Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов — зло живет среди нас в нашем равнодушии к другим, в нашем себялюбии и лжи, в разрешении себе не противиться «ходу вещей»…

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups»  (Франсуа Трюффо, 1959) - Жан-Пьер Лео - фильм (фото, кадр)
«Четыреста ударов» / «Les quatre cents coups» (реж. Франсуа Трюффо, 1959, Франция): «…Антуану – двенадцать, он – “трудный подросток”; его мать занята личной жизнью, отчим живет своими маленькими радостями, учитель озабочен лишь порядком в классе; Антуан и его приятель всё реже посещают школу…».

 
 

Только любовь Бога к нам или, если угодно, Чудо — оставляет челове­честву раз за разом шанс сохранить человеческий облик.

Слабость наша, слепота наша, себялюбие наше уже давно должны были вернуть род человеческий в болото «естественности» пожирания ближнего как пищи, как конкурента, да просто, как помехи на горизонте… Но раз за разом Вечность находит себе пристанище в душах даже тех, кто по всем «естественным законам» должен был бы чувствовать полное право думать только о себе, своем брюхе и своей мести…

 

«Четыреста ударов» — фильм, в котором с гениальным без всяких скидок, а потому с душераздирающим мастерством нам всем показано, как метастазы зла прорастают вокруг самых нежных человеческих существ — вокруг детей — прорастают, разрастаются… но не могут их погубить… возможно, что лишь пока — но не могут.

 
 

Зло. Мы, в своих утешающих нас представлениях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. Мы ищем таких злодеев вокруг себя, нам их показывают в кино, про них сочиняют книжки. Конечно, мы требуем «правдоподобия» —  мы требуем, чтобы у злодея был логичный мотив, чтобы свое зло он делал, получая выгоду, или, на худой конец, чтобы нас убедили, что злодей — жертва своих маниакальных наклонностей — своего злодейского внутреннего устройства — и потому он «вполне логично» и совершает свои злодейства. Еще нас может убедить расклад, при котором злодей — жертва обстоятельств, а потому мы даже можем его немного пожалеть…

При всем разнообразии неизменным остается одно — нам очень хочется верить в то, что зло живет в злодеях, полу-злодеях, слегка-злодеях, которые сами вполне могут быть жертвами природы/обстоятельств, но которые живут своей злой жизнью и портят мир вокруг…

 

Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

Человек живет своей обычной жизнью, он подчиняется каким-то правилам, он выполняет какие-то обязанности, он потакает каким-то своим слабостям, он стремится к каким-то своим целям…
Но вот ход его жизни подводит его к развилке, где на одной чаше весов оказывается «всего лишь» комфортный (а может и не комфортный, но вполне привычный) ход его жизни или, даже, «всего лишь» необходимость совершить усилие для обдумывания/контроля своих предстоящих слов или действий, а на другой — поступок/бездействие, который будет иметь последствия в жизни другого… И этот человек (вполне, как правило, приятный и для своих знакомых, и для своих домочадцев) спокойно действует/бездействует так, что жизнь этого другого превращается в ад…

 

Например — учитель в какой-то момент оказывается озабочен вдруг показавшейся ему страшно важной вещью — чистотой кусочка побелки в опостылевшем ему классе и одним махом уничтожает робкий росток интереса к словесности своего ученика… А чуть погодя добивает его последнее усилие подчиниться правилам школьной жизни своей ленью сверить текст книги с сочинением мальчика…

Или — мать, «уставшая» от трудного быта (а на самом деле, не любящая тех, ради кого «всё это», а потому не понимающая — зачем она для них что-то делает), живущая себялюбивыми мечтаниями молодости, болтающая нескончаемо внутри себя и во-вне, вдруг «проговаривается» о когда-то сделанном ёю «хорошем деле» из-за которого «теперь страдает» — выборе родить, а не сделать аборт… — но вот «незадача», она не потрудилась заметить, что эти её излияния услышал её сын, которому теперь всю его жизнь придется  жить с осознанием, что его мать хотела его убить

Или —  скучающий коллега отчима, желающий всего лишь получить одобрение от начальства, вдруг отказывается видеть, что мальчик вносил, а не выносил машинку в офис и одним телефонным звонком превращает мальчика в сироту…

Или — ведь был еще шанс — единственный относящийся к герою с нежностью взрослый — его отчим — вдруг решает, что лучше проучить мальчика «как положено» и тем оказывается самым большим садистом в этой нехитрой истории…

А так — до всех этих развилок, через которые и приходит в наш мир зловсе люди как люди — живут, смеются, возятся со своими проблемами, позволяют себе маленькие удовольствия, страдают как все…

 

. . .

 

Человек не может не ошибаться и прожить свою жизнь так, чтобы не причинить другим людям страдание.
Но титул «злой человек» все же существует? Существует.
Просто есть те, кто «чуть» больше открывает дверку для зла / те, кто в своих маленьких жизнях раз за разом выбрасывает в окружающий мир отраву…
Делают они это тихо — легко находя себе оправдание в «законах мира» — и спокойно после этого спят — равнодушные ко всем, кроме себя-любимых. Это и есть злодеи — люди как люди…
Могут ли они быть/стать другими — надеюсь, что да… Если же нет — остается лишь надеяться на Чудо, что они не будут слишком часто пересекаться с другими людьми в дни, когда решаются судьбы…

 
 

P.S.
Фильм бы не был великим, если бы разворачивал перед нами только чёрную сторону. Нет. Он, на самом деле (и это Чудо), — остается гимном свободы  — свободы стать и быть человеком — свободы человека не поддаваться злу…

 
 

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups»  (Франсуа Трюффо, 1959) - Жан-Пьер Лео - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ неКрасные дьяволята…
//«Ноль за поведение» (Жан Виго, 1933)
■ Путь СССР – от беспризорников к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Николай Экк, 1931)

■ Ноша зла для доброго сердца…
//«Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)
■ Уродство зла. О верящих в Дьявола и не верящих в Бога…
// «Фауст» (Александр Сокуров, 2011)
■ Лицо – маска, жизнь как у скота… – это реальный человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
// «Дорога» (Федерико Феллини,1954)

■ О тех, для кого чужая боль больнее…
// «Чучело» (Ролан Быков, 1983)
■ "Сама себя не похвалишь, никто тебя не похвалит": о некоммуникабельности чувств и слов…
// «Смятение чувств» (Павел Арсенов, 1977)
■ Человеческое сердце — всегда больное сердце…
// «Нежность» (Эльёр Ишмухамедов, 1966)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее…

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

«Дикая собака динго» (режиссер Юлий Карасик, 1962, СССР)

Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (1962)

…все мы — дети, нам очень-очень хочется не забывать это, нам горько, когда пелена времени начинает скрывать первую яркость распускавшихся в нас чувств, мы раз за разом будем пытаться прожить подлинность наших первых шагов в Мир — мы всегда будем создавать истории о подлинных нас и обжигать себе сердце ими…

«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер .

Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности в 2019 году по России — 40 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» в наших реалиях — это один миллиард рублей…

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012)

В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//«Кон-Тики» (2012)

Они яростно верили в себя. Колумб обманул всех. Тур Хейердал повел за сказкой… Но человека ведет не ложь – ведут мечты, грёзы…
Уходя в горизонт, мы ищем только свой мир. Мы идем за свободой. Мы уплываем в себя – туда, где нас не будет дергать за ниточки мелочное чужое. Мы стремимся к любви…

«Баллада о солдате» (реж. Григорий Чухрай, 1959)

Будь проклята война…
//«Баллада о солдате» (Г.Чухрай, 1959)

Будь проклята смерть. Будь проклята разлука навсегда. Будь проклято всё, что происходит навсегда и безвозвратно. Будь проклята война — миллионнократная разлука и смерть — миллионнораз разорвавшая навсегда и безвозвратно жизни людей…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.