Мы все – грезящие, мы все – блаженные…
//«Смерть коммивояжера»(1985)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид)
«Смерть коммивояжера» / «Death of a Salesman» (режиссер Фолькер Шлендорф, в гл.ролях: Дастин Хоффман, Джон Малкович, Кейт Рид, Стивен Лэнг, Чарльз Дернинг; 1985, США) — экранизация одноименной пьесы Артура Миллера.

 
 

Первое и главное, что нужно помнить — не будем надеяться, что главный герой фильма и пьесы болен, а мы нет, что он в шаге от смерти, а мы нет, что он сумасшедший, а мы нет.

Мы все блаженные.

Мы просыпаемся и встаем с постели, влекомые несуществующим. Мы веруем в лучшее, что обязательно должен принести настающий день или что настающий день должен отвести от нас плохое из вчера, или это сделает следующий день, или тот день, что будет за ним. Это обязательно должно случиться — “обязательно должно” в наших мечтах.
Мы укрепляем себя лучшим, что было раньше. Что было с нами или с нашими близкими — что “точно было” в наших мечтах.
Мы говорим с самыми значимыми для нас — с теми, кто когда-то сильнее всего спаялся с нашей душой, кто сросся с нами — с теми, кто нас взрастил, кто нас воспитал и оценивал — перед кем мы хотели быть лучшими; с кем мы соперничали; с теми, кого мы любили и кто, как мы уверены, — неравнодушен к нам. В наших мечтах.

Простодушие американской пьесы из 1949 года с говорящими со сцены душами и призраками, с прямотой морализирующих ходов действия — лишь обнажает правду о нас всех. Правду, что сквозь мишуру заклинаний о некой специфической “американской мечте” видели все — из десятилетия в десятилетие, в сотнях постановок, на всех языках мира.

 

* * *

 

Мы не обманываем себя, когда, засыпая, думаем, что завтра точно “продадим”/“сделаем” больше, чем сегодня. Мы не обманываем себя, когда просыпаемся и уверяем себя, что то, чем мы заняты, это совсем не худшее дело, что оно имеет смысл, что наши действия приносят пользу нашим близким, а может и еще кому.
Мы не обманываем себя, когда вспоминаем о том выдающемся, что мы сделали — даже, если и признаем, что дело наше вполне обычное — но ведь мы не бросили его в самом начале, как некоторые; были, были и у нас особо удачные дни, когда мы “продавали”/“делали” о-го-го сколько, не то что некоторые.

Мы не обманываем — мы всё это думаем, оцениваем, сравниваем — на наших весах всё так и есть. Это реальность — та реальность, что удерживает нашу жизнь, что ведет её, что дает ей смысл. Хоть какой-то. Что, если повезет, даст смысл нашей смерти.

Наша реальность. Грёзы.

Грёзы ночи, грёзы дня. Грёзы сна, грёзы бодрствования.

Мы обживаемся в них с рождения. Мы вмещаем в них мир. Мы впускаем в них любимых. И любимые живут в них. Иногда только в них. Или даже — всегда только в них. Мы любим гармонией наших грёз.
Гармонией наших грёз мы опознаем друг друга.
Изгоняя всё темное, отгораживаясь от него в том числе и когда оно из нас самих.

Ведь грёзы они много, много мерны. Мы так умеем в них укладывать свои желания и страхи, свои победы и ошибки, своё прямое и кривое…
Да и есть ли в нас, в наших грёзах, что-то “прямое”? Где оно в человеке, кроме как в бесхитростных рассказах наших о том, что “точно было” и про что мы сами же и подозреваем время от времени, что не прямое оно…

И мы грезим о наших детях. Всегда. О тех, что не родились и о тех, что, слава Богу, вот они, и за которых каждый день щемит сердце.
Мы мечтаем о них и за них и мы никак не можем наглядеться на них, потому как они чудо из наших грёз.
И год от года мы их все меньше знаем. И год от года всё больше наша боль за них. Боль и радость.

 

И грёзами же крутится социальная машина. Которая и сама лишь грёза.
Что может поднять, что может раздавить. Что делает это всегда и со всеми.

Нас цепляют шестеренки махины фантазмов других, хватают за наши вначале такие нежные ростки желаний, желаний доброго и правильного, перекручивают наши первые страхи и соблазны.

Соблазниться легким трудом продаж, рассказывая байки; соблазниться свободой не работать по часам; соблазниться каждодневными новыми местами и новыми людьми — покупателями и покупательницами…
Соблазниться своим домом в прекрасном месте, соблазниться самой новой машиной, новейшим холодильником и прочее, и прочее, и прочее и всего лишь за несколько долларов в неделю… тридцать пять лет подряд.

Соблазниться и соблазнить детей мелкой кражей, да и не кражей вовсе, а так — взять явно лишние пару ведер песка, пару досок… ведь все это потом пойдет на пользу дела — не на продажу и обогащение, а на совместное с детьми строительство, ведь они не должны вырасти белоручками.

Гордиться детьми, пестовать их, оберегать их такие правильные грёзы — ведь что еще может дать опору в жизни — только правильные “цели”, только уверенность в правильности близких.

Может ли кто-то сказать, что делать так — было ошибкой неудачника? Где те удачные рецепты, которые гарантируют правильный результат?
В чьей грёзе жизнь проходит правильно? И правильно проходит жизнь детей? И внуков?
Какая должно быть прекрасная и какая изолированная от всех и вся эта грёза… изолированная от грёз всех других…

 

* * *

 

“Американская мечта” всегда была мечтой. Все всегда знали это.
И в чаплиновской Америке, и в сороковые Артура Миллера, и в восьмидесятые той постановки «Смерти коммивояжера», что стала поводом для этого текста, и позже (хоть в, не менее простодушном, «Реквиеме по мечте», хоть еще в каком настоящем фильме к.20 – н.21 веков.).
Кто-то по должности, кто-то из веры в пользу этого — какое-то время притворялся, что иногда эта мечта делает людей счастливыми. Но из поколения в поколение переходили те фильмы и книги, в которых реальность грёзы представала как она есть.

Блаженству мечтателей пела Америка песню. И она тоже.
И лишь в блаженстве любящих спасалась она. И она тоже.

 
 

P.S.
Дастин Хоффман, по его признанию, играл в фильме своего отца — Гарри Хоффмана, сына Ф. Гойхмана из Белой церкви из-под Киева.

 
 

 

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович) - фильм (фото, кадр)

 
 

 

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

 
Кадры из фильма:

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.роли Дастин Хоффман) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.роли Дастин Хоффман) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.роли Дастин Хоффман) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.роли Дастин Хоффман) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.роли Дастин Хоффман) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович) - фильм (фото, кадр)

 
 

 

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

 
 

 

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.роли Дастин Хоффман) - фильм (фото, кадр)

«Смерть коммивояжера» - «Death of a Salesman» (реж. Ф. Шлендорф, в гл.р. Дастин Хоффман, Джон Малкович, Стивен Лэнг, Кейт Рид) - фильм (фото, кадр)

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Человек никогда не может выстоять один против мира…
//«Трамвай Желание» (Элиа Казан, 1951)
■ Про семью как панцирь, что нас (не)сберегает…
//«Алиса здесь больше не живет» (Мартин Скорсезе, 1974)

■ Цель достигнута. И ?…  //«Стыд» (Стив МакКуин, 2011)
■ Жизнь на берегу у Ничто…  //«Манчестер у моря» (Кеннет Лонерган, 2016)

■ Сон жизни…
//«Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Бернардо Бертолуччи,1996)
■ О том, что дает силы жить…  //«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер .

Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности в 2019 году по России — 40 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» в наших реалиях — это один миллиард рублей…

«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…

«По поводу Ниццы» - «A propos de Nice» (1930)

Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго, 1930)

Жан Виго – икона кинематографа. Больной туберкулезом, в 24 года на последние деньги он купил камеру. Чтобы снимать людей и время; чтобы предостеречь людей от них самих и от наступающего времени; чтобы защитить слабых; а еще, чтобы сказать миру — «Нате!».

«Любовники с Нового моста» - «Les amants du Pont-Neuf»  (реж. Леос Каракс; в гл.р. Жюльет Бинош, Дени Лаван; 1991, Франция) - фильм (фото, кадр)

Отверженные, отвергающие, уничтожающие себя, не понимающие, любящие…
//«Любовники с Нового моста»

Франция. 1991 год. Леос Каракс. Жюльет Бинош и Дени Лаван.
«…Слепая любовь. Он в своей грёзе не видел её, не знал, чем она живет. Он грелся рядом с ней, думая, что сам её обогревает. Он проникался её открытостью к миру, её болью за мир — он, который жалел до этого только себя.
Он схватился за неё, грезя, что он её оберегает. Её больные глаза поворачивали его к свету. Его — слепца. Его — отвергавшего всё…»

Постер фильма «Звездные войны»

«Звездные войны» – антисоветский и антихристианский проект – если и можно его смотреть детям, то только с IV эпизода…

Джордж Лукас не только продвигал пропаганду США в борьбе с СССР, но и в итоге построил антихристианский и предельно плоский мир, унижающий человека…

«Обыкновенное чудо» - фильм Марка Захарова (1978)

О беспредельной доброте Леонова, что победила бесчеловечность в пьесе…
//«Обыкновенное чудо» (1978)

В пьесе Евгения Шварца другой финал был приготовлен и для Администратора, и для Короля — финал, не оставляющий шанса подарить им любовь, а значит не оставляющий шанса увидеть в каждом из них человека…

«Ускользающая красота» - «Stealing Beauty» (Бернардо Бертолуччи, 1996) - Лив Тайлер

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Б.Бертолуччи, 1996)

Красота человека. Волнующая, притягивающая к себе, обволакивающая тебя собой. Она так хрупка… Как можно быть без этой красоты. Без этой невыразимой естественности бытия… Жизнь? Её ровно столько же у старика, как и у юнца. Сейчас, сегодня. У старика нет завтра? У молодого его тоже ведь нет. Но он думает что есть. Обещание жизни ценнее, чем сама жизнь. Мы грезим вечностью в своих желаниях…

paterson«Патерсон» / «Paterson» (реж. Джим Джармуш, в гл.р. Адам Драйвер, 2016)-2016-pr2 - фильм (фото, кадр)

О том, что дает силы жить…
//«Патерсон»
(Д.Джармуш, 2016)

Жизнь человека для человека невыносима. Невыносимо быть запертым в череду дней. Одних и тех же. Невыносимо быть таким же как все. Неразличимым среди всех. Невыносимо каждый день ходить по одному и тому же маршруту. Одномерному в своей обреченной предопределенности. Невыносимо быть собой. Каждый день собой. Одним и тем же…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.

«Лола» - «Lola» (реж. Жак Деми, в гл.р. Анук Эме 1961)

Сказка о городе и возвращении…
//«Лола» (Ж.Деми, 1961)

До «Шербурских зонтиков» Жак Деми снял маленький шедевр — экзистенциальный мюзикл с хеппи-эндом — …чтобы подарить грёзу надежды, что ожидание вознаграждается; чтобы пролить успокаивающие слезы любования чужим везением; чтобы укрепить душу сказкой о верности…

«Назад в будущее» - «Back to the Future» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985-1990)

Сладкая отрава для [вечных] подростков, или Почему невозможность путешествия во времени – это хорошо…
//«Назад в будущее» (1985‑1990)

Этот фильм любим всеми. Его невозможно не любить. Фильм — мечта «отличника» и «хорошиста» — ты получаешь всё, просто потому, что ты «учился в школе»; всё, что от тебя требуется — это продемонстрировать то, что в тебя вдолбили, на что тебя натаскали… Оказываясь в прошлом (мечтая оказаться в прошлом) — герой [мечтаний] получает подавляющее преимущество только из факта обладания своим, уже имеющимся у него, «темпоральным телом»…