Победить смерть…
//«Седьмая печать» (И.Бергман, 1957)

«Седьмая печать» - «Det sjunde inseglet»  (Ингмар Бергман, 1957) - фильм (фото, кадр)
«Седьмая печать» / «Det sjunde inseglet» (реж. Ингмар Бергман,1957, Швеция): «…XIV век, рыцарь Антониус Блок и его оруженосец возвращаются после десяти лет крестовых походов в родную Швецию; по всей Европе разворачивается пандемия чумы…».
 

Вызывают смех/неприязнь/гнев у адептов одного культа адепты другого, когда последние используют свои поддельные обряды, чтобы добиться милости богов…

Вызывают смех/неприязнь/гнев у нас, просвещенных детей Науки и последователей самых последних методов Здорового Образа Жизни, жалкие попытки грязных обитателей средних веков победить Смерть…

 

Когда приходит Смерть, любой деятельный человек бросает все свои силы, чтобы Бороться. Смерть самый сильный противник — и методы борьбы с ней надо применять самые сильные — ведь терять уже нечего — в бой надо бросать всё что есть.

Что было у средних веков? Найти ведьму, которая привела в добропорядочные (а потому не заслужившие смерти) селения массовую смерть. Найти ведьму (тут главное не пропустить — и если полоумная девчонка говорит, что знается с дьяволом, то тем хуже для неё) и сжечь её.

Еще использовать самые сильные вещества (которые, и это логично, сильнее всех испускают запах), чтобы отпугнуть приводящих смерть.

Еще нужно взять самую достоверную литературу по Смерти, которая известна человечеству, и как можно более строго следовать инструкциям из неё. Причем, лучше переусердствовать, чем сделать недостаточно и оставить лазейку для Смерти. Поэтому берём Библию и делаем всё как надо — максимально часто возносим молитвы, как можно быстрее направляемся по святым местам и качественно умерщвляем плоть.

Тут главное все делать правильно и не бояться трудностей — нельзя бояться боли — ведь ясно, что чем сильнее будешь себя бить, чем тяжелее выберешь деревянный крест и как можно дальше его протащишь, тем больше гарантии, что твои усилия принесут плоды и ты победишь смерть или, если это вдруг не получиться, то у тебя в запасе будет утешительный приз — приличное послесмертное существование.

Для тех, кто не столь искусен, остается еще опция сбежать — взять все свои манатки и спрятаться в замке (бункере), укрепленном по последнему слову техники, или же просто — убежать как можно дальше в глухие места.

Ну а самые пропащие пусть плюнут на всё и пытаются урвать последние удовольствия в свои последние дни — пусть пьют, жрут и тешут свою похоть. Но на то они и пропащие — они не способны следовать самым достоверным инструкциям, которые известны человечеству, а потому сдохнут первыми…

 

Вдруг, если кто не понял, то текст выше — это ирония. Горькая. Текст выше — попытка напомнить о полной структурной тождественности инструкций «по борьбе со Смертью» из Средневековья и современных нам инструкций «по пожизненной борьбе с отодвиганием сроков прекращения жизнедеятельности», основанных на «достижениях науки», «ЗОЖ», «правильном питании» и пр.

А весь этот дисклеймер — желание еще раз сказать, что прибавка в 20+ или даже 30+ к «средней продолжительности жизни», ликвидация нескольких относительно простых биологических зараз, перенос кладбищ с глаз долой городских жителей etc. — ни разу не повод думать, что фильм Бергмана — это о туземцах, которые жили сотни лет назад, а не про нас. Про нас он, про нас — про смертных.

 

. . .

 

А что рыцарь и его игра? А он всё понял сразу. Смерть пришла. Он был к ней готов. Давно. Он ехал с войны. Весь страх, вся боль, всё несогласие, все слезы, крик и отчаяние — все это было и есть. Только зачем это всё произносить вслух. Зачем всё это длить.

В душе разрастается рана несбывшегося. Но он уже большой мальчик. Слезами делу не поможешь. Ничем не поможешь. Так зачем же шуметь… Ноги пока ходят. Слова тоже складываются сами в бесплодные вопросы.

Ну может быть разве что уйти красиво? Вечная красота последнего жеста.

Оставить себе немного времени на пристальное вглядывание в сплетение судеб — чужих и своей — без всякого шанса их расплести и понять «как же было бы правильно»… Это ведь и есть доступная всем игра со смертью — игра со смертью как финалом.

Проехать среди родных мест, среди своего рода-племени. Может быть ненадолго внести чуть-чуть человечности в бесчеловечность механики человеческого общежития, объятого пожаром массовых смертей. И если повезет утешить кого-то из малых сил.
А может быть… может быть твое последнее и такое, конечно же, слабое усилие станет тем камешком, тем взмахом плаща, что тронет весы судьбы и спасет хотя бы одну семью. Спасет, конечно же, ненадолго — но такими малыми шагами только и длит свою историю род людской. Историю любви.

 
*[текст был написан в 2018 году — до пандемии коронавируса]

 
 

 
«Седьмая печать» - «Det sjunde inseglet»  (Ингмар Бергман, 1957) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Убей чужака, или Почему за океаном не появилась Русь…
// «Вальгалла – сага о викинге» (Николас Виндинг Рефн, 2009)
■ Уродство зла. О верящих в Дьявола и не верящих в Бога…
// «Фауст» (Александр Сокуров, 2011)

■ Сон жизни…
// «Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Самоотречение. О тех, кто спасаются…
// «Аритмия» (Борис Хлебников, 2017)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

    1. [комментарий 1]

      и тут COVID-19…
      жизнь большинства менялась каждый следующий день…
      реальность для них оказалась совсем другой, чем они могли даже подумать…
      вся шелуха отлетает…
      <2020>

      1. Re: [комментарий 1]

        да, мир людей (мир представлений людей) в очередной раз ударился о реальность, к которой он был не готов. Но это не значит, что мир людей плох — это значит, что мы в очередной раз оказались перед вызовом, который, очень хочется надеяться, поймем и примем правильно — вызовом к человечности (прошу прощения за пафос).

        Да, и текст выше сейчас я бы написал по-другому — хотя про все из сказанного я думаю также, но когда беда уже пришла — говорить нужно мягче.

        И (что очень важно!) ни в коем случае нельзя подрывать усилия современной медицины по защите нас же самих.

        Текст выше — он не против современной науки/медицины — он против нашей уверенности (бывшей повсеместно всего полгода назад), что мы гарантированы от беды; против попытки «общества потребления» (в т.ч. «потребления науки») спрятаться в своих играх от настоящей смерти, которая всегда рядом, а значит и от настоящей жизни…

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


tramvay-zhelanie_1951_!pr - фильм (фото, кадр)

Человек никогда не может выстоять один против мира…
//«Трамвай Желание» (1951)

История о всех нас. Вся экзотичность места и времени, всё сгущение обстоятельств “чужих жизней” — лишь способ авторов повысить громкость музыки нашей жизни, обычно тихо отыгрываемой год за годом нашего существования — чтобы её услышали в себе даже те, кто делает вид, что все это не про них…

«Ускользающая красота» - «Stealing Beauty» (Бернардо Бертолуччи, 1996) - Лив Тайлер

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Б.Бертолуччи, 1996)

Красота человека. Волнующая, притягивающая к себе, обволакивающая тебя собой. Она так хрупка… Как можно быть без этой красоты. Без этой невыразимой естественности бытия… Жизнь? Её ровно столько же у старика, как и у юнца. Сейчас, сегодня. У старика нет завтра? У молодого его тоже ведь нет. Но он думает что есть. Обещание жизни ценнее, чем сама жизнь. Мы грезим вечностью в своих желаниях…

«Дикая собака динго» (режиссер Юлий Карасик, 1962, СССР)

Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (1962)

…все мы — дети, нам очень-очень хочется не забывать это, нам горько, когда пелена времени начинает скрывать первую яркость распускавшихся в нас чувств, мы раз за разом будем пытаться прожить подлинность наших первых шагов в Мир — мы всегда будем создавать истории о подлинных нас и обжигать себе сердце ими…

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

«Последний киносеанс» - «The Last Picture Show» (Питер Богданович, 1971)

Каждое новое поколение запутывается в одном и том же… Чем спасаемся мы?…
//«Последний киносеанс» (1971)

Думать только о том, чего у тебя нет; упрекать виноватых-других; жалеть себя; терять себя во влечении; убеждать себя, что твоя социальная роль и ты это одно и то же; быть как все… — это всё наши пути забвения — анестезия для заблудших душ.
Чем же спасает(ся) этот мир? Кто спасается в нем? Кто святой в этом мире, потерявшем веру?

aritmiya-2017_!1pr - фильм (фото, кадр)

Панцирь для человеков…
//«Алиса здесь больше не живет» (М.Скорсезе, 1974)

Семья – ячейка общества. Клетка. Камера-одиночка для двоих. Или троих… Панцирь-скорлупа, которая только и защищает беспомощно-нежных нас от неостановимого ледяного града жизни…

smiatenie-chuvstv-1977-pr1 - фильм (фото, кадр)

"Сама себя не похвалишь – никто тебя не похвалит". О трагедии некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (1977)

Фильм Павла Арсенова и Александра Володина в 77 своих минутах поразительно лаконично и точно разворачивает человеческий мир некоммуникабельности чувств и слов. Делает это деликатно и с, казалось, невозможной для этой “темы” теплотой, то есть так, как это не удалось сделать Антониони или Вендерсу…

«Лола» - «Lola» (реж. Жак Деми, в гл.р. Анук Эме 1961)

Сказка о городе и возвращении…
//«Лола» (Ж.Деми, 1961)

До «Шербурских зонтиков» Жак Деми снял маленький шедевр — экзистенциальный мюзикл с хеппи-эндом — …чтобы подарить грёзу надежды, что ожидание вознаграждается; чтобы пролить успокаивающие слезы любования чужим везением; чтобы укрепить душу сказкой о верности…

«Дорога» - «La strada» (реж. Федерико Феллини, 1954) - Энтони Куинн, Джульетта Мазина

Лицо – маска, жизнь как у скота… Это и есть реальный человек, остальное – (само)обман и мечты?…
//«Дорога» (Феллини, 1954)

Фильм, после которого весь мир признал гений Феллини, который этому миру был очень нужен… Фильм, после которого Феллини пережил психический надлом, который он сам много позже назвал «Чернобылем души».

«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид)

Мы все – грезящие, мы все – блаженные…
//«Смерть коммивояжера»(1985)

Первое и главное, что нужно помнить — не будем надеяться, что главный герой фильма и пьесы болен, а мы нет, что он в шаге от смерти, а мы нет, что он сумасшедший, а мы нет.