Прекрасное введение в проблемы ИИ и гимн человечности…
//«Короткое замыкание»(1986)

«Короткое замыкание» - «Short Circuit» (Джон Бэдэм, 1986) - фильм (фото, кадр)
«Короткое замыкание» / «Short Circuit» (реж. Джон Бэдэм, 1986). КиноПоиск:7,7; IMDb:6,7.
 

Фильм крайне рекомендуется для семейного просмотра с детьми 9..12.. и далее лет. Для тех, кто хочет прочувствовать, как работает тест Тьюринга на настоящий Искусственный Интеллект (ИИ), почему он до сих пор актуален и почему его прохождение компьютерами для нас не будет определяющим — фильм «Короткое замыкание» («Short Circuit») режиссера Джона Бэдэма — то, что нужно.

В совсем упрощенном виде тест Тьюринга звучит так:
«человек разговаривает (или переписывается) с собеседником, и если он не может определить, что его собеседником является компьютер, то можно утверждать, что данный компьютер обладает полноценным искусственным интеллектом, говоря проще — он способен мыслить».

Тест Тьюринга был сформулирован в 1950 году. Фильм «Короткое замыкание» в 1986 году имитирует ситуацию его прохождения и проблемы, которые при этом возникают.
Кстати, сейчас (в 2020 году) лучшие компьютерные программы могут продержаться всего несколько минут, при том, что «обмануть» (весьма условно — с большим количеством оговорок) они могут меньше чем в 30% случаях.

В фильме робот «Номер 5» называют «ожившим» — более точно, конечно, было бы назвать его «сознающим» — он стал вести себя как обладатель «сознания» — он «осознал» себя и мир… и испугался своей конечности…

Это делает фильм не просто пособием по искусственному интеллекту, но и показывает, как много значит для получения статуса личности/ сознающего/ живого не просто мышление робота, а его выпадение из круга механических реакций на происходящее — его страх и любовь.
Именно страх за свою жизнь и любовь к другому существу (любовь, которая в том числе заставляет забыть свой страх за свою жизнь) — превращает «Номер 5» в полноценного «одного из нас» = «человека».

Дети, когда смотрят этот фильм, насколько хорошо считывают эти особенности «Номера 5», что их сопереживания ему (особенно в ключевой сцене) могут даже превосходить сопереживания многим героям-людям из других фильмов.

Мышление (любопытство) + переживание своей конечности (страх смерти) + сопереживание (любовь), показанные в исполнении обычного гусеничного жестяного аппарата, — превращают фильм в одно из лучших произведений для детей, через который они, отстранившись от антропоморфности, могут прочувствовать, что значит быть собственно человеком…

( + упаковка из экшена + задорный юмор, с крепким социальным подтекстом + непровисающая режиссура и актерская игра… так что этот фильм еще и очень легок для просмотра )

 

«Короткое замыкание» - «Short Circuit» (Джон Бэдэм, 1986) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
// «Тихоокеанский рубеж» (Гильермо дель Торо, 2013)
■ Декарт, Набоков, русский космизм, трудная проблема сознания и любовь…
// «Бегущий по лезвию 2049» (Дени Вильнёв, 2017)
■ О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
// «Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг, 1977)

■ Восторг быть пришельцем…
// «Человек ниоткуда» (Эльдар Рязанов, 1961)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
// «Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

 

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
«Соломенная шляпка»(1974)

Трезвый оловянный солдатик, или Гимн “неверности” как основе общежития…
//«Соломенная шляпка» (1974)

Фильм — шедевр среди учебных пособий завершающего класса начальной школы воспитания жизнью. Когда все правила уже выучены и приходит пора узнать — чтобы жить человеком эти правила необходимо нарушать — нарушать не разрушая…

«Человек ниоткуда» (реж. Эльдар Рязанов, в гл.р. Сергей Юрский, Юрий Яковлев, 1961)

Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Э.Рязанов, 1961)

Гимн прекрасным людям прекрасной страны — такой, какой она себя в 1960-е еще видела, а всего через четверть века видеть почти разучилась… И вот теперь мы, наконец, стали способны вновь оценить свершенное. С благоговением перед величием, горечью от утерянного и надеждой на возрождение…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.

«Обыкновенное чудо» - фильм Марка Захарова (1978)

О беспредельной доброте Леонова, что победила бесчеловечность в пьесе…
//«Обыкновенное чудо» (1978)

В пьесе Евгения Шварца другой финал был приготовлен и для Администратора, и для Короля — финал, не оставляющий шанса подарить им любовь, а значит не оставляющий шанса увидеть в каждом из них человека…

«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…