Самоотречение. О тех, кто спасают(ся)…
//«Аритмия» (Б.Хлебников,2017)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)
«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017, Россия): «… он – врач скорой помощи; всё остальное для него после: карьера, правила приличия, семья, своя жизнь…; жена решила подать на развод, на работе – новый начальник, для которого люди лишь цифры в отчете…».
 

 
Несомненность реальности спасения жизни. Несомненность реальности смерти. Они равны между собой.
Человеку, погруженному в копание в себе, в болтовню о других, в мечтании о «высоком», в потакание своим похотям… во всём можно усомниться, всё можно обсмеять, про всё простебаться или сказать что-то «цинично-умное»…
Но когда прямо перед тобой происходит смерть, во всей её вышибающей землю из-под ног реальности, или когда переживаешь, несоизмеряемое ни с чем, событие спасения от смерти — все эти плетения собственных мыслишек выдувает словно пыль ударной волной ледяного воздуха.
Да, потом наступает откат. Потом ломка схлынувшего напряжения требует что-то сделать — и самым легким выходом кажется кинуть в потерявшую равновесия душу отраву химического «успокоителя» (и хорошо, если алкоголя) — но даже этот откат не заглушит память о переживании подлинности, которая открылась в самоотречении подвига спасения жизни.

 

Врач скорой помощи — день за днем перед реальностью жизни на её пределе. Есть враг — болезнь и смерть. Есть страдающий-беспомощный человек и, потерянные от страха за него, его близкие. И есть ты — у которого есть шанс помочь.
И это и есть Жизнь — Жизнь с большой несуразной буквы Ж. И сильнее, и важнее ничего нет.
И чтобы не разорвало от того, что ты вместил в себя всё это (а вокруг слоняются люди-дурачки — и милые, и злобные, и никакие — как будто ничего этого нет — боли нет, смерти нет)… чтобы не разорвало — надо дотерпеть до конца смены и залить душу пойлом — другого способа обычай русского излома веков не оставил.

 

Всё другое уже не важно. Подлинность существования всё больше и больше стирает все «условности». Подлинность уже для тебя обыденной, уже рутинной войны жизни и смерти, в которой ты реально можешь что-то изменить, — смывает всю мелочь. Мелочь, которую другие почему-то зовут «обычной жизнью».

 

И еще есть Она. Она уже давно стала частью тебя. В общем, это уже ты и есть. Ты не делаешь различия. И это для тебя естественно как дышать. Ты с ней — как наедине сам с собой. И это дает опору. Иначе бы ты столько не продержался в этом исковерканном мире, где то, что ты делаешь самую важную работу для этого мира знаешь только ты, такие же сумасшедшие как ты и те, кого ты только что спас, да и те удерживают это в своем сознании очень недолго.

 

А что она? А она — устала. Она ведь это на самом деле не ты. Она уже не может гореть. Иначе от неё останется только пепел. Так она для себя решила. Потому что иначе надо сделать еще один шаг в отречении от себя. А это страшно. И она отступила.

— Но отступив, вдруг оказывается, что ты предала. И его, и себя. Ведь ты тоже жила… ведь ты тоже живешь в подлинном мире.  А вернуться в фальшь означает предать самое-самое, что есть в тебе, которое — и это больно — и это чудо — остается живым, только когда кидаешь все силы и всю себя ради этих никчемных других.

 

. . .

 

Фильм вроде бы не ровня тем фильмам, которые с полки «вечное». Здесь кино не заставляет трепетать твою душу именно как кино-искусство – гениальной соразмерностью формы-содержания, замысла-исполнения, никогда до того не сказанного и всем до боли знакомого… — каждый раз открывающейся первозданной новизной эстетически-безупречного взгляда творца…
Но это то «сермяжное» кино, которое достаточно прозрачно, чтобы без помех передать посыл в нем содержащийся. Чтобы исполнение не сломало магию погружения в «по ту сторону экрана»; и в этом погружении увидеть-осознать-вспомнить-понять важное про себя и мир, «не замеченное» в другом кино.

Гениальные фильмы Микеланджело Антониони загоняют в тупик «отчуждения» / в непреложность «некоммуникабельности чувств». А фильм Бориса Хлебникова взял и показал, как бывает по-другому. Что «отчуждение» и «некоммуникабельность» — это казнь лишь для «Я», которое до обморока боится себя потерять, которое так дрожит над собой-теперешним, над собой-уникальным-неповторимым-особенным, что любой контакт, который может покушаться на это забаррикадировавшееся «Я» отвергается мгновенно — «Я» еще глубже забивается в свою раковинку…

Герой «Аритмии» не знает, что такое «отчуждение» и «некоммуникабельность» — он на другом этаже жизни. Его самоотречение — взламывает клетку «Я» и погружает в полноту контакта с Другим. И он сам становится прозрачным для другого. Ему тяжело и больно, но это не тяжесть и боль заточения в затхлом подвале самокопания, это тяжесть и боль открытого боя…
Герой открыт для мира, но это не значит, что для него открыты другие, которые спрятались в своих «Я». Он, доверившийся своей любимой, не разглядел, что она, даже «прочитывая» его самоотречение, так и не смогла пройти свою половину пути. Истории из фильмов Антониони — это история и про неё тоже…

Гениальные фильмы Ингмара Бергмана громадному числу зрителей поворачиваются лишь стороной одиночества и страха перед смертью и, в лучшем случае, смирения перед этим страхом. И можно запросто не заметить, что рыцарь из «Седьмой печати» таки победил Смерть актом самоотречения, а профессор из «Земляничной поляны» вспоминает как наполненную счастьем не только свою утраченную юность, но и свою жизнь, когда он «тратил» её на помощь другим, и лишь заключение себя в «покой заслуженного отдыха» самоизоляции сделало его настоящее столь никчемным…

Да, «простой врач скорой помощи» ведет свою борьбу со смертью не в живописных ужасах Средних веков или шведской пасторальной жизни — а в наших банальных спальных районах — но самоотречение его, искренность его, не всемогущая сила его, что так просто явлены нам в фильме  — очищают его… и нашу душу.
И спасибо фильму за это. Спасибо за поддерживающее нашу жизнь напоминание о простоте подвига, что противостоит страданиям и смерти.

Самоотречение — простое слово, в котором отблеск и Крестной жертвы Христа, и «естественного хода вещей» материнства, и шага в атаку «за други своя», и, да, просто работы — той, что делает человека Человеком…

 
P.S.
Весь пафос текста, конечно же, сугубо и трегубо направлен должен быть реальным врачам нашим… низкий им поклон и дай Бог им сил…

 
 

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

 
Кадры из фильма:

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

 
 

 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ О тех, для кого чужая боль больнее…
// «Чучело» (Ролан Быков, 1983)

■ Пандемия. Европа. Чума. XIV век… Игра со смертью.
// «Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Человек никогда не может выстоять один против мира…
// «Трамвай Желание» (Элиа Казан, 1951)
■ Цель достигнута. И ?…
// «Стыд» (Стив МакКуин, 2011)
■ Про семью как панцирь, что нас (не)сберегает…
// «Алиса здесь больше не живет» (Мартин Скорсезе, 1974)
■ Лицо – маска, жизнь как у скота… – это реальный человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
// «Дорога» (Федерико Феллини,1954)
■ Бессилие слов и боли…
// «Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)

■ Она ушла в него как в монастырь…
// «Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1977)
■ Три дороги для одинокого человека: путь служение другим, путь свободы, путь надежды… // «Короткие встречи» (Кира Муратова, 1967)
■ Человеческое сердце — всегда больное сердце…
// «Нежность» (Эльёр Ишмухамедов, 1966)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [избр.комментарии с zen.yandex.ru/kinokakpovod, 4elovek-zritel.livejournal.com, mykp.ru/kkp ]:

    1. [RastaMach]
      Прекрасная рецензия, спасибо! Правда невольно задаешься вопросом, почему к ней столько минусов на КиноПоиске?

      1. re: [RastaMach]

        Спасибо.

        Да, у этой рецензии на КиноПоиске много «минусов». Много «минусов» и у других «положительных рецензий» на фильм, а в тройке по числу оценок две ярые «отрицательные рецензии». При этом фильм хорошо оценен на множестве кинофестивалей. Т.е. его «качество исполнения» как минимум адекватно времени. Почему же «минусы»?

        Не буду рефлексировать здесь про «вообще», про свою же рецензию есть сказать вот что:

        Этот фильм (к счастью) стал вполне массовым. Он бередит душу. А когда человек переживает бурю в душе, то он, в массе своей, ищет опоры в успокаивающих и клишированных определениях того, «что на самом деле происходит на экране». Герой — «алкоголик», «инфантил» и т. д., и т. п., если же ты кому-то уже дал «определение», то это снимает с тебя необходимость погружаться в чужую жизнь и чужую боль… А рецензия пытается заставить это делать.

        С другой стороны, сильное чувство от фильма у многих породило сильное и выстраданное собственное суждение. И любое чужое суждение, которое уводит далеко за рамки того, что «Я Понял», отвергается как разрушающее интимность понятого и/или мнение о себе как лучшем эксперте по фильму.

        Плюс рецензия написана не самым легким языком и отсылает к совсем уже не легким авторам (Антониони, Бергман) из класса тех, чьи фильмы массовый зритель определяет как «устаревшее»/«заумное»/«скучное» и пр.

        Ну и самое простое объяснение: фильм “просто»/»активно» не понравился значительной массе (он отказался вмещаться в голову и душу данного конкретного зрителя/ он прямо противоречит его «убеждениям»), а рецензия фильм хвалит, да еще, опять же, непонятно — что и порождает острое желание “отомстить” — поставить минус…

        … это если про форму…

        Самое же печальное из возможных объяснений неприятия и фильма, и рецензии: фильм/текст пытаются говорить про жизнь для других, про самоотречение — и для многих это очень неприятно — мешает приятно жить для себя…

    2. [Русся]
      Очень глубоко, очень прочувствовано и понято. Замечательная рецензия. Автор так умело выразила мои чувства и ощущения от фильма, не до конца осознанные, ведь пока не проговорена мысль, ее как-бы и не существует. Спасибо Вам!

    3. [1]
      Фильм – хороший, герой — неоднозначный (многие возмущены, что слишком много алкоголя), но основной посыл — да, правильный…

      И, да, теперь все мы особенно будем держаться за наших врачей. Без эпидемии – очень много кто забывал, кем держится наш мир.

      1. re: [1]
        Герой фильма соразмерен и истории на экране, и истории нашего жития-бытия.
        Он ведь не Герой по жизни. Он слаб, его сила — она человеческая. Алкоголь же — та ловушка в нашей жизни, в которую очень и очень многие попадают. Хорошие попадают. Пытаясь «облегчить» свою жизнь, не получая поддержки от других… И многие долго балансируют на грани саморазрушения, делая своё благое дело. Другой вопрос, что со временем их саморазрушение перевешивает их самоотречение. И тогда им и всем вокруг — беда.
        Как им помочь? Если бы знать.
        . . .
        Да, Ковид-19, будь он неладен, очень и очень многое расставил по своим местам.
        Не хочет человек без смерти перед его лицом вспоминать о главном… а многие и даже так не хотят (или уже не могут)…

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Бразилия» - «Brazil» (реж. Терри Гиллиам, 1985)

Когда людоед целует своего ребенка – он оценивает каков его ребенок на вкус?..
//«Бразилия» (Т.Гиллиам, 1985)

Проклятье и спасение человека — удерживать в своем сознании очень немногое. Забывать. Не думать. Отвлекаться. Уходить в себя. Представлять себя лишь инструментом в чужих руках. Не видеть очевидные сходства. Сочувствовать лишь немногим…

zemlianichnaia-poliana-1957_!prev - фильм (фото, кадр)

Сон жизни…
//«Земляничная поляна» (И.Бергман, 1957)

Мы обезболиваем себя безумной надеждой — «это сон». «Всё сон»… Настоящее — там и тогда, где нет боли, зла, неудачи. Где есть второй и третий, и тысячный шанс исправить. Где нет расставания, нет болезни, нет смерти. Где все рядом и навсегда. Где нет времени… Настоящие — по ту сторону прикрытых глаз…

«Близкие контакты третьей степени» - «Close Encounters of the Third Kind» (реж. Стивен Спилберг, 1977)

О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (С.Спилберг, 1977)

Фильм из эпохи, в которой торжествовала Правда первого осознания Космоса как Вызова — Вызова, который Человек принял — принял в Вере, что он сможет Космос покорить, что он должен его покорить, что он в ряду других достойных — что он космическое существо…

«По поводу Ниццы» - «A propos de Nice» (1930)

Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго, 1930)

Жан Виго – икона кинематографа. Больной туберкулезом, в 24 года на последние деньги он купил камеру. Чтобы снимать людей и время; чтобы предостеречь людей от них самих и от наступающего времени; чтобы защитить слабых; а еще, чтобы сказать миру — «Нате!».

«Отрыв» - «Taking Off» (Милош Форман, 1971)

Комедия поколений — отрыв, взлет, сброс, ампутация… подражание, съемка…
//«Taking off» (М.Форман,1971)

Перед «Пролетая над гнездом Кукушки» Милош Форман снял именно этот фильм. Фильм про детей, родителей, хиппи, музыку, травку и любовь. Фильм про зависимость человека, которая становится еще заметнее именно у тех, кто объявляет себя разрушителями и освободителями от старого и прежнего. И фильм про заботу, которая может не значить любовь…

«Забытые» - «Los olvidados» (реж. Луис Бунюэль)

Не разум спасает человека от чудовища в нём самом, не интеллект сохраняет человечество…
//«Забытые» (Л.Бунюэль, 1950)

Через 21 год после разрезания глаза в «Андалусском псе», столп сюрреализма Луис Бунюэль снял фильм по канонам итальянского неореализма и очень близко к советскому взгляду на мир. Но это был совсем другой мир…

Мадс Миккельсен в фильме «Вальгалла: Сага о викинге» - «Valhalla Rising» (Николас Виндинг Рефн, 2009)

Велико терпение Божье, если Он нас терпит такими…
//«Вальгалла: Сага о викинге» (Н.В.Рефн, 2009)

Людям нужны люди. Чтобы сделать ад на земле. И, даже если людей мало, они все равно найдут друг друга… Может ли быть по другому? — Может, если Культура и Вера обуздали зверя в человеке…

«Последний киносеанс» - «The Last Picture Show» (Питер Богданович, 1971)

Каждое новое поколение запутывается в одном и том же… Чем спасаемся мы?…
//«Последний киносеанс» (1971)

Думать только о том, чего у тебя нет; упрекать виноватых-других; жалеть себя; терять себя во влечении; убеждать себя, что твоя социальная роль и ты это одно и то же; быть как все… — это всё наши пути забвения — анестезия для заблудших душ.
Чем же спасает(ся) этот мир? Кто спасается в нем? Кто святой в этом мире, потерявшем веру?

«Путевка в жизнь» (реж. Николай Экк, 1931, СССР)

СССР. Начало пути к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Н.Экк, 1931)

Бьющий с экрана экстаз размаха труда сотворения нового мира.
Фильм-фреска, фильм-плакат, завораживающий остротой деталей вечных сюжетов и жаром мечты о достижимости всеобщего счастья…