Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Э.Рязанов, 1961)

«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961)
«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961): «…Молодой ученый Владимир Поражаев проваливается в пропасть во время антропологической экспедиции и оказывается в плену у загадочного племени тапи. Племя собирается его съесть, а заодно и дикаря по имени Чудак. Используя своё интеллектуальное превосходство, Владимир спасает себя и Чудака и они вместе летят в Москву…».
 

 
Восторг быть Чудаком.
Быть первым в новом, немыслимом до того, мире.
Каждое мгновение вырываться за границы, самым, казалось, твердым образам установленного возможного.
Оказаться внутри чуда невозможного и упиваться им всё снова и снова.
Каждым своим шагом выходить за грань, которая не просто отделяла недоступное прежде, а за грань даже представления, что это недоступное есть.

Встретить миллионы никак не ожидаемых новых людей. Увидеть никак не представляемые прежде просторы мира. Прикоснуться к несчетному количеству новых вещей, которые способны подарить тебе способности, даже во сне тебе не грезившиеся. Ощутить себя частью вдруг необозримо расширившегося человечества. Узнать, что ты можешь стать столь же удивительно новым как и эти удивительные люди из нового мира.
Восторг быть пришельцем. Пришельцем и не чужим.

Эльдар Рязанов и гениальный Сергей Юрский превратили историю «очередного Пятницы» в чудо истории Колумба, Гагарина и того пока неизвестного нам человека, который обязательно окажется на какой-нибудь когда-нибудь достигнутой обитаемой экзопланете.
Его Чудак каждым своим взглядом, словом, жестом дает нам шанс пережить новизну мира, новизну новых открывающихся горизонтов возможного. Почувствовать вкус, запах, ветер, радость безмерной энергии… когда шагаешь, бежишь, кувыркаешься в неожидаемой, чудом тебе открывшейся, и такой прекрасной вселенной…

В фильме совершенно мастерски исполнен замысел взгляда со стороны: не к нам привезли аборигена для его осмотра — а мы, глазами человека из привычного нам и обрыдлого нам племени, знакомимся с целым новым миром.
Это мы вырываемся из пещеры и выходим на прекрасный незнаемый нами прежде простор.

…Ах какое чудо складывать из б-у-к-в слова, ах как чудесен удивительный невероятный город — М-о-с-к-в-а, как упоителен дождь из управляемых людьми повозок, как забавно свистит в маленькую штучку добрый человек в белой одежде, как вкусны холодные блестящие штучки, которые раздавала женщина, как красива О-л-я, как здорово обогнать всех на глазах такого невероятного числа невероятных людей…

 

* * *

 

По выходу фильма официоз, родом фактически из XIX века, его не принял.
Теперь же, через почти 60 лет, уже в XXI веке, мы видим в нем чудесный гимн прекрасным людям прекрасной страны, такой, какой она себя в 1960-е еще видела, а всего через четверть века – видеть почти разучилась…
Рязанов, Зорин, Юрский, Яковлев — все они — это фактически первое поколение полностью советских детей, переживших в детстве-юности Великую Отечественную. Они — люди, которых подняла ввысь волна рождения нового мира. Они осознали себя, когда шла неимоверная по силе борьба и за жизнь этого нового мира, и за его победу — и этот мир на их глазах победил и вышел к звездам.

 

( Потом же пришли те, кто пробивался «наверх» в уже насквозь привычном мире; те, кто в тепле и безопасности достигнутого стали развлекаться поеданием друг друга; кому гораздо важнее было, чтобы сосед «сверху» не канал на голову (а потому надо было забраться повыше), чем отдавать свои силы ради других, ради построения нового мира, — их и так уже «не плохо кормили».
Когда же для того, чтобы отхватить особо жирный кусочек, оказалось, что нужно разрушить страну и весь тот мир, который на пределе своих сил строили их отцы-деды, они и на это пошли, а помогали им в этом уже их детки — «золотая молодежь» номенклатуры…
Было этих поедателей своей страны меньшинство, но облапошить они смогли поначалу почти всех… Ведь обратной стороной чистоты сердца советского человека была его наивность — наивность Чудака, который оказался рядом не с благородным Поражаевым, а попал в руки торговцев колониальными товарами и продал свою судьбу за стеклянные бусы… )

 
 

«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ СССР. Начало пути к звездам…
//«Путевка в жизнь» (реж. Николай Экк, 1931)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)
■ Советский Союз Мечтателей, или Ленин = «Начальник Чукотки»…
//«Начальник Чукотки» (Виталий Мельников, 1966)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер .

Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности в 2019 году по России — 40 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» в наших реалиях — это один миллиард рублей…

«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

«Короткое замыкание» (1986)

Прекрасное введение в проблемы ИИ и гимн человечности…
//«Короткое замыкание»(1986)

Фильм убедительно и очень-очень не скучно показывает как работает тест Тьюринга на Искусственный Интеллект (ИИ), почему он до сих пор актуален и почему его прохождение компьютерами и роботами не будет для нас определяющим…

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.

Постер фильма «Звездные войны»

«Звездные войны» – антисоветский и антихристианский проект – если и можно его смотреть детям, то только с IV эпизода…

Джордж Лукас не только продвигал пропаганду США в борьбе с СССР, но и в итоге построил антихристианский и предельно плоский мир, унижающий человека…

«Дикая собака динго» (режиссер Юлий Карасик, 1962, СССР)

Мы – это первая яркость наших вечных чувств…
//«Дикая собака динго» (1962)

…все мы — дети, нам очень-очень хочется не забывать это, нам горько, когда пелена времени начинает скрывать первую яркость распускавшихся в нас чувств, мы раз за разом будем пытаться прожить подлинность наших первых шагов в Мир — мы всегда будем создавать истории о подлинных нас и обжигать себе сердце ими…

«Забытые» - «Los olvidados» (реж. Луис Бунюэль)

Не разум спасает человека от чудовища в нём самом, не интеллект сохраняет человечество…
//«Забытые» (Л.Бунюэль, 1950)

Через 21 год после разрезания глаза в «Андалусском псе», столп сюрреализма Луис Бунюэль снял фильм по канонам итальянского неореализма и очень близко к советскому взгляду на мир. Но это был совсем другой мир…

«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.