Кое-что из головы 25-летнего режиссера…
//«Почему рехнулся господин Р?» (Фассбиндер, 1970)

«Почему рехнулся господин Р?» - «Warum läuft Herr R. Amok» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1970, Германия) - фильм (фото, кадр)
«Почему рехнулся господин Р?» / «Warum läuft Herr R. Amok» (реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1970, Германия). СИНОПСИС: «он — скромный служитель офиса, женат, есть сын, приходят в гости родители, соседи… — всё как у всех. Что же в такой обстановке может довести человека до последней черты?…».
 

 
Райнер Вернер Фассбиндер снял фильм о себе. Точка. Рецензия закончена.

Хорошо-хорошо — продолжу текст. Приведу кое-что из головы 25‑летнего режиссера, что вертелось у него там в 1970-ом.

« …вы, читающие эти строки, ни разу не заслуживаете, чтобы вам что-то объяснять. Вы мне противны. Вы тупые ничтожества. Настолько тупые, что для того, чтобы вы поняли, насколько жизнь с вами рядом тошнотворна, я покажу самое страшное, что вас пугает — вашу смерть — убью ваши копии на экране — и убью так, что ассоциировать вы будете себя не с убитыми, а с убивающим — то есть сделаю так, что вы сами самоубьетесь, а потом еще и будете уверены, что правильно сделали: что только так с вами и надо поступать — ха-ха.
Как еще вставить вам в голову эту полную перпендикулярность вашей жизни моей? — Только добавить что-то психиатрическое — помрачнение сознания там, амок и прочие эрзац-шаманские словечки? Как еще прокричать, что жить так, как вы живете я не могу — что я сто процентов времени на пределе, когда вы рядом с вашими бесконечными бла-бла; что стоит вам только сказать что-то — проломить вам череп будет минимальной платой за вашу тупость в этой вашей жизни?…

Поверили да? Жаль. Вы правда не очень умны. Можете быть спокойными — я муху не обижу. Переживать нашу с вами несовместимость, несовместимость меня и всего этого нелепого мира я буду только за счет себя — буду гнать, гнать и гнать себя и умру в 37 лет. Ха-ха. …

 

Так что такое с героем (и, естественно, с режиссером) этого фильма-наброска? Все просто. Он выключен из общей машинерии существования. Не понимает — зачем и для чего всё вот это. Все действия, которые он совершает, они вынужденные. Каторга жизни не думает заканчиваться ни на секунду.
А ведь он хороший. Он очень хороший. Он старается. Он приветливый. Он очень хочет никого не обидеть. Он отдает каждую секунду на то, чтобы другим было удобно. Он тратит всю свою жизнь на поддержание комфортной жизни других. Жены, ребенка, сослуживцев, начальства, родителей. Тратит каждую секунду своей жизни. Держит лицо. Улыбается. А секунды уходят в никуда. Жизнь уходит в никуда. Каждый шаг он делает по правилам. Каждый шаг в ногу. В ногу за другими. Каждое слово он говорит лишь пропустив всех вперед. Чтобы не помешать. Он пытается делать и говорить как все. И его уже не осталось. Жизнь у него уже украли. И его еще заставили — воспитали — вести себя прилично в присутствии всех воров, обокравших его. Сидеть и терпеть. Пока его жизнь тратят в своё удовольствие его жена, соседи, коллеги, начальство, родители. Пока они с милыми улыбками вбивают гвозди друг в друга в своих социальных игрищах. Едят друг-друга поедом за милыми чашечками кофе и сигаретами. Его-то они уже выели почти до конца. Поэтому пусть его полутрупик посидит рядом, а потом пойдет на службу и отрежет еще чуть-чуть от себя и обменяет это на их удобства…

 

Вы поверили, что это главная трагедия и мотивация героя/режиссера? Жаль. Для этого фильма вы все-таки случайный зритель…
Социальное поедание людьми друг-друга штука малосимпатичная. Но переживаемая. Она ведь вполне осмысленна в своём роде. Включись в неё, стань частью игры и получай удовольствие… или страдай — но вполне по делу, принимая участие в общей игре… не оказываясь в тотальном ужасе пустоты.

Пустота жизни. Это и есть страшно. Это — тупик.

Ты живешь. Двигаешься, ешь, спишь, говоришь. Видишь как передвигаются другие, слышишь звуковые колебания из их ртов. Но зачем всё это? Что за самоистязание. Они и вправду считают, что их действия и слова хоть чего-то стоят. Что они стоят того времени и тех сил, которые они на них тратят. Это же бред. Это всё пустота. Это кажимость. Тьфу и всё…
Или нет. Или все-таки им это приятно. Фразы вежливости, бесполезные новости, плоские шутки, плохо скрытые издевательства, офисное производство испачканной бумаги… Может им надо подыграть. Сказать что-то в ответ? Подарить пластинку с песенкой, которую они хвалят? Приходить на застолья, которые они устраивают? Терпеть соседей, раз уж они живут тут?…
Но ведь пустота никуда от этого не уходит. Что это за все разговоры. Они ведь ни о чем. Всё ни о чем. Вся жизнь ни о чем. Как можно так жить?

Может он всё-таки болен? Может это переживание БЕССМЫСЛЕННОСТИ — это и есть сумасшествие. Может надо со всем этим покончить. Если всё — всё равно. Если мы все говорящие куклы. Может стоит заткнуть эти пустые рты в этих пустых головах и заткнуться самому… И снять про это фильм… »

 

Вертелись все эти слова в голове 25-летнего Фассбиндера? Конечно. Должны были. Фильм-то — «Почему рехнулся господин Р[айнер Вернер Фасбиндер]?» — вот он. Откройте глаза и посмотрите. Не на экран с этой честно-неумелой полулюбительской постановкой, стопроцентно адекватной своему содержанию, — посмотрите вокруг… в себя посмотрите.

 
 

«Почему рехнулся господин Р?» - «Warum läuft Herr R. Amok» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1970, Германия) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго,1930)
■ Бессилие слов и боли…
//«Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)
■ Ноша зла для доброго сердца…
//«Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)
■ (не)Жить чужой жизнью…
//«Пять легких пьес» (Боб Рейфелсон, 1970)
■ Цель достигнута. И ?…
//«Стыд» (Стив МакКуин, 2011)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. P.S.
    «…
    — Райнер, почему ты так часто и много снимаешь?
    — Потому что когда я не снимаю, я перестаю отличать хорошее от плохого… »

    (Райнер Вернер Фассбиндер)

  2. [избр.комментарии с zen.yandex.ru/kinokakpovod, 4elovek-zritel.livejournal.com, mykp.ru/kkp]:

    1. [aleksandr_ak_75]
      фассбиндер для меня, что называется, из категории вещей абсолютно необходимых на необитаемом острове.

      `
      [Наталья Самутина]
      …главной режиссерской задачей Фассбиндер видел обращение к сознанию зрителя. Он много думал и говорил о кинематографе как о мощной силе, развернутой на зрителя; разрабатывал способы пробуждения его эмоций и разума.
      Режиссер возражал критикам, обвинявшим его фильмы в излишней мрачности: «Когда я показываю людям на экране, как плохо могут складываться вещи, моя задача – предупредить их, что так все и сложится, если они не изменят свою жизнь. Не важно, что фильм кончается пессимистично; если он демонстрирует определенные механизмы достаточно ясно, чтобы показать людям, как эти механизмы работают, тогда общий эффект не пессимистический»…

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер .

Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности в 2019 году по России — 40 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» в наших реалиях — это один миллиард рублей…

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985)

Когда людоед целует своего ребенка – он оценивает каков его ребенок на вкус?..
//«Бразилия» (Т.Гиллиам, 1985)

Проклятье и спасение человека — удерживать в своем сознании очень немногое. Забывать. Не думать. Отвлекаться. Уходить в себя. Представлять себя лишь инструментом в чужих руках. Не видеть очевидные сходства. Сочувствовать лишь немногим…

«Близкие контакты третьей степени» - «Close Encounters of the Third Kind» (реж. Стивен Спилберг, 1977)

О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (С.Спилберг, 1977)

Фильм из эпохи, в которой торжествовала Правда первого осознания Космоса как Вызова — Вызова, который Человек принял — принял в Вере, что он сможет Космос покорить, что он должен его покорить, что он в ряду других достойных — что он космическое существо…

«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…

smiatenie-chuvstv-1977-pr1 - фильм (фото, кадр)

"Сама себя не похвалишь – никто тебя не похвалит". О трагедии некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (1977)

Фильм Павла Арсенова и Александра Володина в 77 своих минутах поразительно лаконично и точно разворачивает человеческий мир некоммуникабельности чувств и слов. Делает это деликатно и с, казалось, невозможной для этой “темы” теплотой, то есть так, как это не удалось сделать Антониони или Вендерсу…

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

«Нежность» (реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966)

Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (1966)

Наше больное сердце выбрасывает нас из механичности событий и дарит счастье. Счастье узнать то, что больше всех механизмов пространства и времени вместе взятых. Счастье смотреть на весну, счастье видеть радость других и проживать его как своё. Счастье любить и видеть любовь других.
И счастье понимания чуда жизни человеком. Чуда, которое не может не быть хрупким. Самым хрупким из существующего. Которое надо беречь во что бы то ни стало. До конца, до последнего удара сердца.

Мадс Миккельсен в фильме «Вальгалла: Сага о викинге» - «Valhalla Rising» (Николас Виндинг Рефн, 2009)

Велико терпение Божье, если Он нас терпит такими…
//«Вальгалла: Сага о викинге» (Н.В.Рефн, 2009)

Людям нужны люди. Чтобы сделать ад на земле. И, даже если людей мало, они все равно найдут друг друга… Может ли быть по другому? — Может, если Культура и Вера обуздали зверя в человеке…

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» (реж. Александр Хант; в гл.р. Евгений Ткачук, Алексей Серебряков; 2017, Россия).

Души прекрасные порывы…
//«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»(2017)

Две высшие темы:
о прекрасных порывах души, о прорывах человечности в нас и через нас;
и о неотрывности нас от родителя — о грехе, продолжении, искуплении, прощении… т.е. о спасении и себя тоже.
В самом своем высшем смысле только это и пытается проговорить нам этот, конечно, такой маленький, конечно, такой лубочный фильм. Но возможно ли ему быть другим среди нашей маленькой, беспризорной, распадающейся в ничто лубочной жизни?