь фильм свербит интеллектуальная машина внутри тебя и ты ищешь и находишь одну за другой аналогии, аллюзии, параллели и с историей, и с настоящим, и с всегда возможным будущим; также как в тебе начинает играть мальчишеское «что же режиссер, такой да этакий, заставил героев делать так, когда надо было так», «ах если бы они поступили так, то было бы о-го-го»… Но все это в себя надо заткнуть и постараться вобрать и расплести как можно больше из того, что хотели — что должны были хотеть — вложить авторы в это кино — кино раскрытия человеческого, всегда человеческого.

 

* * *

 
Людям нужны люди. И, даже если людей вокруг мало, они все равно найдут друг друга и превратят происходящее в ад.

Может ли быть по другому? — Может, если души людей взращены до человечности — до готовности увидеть человека не только в своих/равных, но и в чужих. Чтобы было так, приложить свои усилия должны многие поколения — очень многие поколения — чтобы Культура обуздала зверя в человеке.
Не приложили… или пришли те, кто разрушил построенное — тогда не останется иного как явиться во всей своей красе игрищам похоти, жадности, властолюбия и страха…

У человечества в том или ином уголке нашей маленькой планеты раз за разом случается приступ и рождаются стаи стервятников, которые разлетаются во все стороны, привлеченные такой заманчиво легкой возможностью отнять и присвоить уже сделанное другими. В ответ — звереют уже те, на кого налетают эти стервятники.

Потом всё немного успокаивается и цветы Культуры вновь прорастают. Причем и там, где, уже ставшие бывшими, стервятники свили себе новые гнезда.
Были ли открытыми стервятниками, привычные нам, Рюрик с компанией или они осели «по приглашению» — не делает картину одного из таких “разлетов” благостнее ни в одном из вариантов.
Были десятки других стай, которые не оставили после себя ничего, кроме пепелищ и еще десятки, которые, захватив пару деревень, растворились в соседях без следа, и еще десятки, которых просто перебили.

Так же как мало что меняло то, чем оправдывались набеги — тотемными божками или Христом. Вначале не меняло. Лишь много после — это почти совпадение в жестокости, но различие по внутреннему содержанию, прорастало решающим отличием — это различие оказывалось самым важным — когда «вдруг» появлялись чокнутые и отдавали свои жизни ради чужих им — когда деятельною любовью своею, своим непротивлением злу насилием пробивали трещины в циклопической стене зла, которыми огородились в смутные времена селения и племена…

 

* * *

 
И всегда, даже когда мир вокруг сходит с ума и все собираются грабить или прятаться — люди остаются разными. И разными бывает их путь. Фильм прекрасен наброском столь разных людей и судеб.

…Когда обитатели бедного захолустья вдруг прикасаются к Книге, в которой они читают про Землю Обетованную, и когда все вокруг приходит в движение, то в путь пойдет и 1) властолюбец-полусумасшедший-мечтатель, который поведет за собой еще и 2) сына трусливого, но преодолевающего свой страх страхом же перед отцом и любовью к нему одновременно; и 3) страдающий от разрывающегося своего доброго сердца отец, потерявший своих сыновей и пошедший в дорогу за призрачной сказкой, обещающей ему встретить их на пути освобождения Гроба Господня; и 4) соблазненный рассказами о богатстве, благодатных землях и рабах простой-завистливый-злой; и 5) верящий в любые каузальные объяснения, тайные знаки и скрытые от него знания, могущий убить даже ребенка ради магического эффекта, обыватель; и многие-многие другие.

А еще пойдет мальчик, привязанный душой и судьбой к страшному герою.

А что герой? А он им не был. Он просто умел терпеть и хорошо делать то, что должен, и старался избежать своей смерти. Когда же он понял, что она неминуема, то облегчил для себя её приход — облегчил сознанием её небессмысленности — попыткой обменять свою смерть на жизнь ребенка.
Может быть он окажется прав. И это хорошо. Это по-христиански.

Также хорошо, как история про пересилившего себя и поднявшегося над собой сына предводителя. Который, в своем самоотверженном решении спасти отца, нашел покой для своей души — даже если его тело тряслось от страха до самого последнего момента его жизни. И это решение было тоже по-христиански.

Но самые сильные мгновения истории — мгновения, когда умирающий человек, потерявший своих детей где-то далеко-далеко от той чужбины, где он останется навсегда, ободряюще улыбается чужому ребенку. Чтобы дать ему надежду. И не важно здесь знание насколько она реальна. Ведь надежда — это то, что питает нашу человечность и силы в любые времена — то, что приподнимает нашу душу над обреченностью смертью и открывает нам Вечность.
Надежда — отражение нашей улыбки в детских глазах.

 

* * *

 
А что индейцы? А они были такие же как пришельцы. Они охотились на чужих — они знали, что те могут привести еще кого-то — а чужие это всегда плохо…
И эта, вроде бы обороняющаяся, но мысль-зло — этот пра-национализм — приведет к тому, что через четыре столетия они окажутся полностью безоружными перед волной, готовых ко всему, чужаков и будут изгнаны с родных земель навсегда.
А ведь все могло бы быть по-другому. Могла начаться история еще одного Рюрика и его новой страны — история краснокожих русских…

Ну а так, чтобы оставить после себя след в этом новом-старом свете, по воле авторов, герой фильма сложил из камней каирн — исходно-изначальный жест человеческой Культуры — рукотворную невозможность — каменный крик о важном, столетиями ждущий тех глаз, которые его обязательно узнают и, о эта успокаивающая человека надежда на Вечность, — обязательно передадут весть о ней дальше.

 
 

Мадс Миккельсен в фильме «Вальгалла: Сага о викинге» - «Valhalla Rising»  (Николас Виндинг Рефн, 2009) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Пандемия. Европа. Чума. XIV век… Игра со смертью.
//«Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Ноша зла для доброго сердца…
//«Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)
■ В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
// «Кон-Тики» (Х.Роннинг, Э.Сандберг, 2012)
■ Уродство зла. О верящих в Дьявола и не верящих в Бога…
// «Фауст» (Александр Сокуров, 2011)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

    1. [Сергей Е.]
      Поддерживаю. Фильм атмосферный, заставляет думать, «морщить мозг» в попытке понять и принять. Но, как любая сага, перенасыщен эпичностью. Режиссёр практически начисто удалил бытовой фон. Характеры героев на фоне звенящей пустоты выглядят словно нарисованные чёрной тушью на алом шёлке. Я бы не отнес его к историческим реконструкциям: по своему опыту скажу, что многие «эпические истории» при своём рождении были более обыденными, имели гораздо меньше пафоса и мифологичности.
      Для меня эта лента — инструмент, который позволяет глубже заглянуть в самого себя.

      `
      [КкП]
      Сергей Е., спасибо, очень точно сказано.
      «инструмент, который позволяет глубже заглянуть в самого себя» — практически дословный лозунг проекта «КиноКакПовод», и, вообще, любого настоящего искусства. )

      И, конечно же, не стоит ждать от фильмов «исторической реконструкции», — это дело историков. Главное дело «исторических декораций» в любом фильме — не насочинять в такой степени, чтобы сделать ложью взаимодействие человеческих душ.

      Что же касается противоречия «эпичность» vs. «бытовуха», то эпичность, всегда это то, что рождается во взгляде смотрящего на события, а не то нечто особенное, что физически происходит.
      «Физически» с нами всегда происходит одно и тоже — грязь, пот, боль, кровь, усталость, следование служебным инструкциям… Только понимание смысла происходящего превращает всё это в эпос, или трагедию, или фарс…

      Как-то так

    2. [Бова]
      …пропаганда норманского вранья. Кстати в фильме этого нет, фильм интересный.

      `
      [Ел Аг]
      Бова, Отрицаете существование Рюриковичей ?
      Хорошо, что фильм вам понравился, т.е. вы хотя бы не отрицаете реальность существования цивилизации викингов/варягов, которое в этот период существовали набегами/грабежами и контролем торговых путей.
      Если вы не отрицаете существования развитой восточнославянской цивилизации (государства), то вы вряд ли отрицаете существование развитого культурного обмена восточных славян и с севером, и с западом, и с югом — в т.ч. обмена военных практик и пр.
      Собственно статья, наверное, про это — про то, что уничтожение «чужаков»/ грабеж «слабых»/ насильственное насаждение исключительно своих представлений, а не попытка наладить контакт — путь для цивилизации в никуда…
      Пещерный национализм — путь в никуда. Что многажды в истории было доказано.

      `
      [КкП]
      Ел Аг, и это то, что на поверхности).
      А собственно интерес наш в настоящем кино — люди-человеки… их существование между небом и землей, их надежда, их верность себе перед вечностью…

      `
      [edge read]
      Ел Аг, про «грабеж слабых … путь в никуда» я бы поспорил — история стран/империй — это именно про это…
      (хотя, конечно, умные страны/империи не грабили в ноль, а старались заимствовать полезное и «оставлять на посев следующего урожая» )

      `
      [Ел Аг]
      edge read, уточнение, к сож., правильное…

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017)

Самоотречение. О тех, кто спасают(ся)…
//«Аритмия» (Б.Хлебников,2017)

Врач – тот, кто должен побеждать смерть. Вот так всё просто. Каждый день. В нелепости нашего бытия… Плата – жизнь, чужая и своя. Награда – тоже жизнь и шанс быть настоящим…

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

aritmiya-2017_!1pr - фильм (фото, кадр)

Панцирь для человеков…
//«Алиса здесь больше не живет» (М.Скорсезе, 1974)

Семья – ячейка общества. Клетка. Камера-одиночка для двоих. Или троих… Панцирь-скорлупа, которая только и защищает беспомощно-нежных нас от неостановимого ледяного града жизни…

«После работы» - «After Hours» (реж. Мартин Скорсезе, 1985)

Попытка побега из своей скорлупы…
//«После работы» (М.Скорсезе, 1985)

Taxi Driver не может жить, видя «вот это вот всё», After Hours человек виляет между жизнями, пытаясь проскользнуть между капельками дождя… Смертоубийственная комедия жизни человека, который хочет спастись, не изменившись сам и не меняя ничего вокруг.

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
Кейт Бекинсейл и Татьяна Веденеева («Много шума из ничего» 1993 и 1973)

Советская возвышающая мечта…
//«Много шума из ничего» (1973)

Необходимо жить в Советском Союзе 70х чтобы снять так… Мир полдня — мир советской фантастики, перенесенный на планету, чем-то похожую на Средиземноморье, планеты Земля, эпохи Возрождения. Идеальный мир, идеальные люди, идеальные чувства…

«Ускользающая красота» - «Stealing Beauty» (Бернардо Бертолуччи, 1996) - Лив Тайлер

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Б.Бертолуччи, 1996)

Красота человека. Волнующая, притягивающая к себе, обволакивающая тебя собой. Она так хрупка… Как можно быть без этой красоты. Без этой невыразимой естественности бытия… Жизнь? Её ровно столько же у старика, как и у юнца. Сейчас, сегодня. У старика нет завтра? У молодого его тоже ведь нет. Но он думает что есть. Обещание жизни ценнее, чем сама жизнь. Мы грезим вечностью в своих желаниях…

«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…