Самоотречение. О тех, кто спасают(ся)…
//«Аритмия» (Б.Хлебников,2017)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)
«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017, Россия): «… он – врач скорой помощи; всё остальное для него после: карьера, правила приличия, семья, своя жизнь…; жена решила подать на развод, на работе – новый начальник, для которого люди лишь цифры в отчете…».
 

 
Несомненность реальности спасения жизни. Несомненность реальности смерти. Они равны между собой.
Человеку, погруженному в копание в себе, в болтовню о других, в мечтании о «высоком», в потакание своим похотям… во всём можно усомниться, всё можно обсмеять, про всё простебаться или сказать что-то «цинично-умное»…
Но когда прямо перед тобой происходит смерть, во всей её вышибающей землю из-под ног реальности, или когда переживаешь, несоизмеряемое ни с чем, событие спасения от смерти — все эти плетения собственных мыслишек выдувает словно пыль ударной волной ледяного воздуха.
Да, потом наступает откат. Потом ломка схлынувшего напряжения требует что-то сделать — и самым легким выходом кажется кинуть в потерявшую равновесия душу отраву химического «успокоителя» (и хорошо, если алкоголя) — но даже этот откат не заглушит память о переживании подлинности, которая открылась в самоотречении подвига спасения жизни.

 

Врач скорой помощи — день за днем перед реальностью жизни на её пределе. Есть враг — болезнь и смерть. Есть страдающий-беспомощный человек и, потерянные от страха за него, его близкие. И есть ты — у которого есть шанс помочь.
И это и есть Жизнь — Жизнь с большой несуразной буквы Ж. И сильнее, и важнее ничего нет.
И чтобы не разорвало от того, что ты вместил в себя всё это (а вокруг слоняются люди-дурачки — и милые, и злобные, и никакие — как будто ничего этого нет — боли нет, смерти нет)… чтобы не разорвало — надо дотерпеть до конца смены и залить душу пойлом — другого способа обычай русского излома веков не оставил.

 

Всё другое уже не важно. Подлинность существования всё больше и больше стирает все «условности». Подлинность уже для тебя обыденной, уже рутинной войны жизни и смерти, в которой ты реально можешь что-то изменить, — смывает всю мелочь. Мелочь, которую другие почему-то зовут «обычной жизнью».

 

И еще есть Она. Она уже давно стала частью тебя. В общем, это уже ты и есть. Ты не делаешь различия. И это для тебя естественно как дышать. Ты с ней — как наедине сам с собой. И это дает опору. Иначе бы ты столько не продержался в этом исковерканном мире, где то, что ты делаешь самую важную работу для этого мира знаешь только ты, такие же сумасшедшие как ты и те, кого ты только что спас, да и те удерживают это в своем сознании очень недолго.

 

А что она? А она — устала. Она ведь это на самом деле не ты. Она уже не может гореть. Иначе от неё останется только пепел. Так она для себя решила. Потому что иначе надо сделать еще один шаг в отречении от себя. А это страшно. И она отступила.

— Но отступив, вдруг оказывается, что ты предала. И его, и себя. Ведь ты тоже жила… ведь ты тоже живешь в подлинном мире.  А вернуться в фальшь означает предать самое-самое, что есть в тебе, которое — и это больно — и это чудо — остается живым, только когда кидаешь все силы и всю себя ради этих никчемных других.

 

. . .

 

Фильм вроде бы не ровня тем фильмам, которые с полки «вечное». Здесь кино не заставляет трепетать твою душу именно как кино-искусство – гениальной соразмерностью формы-содержания, замысла-исполнения, никогда до того не сказанного и всем до боли знакомого… — каждый раз открывающейся первозданной новизной эстетически-безупречного взгляда творца…
Но это то «сермяжное» кино, которое достаточно прозрачно, чтобы без помех передать посыл в нем содержащийся. Чтобы исполнение не сломало магию погружения в «по ту сторону экрана»; и в этом погружении увидеть-осознать-вспомнить-понять важное про себя и мир, «не замеченное» в другом кино.

Гениальные фильмы Микеланджело Антониони загоняют в тупик «отчуждения» / в непреложность «некоммуникабельности чувств». А фильм Бориса Хлебникова взял и показал, как бывает по-другому. Что «отчуждение» и «некоммуникабельность» — это казнь лишь для «Я», которое до обморока боится себя потерять, которое так дрожит над собой-теперешним, над собой-уникальным-неповторимым-особенным, что любой контакт, который может покушаться на это забаррикадировавшееся «Я» отвергается мгновенно — «Я» еще глубже забивается в свою раковинку…

Герой «Аритмии» не знает, что такое «отчуждение» и «некоммуникабельность» — он на другом этаже жизни. Его самоотречение — взламывает клетку «Я» и погружает в полноту контакта с Другим. И он сам становится прозрачным для другого. Ему тяжело и больно, но это не тяжесть и боль заточения в затхлом подвале самокопания, это тяжесть и боль открытого боя…
Герой открыт для мира, но это не значит, что для него открыты другие, которые спрятались в своих «Я». Он, доверившийся своей любимой, не разглядел, что она, даже «прочитывая» его самоотречение, так и не смогла пройти свою половину пути. Истории из фильмов Антониони — это история и про неё тоже…

Гениальные фильмы Ингмара Бергмана громадному числу зрителей поворачиваются лишь стороной одиночества и страха перед смертью и, в лучшем случае, смирения перед этим страхом. И можно запросто не заметить, что рыцарь из «Седьмой печати» таки победил Смерть актом самоотречения, а профессор из «Земляничной поляны» вспоминает как наполненную счастьем не только свою утраченную юность, но и свою жизнь, когда он «тратил» её на помощь другим, и лишь заключение себя в «покой заслуженного отдыха» самоизоляции сделало его настоящее столь никчемным…

Да, «простой врач скорой помощи» ведет свою борьбу со смертью не в живописных ужасах Средних веков или шведской пасторальной жизни — а в наших банальных спальных районах — но самоотречение его, искренность его, не всемогущая сила его, что так просто явлены нам в фильме  — очищают его… и нашу душу.
И спасибо фильму за это. Спасибо за поддерживающее нашу жизнь напоминание о простоте подвига, что противостоит страданиям и смерти.

Самоотречение — простое слово, в котором отблеск и Крестной жертвы Христа, и «естественного хода вещей» материнства, и шага в атаку «за други своя», и, да, просто работы — той, что делает человека Человеком…

 
P.S.
Весь пафос текста, конечно же, сугубо и трегубо направлен должен быть реальным врачам нашим… низкий им поклон и дай Бог им сил…

 
 

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

 
Кадры из фильма:

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников, в гл.р. Александр Яценко, Ирина Горбачева, 2017) - фильм (фото, кадр)

 
 

 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ О тех, для кого чужая боль больнее…
// «Чучело» (Ролан Быков, 1983)
■ Души прекрасные порывы…
//«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» (Александр Хант, 2017)

■ Пандемия. Европа. Чума. XIV век… Игра со смертью.
// «Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Человек никогда не может выстоять один против мира…
// «Трамвай Желание» (Элиа Казан, 1951)
■ Цель достигнута. И ?…
// «Стыд» (Стив МакКуин, 2011)
■ Про семью как панцирь, что нас (не)сберегает…
// «Алиса здесь больше не живет» (Мартин Скорсезе, 1974)
■ Лицо – маска, жизнь как у скота… – это реальный человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
// «Дорога» (Федерико Феллини,1954)
■ Бессилие слов и боли…
// «Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)

■ Она ушла в него как в монастырь…
// «Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1977)
■ Три дороги для одинокого человека: путь служение другим, путь свободы, путь надежды… // «Короткие встречи» (Кира Муратова, 1967)
■ Человеческое сердце — всегда больное сердце…
// «Нежность» (Эльёр Ишмухамедов, 1966)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [избр.комментарии с zen.yandex.ru/kinokakpovod, 4elovek-zritel.livejournal.com, mykp.ru/kkp ]:

    1. [RastaMach]
      Прекрасная рецензия, спасибо! Правда невольно задаешься вопросом, почему к ней столько минусов на КиноПоиске?

      1. re: [RastaMach]

        Спасибо.

        Да, у этой рецензии на КиноПоиске много «минусов». Много «минусов» и у других «положительных рецензий» на фильм, а в тройке по числу оценок две ярые «отрицательные рецензии». При этом фильм хорошо оценен на множестве кинофестивалей. Т.е. его «качество исполнения» как минимум адекватно времени. Почему же «минусы»?

        Не буду рефлексировать здесь про «вообще», про свою же рецензию есть сказать вот что:

        Этот фильм (к счастью) стал вполне массовым. Он бередит душу. А когда человек переживает бурю в душе, то он, в массе своей, ищет опоры в успокаивающих и клишированных определениях того, «что на самом деле происходит на экране». Герой — «алкоголик», «инфантил» и т. д., и т. п., если же ты кому-то уже дал «определение», то это снимает с тебя необходимость погружаться в чужую жизнь и чужую боль… А рецензия пытается заставить это делать.

        С другой стороны, сильное чувство от фильма у многих породило сильное и выстраданное собственное суждение. И любое чужое суждение, которое уводит далеко за рамки того, что «Я Понял», отвергается как разрушающее интимность понятого и/или мнение о себе как лучшем эксперте по фильму.

        Плюс рецензия написана не самым легким языком и отсылает к совсем уже не легким авторам (Антониони, Бергман) из класса тех, чьи фильмы массовый зритель определяет как «устаревшее»/«заумное»/«скучное» и пр.

        Ну и самое простое объяснение: фильм “просто»/»активно» не понравился значительной массе (он отказался вмещаться в голову и душу данного конкретного зрителя/ он прямо противоречит его «убеждениям»), а рецензия фильм хвалит, да еще, опять же, непонятно — что и порождает острое желание “отомстить” — поставить минус…

        … это если про форму…

        Самое же печальное из возможных объяснений неприятия и фильма, и рецензии: фильм/текст пытаются говорить про жизнь для других, про самоотречение — и для многих это очень неприятно — мешает приятно жить для себя…

    2. [Русся]
      Очень глубоко, очень прочувствовано и понято. Замечательная рецензия. Автор так умело выразила мои чувства и ощущения от фильма, не до конца осознанные, ведь пока не проговорена мысль, ее как-бы и не существует. Спасибо Вам!

    3. [1]
      Фильм – хороший, герой — неоднозначный (многие возмущены, что слишком много алкоголя), но основной посыл — да, правильный…

      И, да, теперь все мы особенно будем держаться за наших врачей. Без эпидемии – очень много кто забывал, кем держится наш мир.

      1. re: [1]
        Герой фильма соразмерен и истории на экране, и истории нашего жития-бытия.
        Он ведь не Герой по жизни. Он слаб, его сила — она человеческая. Алкоголь же — та ловушка в нашей жизни, в которую очень и очень многие попадают. Хорошие попадают. Пытаясь «облегчить» свою жизнь, не получая поддержки от других… И многие долго балансируют на грани саморазрушения, делая своё благое дело. Другой вопрос, что со временем их саморазрушение перевешивает их самоотречение. И тогда им и всем вокруг — беда.
        Как им помочь? Если бы знать.
        . . .
        Да, Ковид-19, будь он неладен, очень и очень многое расставил по своим местам.
        Не хочет человек без смерти перед его лицом вспоминать о главном… а многие и даже так не хотят (или уже не могут)…

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


paterson«Патерсон» / «Paterson» (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016)-2016-pr2 - фильм (фото, кадр)

О том, что дает силы жить…
//«Патерсон»
(Д.Джармуш, 2016)

Жизнь человека для человека невыносима. Невыносимо быть запертым в череду дней. Одних и тех же. Невыносимо быть таким же как все. Неразличимым среди всех. Невыносимо каждый день ходить по одному и тому же маршруту. Одномерному в своей обреченной предопределенности. Невыносимо быть собой. Каждый день собой. Одним и тем же…

«Дикая собака динго» (режиссер Юлий Карасик, 1962, СССР)

Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (1962)

…все мы — дети, нам очень-очень хочется не забывать это, нам горько, когда пелена времени начинает скрывать первую яркость распускавшихся в нас чувств, мы раз за разом будем пытаться прожить подлинность наших первых шагов в Мир — мы всегда будем создавать истории о подлинных нас и обжигать себе сердце ими…

«После работы» - «After Hours» (реж. Мартин Скорсезе, 1985)

Попытка побега из своей скорлупы…
//«После работы» (М.Скорсезе, 1985)

Taxi Driver не может жить, видя «вот это вот всё», After Hours человек виляет между жизнями, пытаясь проскользнуть между капельками дождя… Смертоубийственная комедия жизни человека, который хочет спастись, не изменившись сам и не меняя ничего вокруг.

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

«Много шума из ничего» – «Much Ado About Nothing» (реж. Кеннет Брана, 1993, Великобритания-США)

Два мира – два Шекспира: советский и британо-американский…
//«Много шума из ничего» (1993)

«Шекспир – сексист, расист и не любит ЛГБТ». Это слова из СМИ США и Великобритании, которыми бросалась в их «наше всё» их прогрессивная общественность все последние годы. На этом фоне фильм Кеннета Брана — образец адекватности: отрада глаз, ушей и разума…

«Огни варьете» (реж. Федерико Феллини,1950)

Огонь полноты бытия, что питает и сжигает…
//«Огни варьете» (Ф.Феллини, 1950)

Оживить грезы. Войти в них. Предстать тем, кто ты не есть и кем ты никогда не будешь, войти в сознание смотрящих, завладеть им, заставить плакать и смеяться… Кто летит и сгорает на огне выдуманных историй? Актеры или их зрители? Те, кто отдают всю свою жизнь кривлянию на сцене, или те, кто растрачивают свою жизнь на опостылевшей «работе», чтобы вечером убежать в забытьё чужих грез?

«Лола» - «Lola» (реж. Жак Деми, в гл.р. Анук Эме 1961)

Сказка о городе и возвращении…
//«Лола» (Ж.Деми, 1961)

До «Шербурских зонтиков» Жак Деми снял маленький шедевр — экзистенциальный мюзикл с хеппи-эндом — …чтобы подарить грёзу надежды, что ожидание вознаграждается; чтобы пролить успокаивающие слезы любования чужим везением; чтобы укрепить душу сказкой о верности…