Ноша зла для доброго сердца…
//«Таксист» (М.Скорсезе, 1976)

«Таксист» - «Taxi Driver»  (реж. Мартин Скорсезе, в гл.р. Роберт Де Ниро, 1976) - фильм (фото, кадр)
«Таксист» / «Taxi Driver» (реж. Мартин Скорсезе, в гл.р. Роберт Де Ниро, 1976, США): «… ветеран вьетнамской войны Трэйвис Бикл снимает квартирку в Нью-Йорке и устраивается работать таксистом в ночные смены; Трэйвис знакомится с Бетси, которая работает в предвыборном штабе кандидата в президенты; за рулем такси он сталкивается с Айрис — девочкой-проституткой, которая пытается сбежать от своего сутенёра …».
 

 
Сердце рвется от несправедливости мира. Руки сжимаются в кулаки до хруста, до боли. Боль раскалывает голову. И пусть. И хорошо. Лучше боль в голове, чем видеть всю ту муть, что из себя представляет этот мир.
Чтобы боль прошла, нужно лечь спать. Но спать невозможно. Стоит лечь, закрыть глаза, как шарманка мысли обязательно вывернет в твое сознание очередное ведро кровавого мусора памяти. Смерть, хрип… упущенный момент, в который можно было бы изменить чертову цепь того, что привело к тому хрипу… к той смерти… там… на этой чертовой войне… которую развязали эти чертовы политики…
Шарманка мысли начинает крутиться все быстрее, кровь закипает, стук в висках, боль перестает быть выносимой, глаза открываются и упираются в ненавистный потолок. Сна нет. Спать невозможно. Нужно глотнуть таблетки и уйти из этой чертовой квартирки… из этого гроба.

Чертово человечество само хоронит себя в своем же мусоре. Ночью это не может увидеть только слепой и тот кто спит. Спит, чтобы днем пойти по своим пустым делам, играть в свои пустые делишки, соблюдать свои пустые правила… чтобы жить свою пустую жизнь, от которой ничего кроме мусора не останется.
И самое мерзкое, что на этом мусорной куче мира жиреют сутенеры всех мастей. Сутенеры, которые берут в оборот беспомощные души и выставляют их на панель, или посылают их на убой, или заставляют тратить свои жизни, чтобы забивать головы мусором другим, чтобы сутенеры могли жиреть, совсем ничего не боясь…

Сдавливающее сердце жажда справедливости, рвущее его в лохмотья сострадание требуют что-то делать. Или найти укрытие и подлатать это самое сердце. Найти того, найти ту, кого можно обнять и согреться в её тепле.
Главное, чтобы она не была как эти все; главное, чтобы она поняла; главное, чтобы не надо было ничего объяснять, ведь объяснить это невозможно тому, кто это уже не знает.
Эти чертовы правила общения нужны лишь для того, чтобы подсовывать пустые души, вместо настоящих. Ведь близость чувствуешь сразу. Взглянул и вот. Все. Зачем эти лживые словеса и хождения вокруг. Все должно быть честно.
Зла похоти меньше всего в порнофильмах. Потому что честно. Ничего, кроме того, что люди сами хотят друг от друга. Я-ты-трахнулись-разбежались/остались-навсегда.
И это надо понимать. Та, которая особенная, она должна это понять. Понять, что все эти условности это чушь. Что секс не то, ради чего стоит городить огород. Просто хорошо и все. А главное это то, что вместе. Что честно вместе. Чтобы весь этот чертов мир катился куда хотел, а мы были вместе.
Но она не поняла; она — такая как все.

Жизнь катится, как катилась. Сердце разрывается. Сделать ничего нельзя. Вот только заноза девчонки-проститутки не дает покоя. Весь мир катится и пусть, но то, что вот именно её не спас — это плохо.
Надо взорвать этот спящий в своем мусоре город. Чтобы они проснулись. Чтобы перестали слушать этих клоунов-политиков, для которых «все сложно», потому что они лишь хотят сами стать сутенерами покруче, чем есть сейчас.

Бедные родители. Их нельзя огорчать, они не заслужили, чтобы узнали, что их сын проигрывает этому злому миру.
Пистолеты это хорошо. Они уравнивают всех. Мы еще посмотрим, сколько заплатят эти уроды за то, что они сделали с этим миром.

 

…А потом судьба сделала свой шаг. И ему стало предельно ясно, что делать ему. Что он сам почти превратился в мелкую шестерку сутенеров. И надо это исправить. Надо спасти, кого должен был спасти и кого еще можешь спасти. Что никакое, даже самое громкое, хлопанье дверью никого в этом чертовом мире не разбудит. А нужно просто доделать хотя бы одно свое дело. Нужно не ссучиться. Нужно просто остаться честным. И пошло оно все к черту.

 

. . .

 

Пол Шредер и Мартин Скорсезе выбрали ход жизни, который вполне мог быть.
Но если бы не он, то фильм 1976 года стал бы адвокатом всем тем, кого современный мир привычно и почти зевая, называет террористами. Всем тем, кто убивает других и взрывает себя. Тем, среди которых ой как много обычных заблудившихся во зле добрых сердец, которые так и не увидели, что современный мир и люди рождают не только мусор, но и любовь, и добро, и красоту. Тем, которых так умело научились использовать себе на прибыль упыри-сутенеры, работающие под вывесками «нация»/ «религия»/ «справедли­вость»/ «сво­бода».
Адвокатом всем тем, кому он обязательно нужен. Хотя бы для того, чтобы помнить, что они — люди. И их надо спасать, спасая наш мир от зла и мусора. Чтобы не было кровавых жертв их утонувших во зле добрых сердец.

 

. . .

 

Герой фильма барахтался в жизни один. И писал дневник для себя для одного. Писал, чтобы слышать слова человеческого языка, чтобы в них, в этом эхе самого себя, найти опору — как будто его слышит и понимает кто-то. Слышит и понимает другой человек — без чего оставаться человеком невозможно. Писал, притягиваемый еще и призрачной надеждой продлить хотя бы часть себя до вечности — надеждой сумасшедшего, что его слова когда-нибудь кто-нибудь прочтет потом — прочтет и не бросит в мусор каракули его души.

Но эти слова дневника — эти письма самому себе и вечности, населенные призраками пустых надежд — это эхо самого себя — играют всегда еще две свои дурные шутки:  они замыкают пишущего их в круг самоповторения и очень легко начинают жить как приказ действовать.

Человек оказывается на поводке уже сказанного — слова рождают другие слова, уводящие по своей словарной логике все дальше в одном и только в одном направлении… И человек принимает их за слова, по которым нужно жить — как убедительный совет — как почти приказ, прозвучавший из уст заслуживающего доверия человека — себя самого.

Человек может отмахнуться от дурной мысли в своей голове, отмахнуться же от произнесенных и, тем более, записанных (т.е. невырубаемых в своей реальности физического присутствия) слов, обращенных прямо к тебе и созвучных твоей душе и твоему состоянию, — практически невозможно…

 

А теперь добавьте к ситуации фильма, что страдания, потерявшей равновесие души, попадают не на бумагу, а в социальные сети — в человеческую паутину, сплетенную из мечтаний, самообмана, гордыни, зависти и злобы — паутину, которая мгновенно распространяет вибрацию любой особо буйной души… Остается только слегка направлять к нужной цели жертву.
Жизнь сутенеров зла и смерти никогда не была такой легкой как сейчас.

 
 

 
«Таксист» - «Taxi Driver»  (реж. Мартин Скорсезе, в гл.р. Роберт Де Ниро, 1976) - фильм (фото, кадр)

 
 

«Таксист» - «Taxi Driver»  (реж. Мартин Скорсезе, в гл.р. Роберт Де Ниро, 1976) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Кое-что из головы 25-летнего режиссера…
// «Почему рехнулся господин Р?» (Фассбиндер,1970)
■ Когда людоед целует своего ребенка на ночь — он оценивает каков ребенок на вкус? //«Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)
■ Смертоубийственная комедия побега из своей скорлупы…
// «После работы» (Мартин Скорсезе, 1985)
■ Бессилие слов и боли…
//«Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)

■ Уродство зла. О верящих в Дьявола и не верящих в Бога…
// «Фауст» (Александр Сокуров, 2011)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [комментарий 1]
    Террористам нужен адвокат, потому что они люди. НО оправдать их за убийства невинных нельзя никогда.
    Простить убийцу за то, что он сделал невозможно, даже если можно понять, что за путь он прошел и что он при этом чувствовал. Обстоятельства могут толкать человека ко злу, но в его власти не продаться ему с потрохами.
    Во власти человека остаться человеком до конца…
    Бороться нужно с пороками мира, а не с людьми.

    1. Re: [комментарий 1]

      все сказанное конечно же справедливо и совершенно верно, но все же конкретно к тому, как все в итоге повернулось с героем фильма, не совсем относится — Скорсезе всё повернул к более однозначной ситуации с т.зр. сохранения человечности своего героя.

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Туки-Буки» / «Touki Bouki» (реж. Джибрил Диоп Мамбети, 1973, Сенегал)

Еще живая душа еще родной земли…
//«Туки Буки» (1973)

Фильм снят в самом начале того перелома, что вздыбит мир через 40 лет. Фильм снят африканцем о свой земле, снят о своем поколении. Его с восторгом приняли на фестивалях. Оценили мэтры. Автор до этого снимал документальное кино, после замолчал на десятилетия. Но душу Африки, надежду, страх и обреченность он успел нам приоткрыть.

«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017)

Самоотречение. О тех, кто спасают(ся)…
//«Аритмия» (Б.Хлебников,2017)

Врач – тот, кто должен побеждать смерть. Вот так всё просто. Каждый день. В нелепости нашего бытия… Плата – жизнь, чужая и своя. Награда – тоже жизнь и шанс быть настоящим…

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…

«Последний киносеанс» - «The Last Picture Show» (Питер Богданович, 1971)

Каждое новое поколение запутывается в одном и том же… Чем спасаемся мы?…
//«Последний киносеанс» (1971)

Думать только о том, чего у тебя нет; упрекать виноватых-других; жалеть себя; терять себя во влечении; убеждать себя, что твоя социальная роль и ты это одно и то же; быть как все… — это всё наши пути забвения — анестезия для заблудших душ.
Чем же спасает(ся) этот мир? Кто спасается в нем? Кто святой в этом мире, потерявшем веру?

«Ложное движение» / «Falsche Bewegung» (реж. Вим Вендерс, 1975)

Бессилие слов и боли…
//«Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)

Слова мертвы, если они обращены к тем, кто их не слышит. Слова не могут дать слух. Не могут заставить сдвинуться с места. Это делают не слова. Движение не рождается из слов.
Движение даже не рождается из боли и крови. Чтобы слова, боль, кровь имели силу, она должна быть у тех кто их слышит, видит, со-чувствует…

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее…

smiatenie-chuvstv-1977-pr1 - фильм (фото, кадр)

"Сама себя не похвалишь – никто тебя не похвалит". О трагедии некоммуникабельности чувств и слов…
//«Смятение чувств» (1977)

Фильм Павла Арсенова и Александра Володина в 77 своих минутах поразительно лаконично и точно разворачивает человеческий мир некоммуникабельности чувств и слов. Делает это деликатно и с, казалось, невозможной для этой “темы” теплотой, то есть так, как это не удалось сделать Антониони или Вендерсу…

«Забытые» - «Los olvidados» (реж. Луис Бунюэль)

Не разум спасает человека от чудовища в нём самом, не интеллект сохраняет человечество…
//«Забытые» (Л.Бунюэль, 1950)

Через 21 год после разрезания глаза в «Андалусском псе», столп сюрреализма Луис Бунюэль снял фильм по канонам итальянского неореализма и очень близко к советскому взгляду на мир. Но это был совсем другой мир…

«Назад в будущее» - «Back to the Future» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985-1990)

Сладкая отрава для [вечных] подростков, или Почему невозможность путешествия во времени – это хорошо…
//«Назад в будущее» (1985‑1990)

Этот фильм любим всеми. Его невозможно не любить. Фильм — мечта «отличника» и «хорошиста» — ты получаешь всё, просто потому, что ты «учился в школе»; всё, что от тебя требуется — это продемонстрировать то, что в тебя вдолбили, на что тебя натаскали… Оказываясь в прошлом (мечтая оказаться в прошлом) — герой [мечтаний] получает подавляющее преимущество только из факта обладания своим, уже имеющимся у него, «темпоральным телом»…