Прекрасное введение в проблемы ИИ и гимн человечности…
//«Короткое замыкание»(1986)

«Короткое замыкание» - «Short Circuit» (Джон Бэдэм, 1986) - фильм (фото, кадр)
«Короткое замыкание» / «Short Circuit» (реж. Джон Бэдэм, 1986). КиноПоиск:7,7; IMDb:6,7.
 

Фильм крайне рекомендуется для семейного просмотра с детьми 9..12.. и далее лет. Для тех, кто хочет прочувствовать, как работает тест Тьюринга на настоящий Искусственный Интеллект (ИИ), почему он до сих пор актуален и почему его прохождение компьютерами для нас не будет определяющим — фильм «Короткое замыкание» («Short Circuit») режиссера Джона Бэдэма — то, что нужно.

В совсем упрощенном виде тест Тьюринга звучит так:
«человек разговаривает (или переписывается) с собеседником, и если он не может определить, что его собеседником является компьютер, то можно утверждать, что данный компьютер обладает полноценным искусственным интеллектом, говоря проще — он способен мыслить».

Тест Тьюринга был сформулирован в 1950 году. Фильм «Короткое замыкание» в 1986 году имитирует ситуацию его прохождения и проблемы, которые при этом возникают.
Кстати, сейчас (в 2020 году) лучшие компьютерные программы могут продержаться всего несколько минут, при том, что «обмануть» (весьма условно — с большим количеством оговорок) они могут меньше чем в 30% случаях.

В фильме робот «Номер 5» называют «ожившим» — более точно, конечно, было бы назвать его «сознающим» — он стал вести себя как обладатель «сознания» — он «осознал» себя и мир… и испугался своей конечности…

Это делает фильм не просто пособием по искусственному интеллекту, но и показывает, как много значит для получения статуса личности/ сознающего/ живого не просто мышление робота, а его выпадение из круга механических реакций на происходящее — его страх и любовь.
Именно страх за свою жизнь и любовь к другому существу (любовь, которая в том числе заставляет забыть свой страх за свою жизнь) — превращает «Номер 5» в полноценного «одного из нас» = «человека».

Дети, когда смотрят этот фильм, насколько хорошо считывают эти особенности «Номера 5», что их сопереживания ему (особенно в ключевой сцене) могут даже превосходить сопереживания многим героям-людям из других фильмов.

Мышление (любопытство) + переживание своей конечности (страх смерти) + сопереживание (любовь), показанные в исполнении обычного гусеничного жестяного аппарата, — превращают фильм в одно из лучших произведений для детей, через который они, отстранившись от антропоморфности, могут прочувствовать, что значит быть собственно человеком…

( + упаковка из экшена + задорный юмор, с крепким социальным подтекстом + непровисающая режиссура и актерская игра… так что этот фильм еще и очень легок для просмотра )

 

«Короткое замыкание» - «Short Circuit» (Джон Бэдэм, 1986) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
// «Тихоокеанский рубеж» (Гильермо дель Торо, 2013)
■ Декарт, Набоков, русский космизм, трудная проблема сознания и любовь…
// «Бегущий по лезвию 2049» (Дени Вильнёв, 2017)
■ О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
// «Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг, 1977)

■ Восторг быть пришельцем…
// «Человек ниоткуда» (Эльдар Рязанов, 1961)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
// «Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

 

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
«Обыкновенное чудо» - фильм Марка Захарова (1978)

О беспредельной доброте Леонова, что победила бесчеловечность в пьесе…
//«Обыкновенное чудо» (1978)

В пьесе Евгения Шварца другой финал был приготовлен и для Администратора, и для Короля — финал, не оставляющий шанса подарить им любовь, а значит не оставляющий шанса увидеть в каждом из них человека…

«Когда я стану великаном» (реж. Инна Туманян, в гл.р. Михаил Ефремов, 1979, СССР)

Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (И.Туманян, 1979)

Что может быть прекраснее и ранимее юной души? Пожалуй, лишь советская традиция “школьного кино” умела предельно бережно касаться её. Умела возвысить и героев, и нас, зрителей. Только в советских фильмах столь изящно открывался мир поэзии, мир влюбленности, мир обезоруживающей искренности, сложности и трагичности “почти взрослых чувств”…

«Нежность» (реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966)

Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (1966)

Наше больное сердце выбрасывает нас из механичности событий и дарит счастье. Счастье узнать то, что больше всех механизмов пространства и времени вместе взятых. Счастье смотреть на весну, счастье видеть радость других и проживать его как своё. Счастье любить и видеть любовь других.
И счастье понимания чуда жизни человеком. Чуда, которое не может не быть хрупким. Самым хрупким из существующего. Которое надо беречь во что бы то ни стало. До конца, до последнего удара сердца.

«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961)

Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Э.Рязанов, 1961)

Гимн прекрасным людям прекрасной страны — такой, какой она себя в 1960-е еще видела, а всего через четверть века видеть почти разучилась… И вот теперь мы, наконец, стали способны вновь оценить свершенное. С благоговением перед величием, горечью от утерянного и надеждой на возрождение…

«Спасти мистера Бэнкса» - «Saving Mr. Banks» (реж. Джон Ли Хэнкок, 2013)

Плоды жизни, что проходит не так…
//«Спасти мистера Бэнкса» & «Мэри Поппинс»

…фильм смог добавить и к диснеевскому, и к советскому мюзиклам недостающие измерения — раскрыть «сказку о лучшей и всемогущей няне» до трагической полноты многомерности жизни…

«Назад в будущее» - «Back to the Future» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985-1990)

Сладкая отрава для [вечных] подростков, или Почему невозможность путешествия во времени – это хорошо…
//«Назад в будущее» (1985‑1990)

Этот фильм любим всеми. Его невозможно не любить. Фильм — мечта «отличника» и «хорошиста» — ты получаешь всё, просто потому, что ты «учился в школе»; всё, что от тебя требуется — это продемонстрировать то, что в тебя вдолбили, на что тебя натаскали… Оказываясь в прошлом (мечтая оказаться в прошлом) — герой [мечтаний] получает подавляющее преимущество только из факта обладания своим, уже имеющимся у него, «темпоральным телом»…