Комедия поколений — отрыв, взлет, сброс, ампутация… подражание, съемка…
//«Taking off» (М.Форман,1971)

«Отрыв» - «Taking Off» (Милош Форман, 1971) - фильм (фото, кадр)
«Отрыв» / «Taking Off» (реж. Милош Форман, 1971, США): «…Америка на переломе 60-70х — хиппи, музыка, травка, любовь; Нью-Йорк, девушка-подросток сбегает из дома, добропорядочные родители пускаются во все тяжкие, чтобы её найти…». КиноПоиск:7,7; IMDb:7,4.
 

 
У Милоша Формана это было после замечательных чешских лент и перед великой американской — перед «Пролетая над гнездом Кукушки». Фильм стал повторным дебютом режиссера. Он начинал всё заново в эмиграции в США в 1968.

Форман подобрал очень ёмкое название — «Taking off» — это и снимать, и взлететь, и сбрасывать, и удалять, и ампутировать, и отрывать… и подражать…
Получилась формановская комедия. Человеческая комедия. Фильм про зависимость человека — зависимость, которая становится еще нагляднее именно у тех, кто объявляет себя разрушителями и освободителями от старого и прежнего…

Фильм снят в последние годы расцвета хиппи, снят о хиппи и не хиппи и снят мастерски — эпоха приходит к тебе настолько объемной, подробной и живой, что за короткие полтора часа ты получаешь полную уверенность, что ты действительно был и действительно видел действительность Америки 1970-го.
И действительность эта именно та, что окружает человека — она человеко-размерна, а не взята из агиток за или против.

 

. . .

 

Человеки, а особенно начинающие человеки — подростки — существа, которые не могут не идти в одну сторону всем скопом — «все побежали, и я побежал…» — стало модно среди твоей возрастной группы быть хиппи — и ты уже пытаешься им стать…
Тебе пора выпорхнуть из «гнезда» — и ты выпархиваешь… чтобы тут же пристать к стае себе-подобных… меняешь одни правила-распорядки  на другие правила-распорядки…
Если общество достаточно богато — то ты можешь кормиться с крошек, падающих до твоего нового места обиталища, и даже особо не нарушать местный уголовный кодекс…
(Причем, если повезет, то тебе даже наладят снабжение по высшему разряду как особо удачливому «протестующему персонажу», включив в верхний уровень пищевой цепочки: см. историю с гонорарами бой-френда главной героини.)

Лица. Этот фильм полон лиц — странных, т.е. человечных лиц… Тех, что и окружают нас вокруг, тех, которые мы и сами носим… Вот только мы, чаще всего, не осмеливаемся так всматриваться в лица, как это умеет делать Форман. Надо иметь честность и смелость так на себя смотреть… Всмотритесь — это мы. Мы такие… Тем более, что снято всё с любовью, а за любовь прощается и такой пристально-неприличный взгляд.

Зависимость. Фильм про зависимость всех — и зависимость подростков от времени и его моды, и зависимость родителей — тоже от времени
Чадо вырастает и бежит, и отрывается, разрывая уютный домик уже заснувших в своем самодовольстве близких… Чадо может теперь взглянуть подробно-подробно на тех нелепых существ, которые так недавно были им почти обожествляемы. И этот разрыв, и это взгляд пробуждает родителей от их сна и делает им очень больно. Их мир рушится.

Но не они первые. А человек очень изворотлив, когда дело касается необходимости вернуть себя в зону комфорта. Особенно, если дело происходит в образцовом обществе потребления… Вот и родители — погоревав — сбились в стаю и простили себя. Простили себя за черствость, слепоту, себялюбие, лень — простили себя за то, что они просто люди-человеки — и в своей новой стае вновь погрузились в сон комфорта

Жизнь возьмет своё — «перебесившиеся» детки опутаются своими связими-паутинками, и колесо совершит свой новый оборот… И лишь историкам будет интересно, что именно звучало в эфире (джаз, рок-н-ролл, рок, регги, диско, хип-хоп или рэп), когда очередное поколение сбивалось в кучки, считая, что они единственные понимают и чувствуют мир по-настоящему…

Впрочем, отличия всё же есть — слава тем поколениям, которые сбивались в кучу, чтобы петь про любовь, мир и страдания угнетенных, а не ходили маршами за очередным фюрером, пытаясь урвать для своей стаи кусок пожирнее за счет всех остальных.

 

. . .

 

Форман снял фильм с физически ощущаемой его любовью к людям, но вот только любовь среди людей в новой для него стране он нашел едва различимую.
Громкие песни про любовь и истеричные попытки поместить своих близких в кокон, защищенный со всех сторон, не равны действенной любви, которую мы должны и можем подарить им…
Достоинство молчания и смелость отпустить в свой путь (иногда просто через согласие с выбором этого пути, который не обязан уводить за тридевять земель) —  часто куда как больше есть признак подлинной любви.

Ведь любить — значит желать то, что желает любимый…

А стать подлинным и полным человек может лишь в той степени, в которой его жизнь поддерживается подлинной и полной любовью… Иначе жизнь человека будет погружена в очередную сеть из гордыни, неполноценности и зависти.

 
 

«Отрыв» - «Taking Off» (Милош Форман, 1971) - фильм (фото, кадр)

 
 

«Отрыв» - «Taking Off» (Милош Форман, 1971) - фильм (фото, кадр)

 
 

Кадры из фильма:

 
 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Огонь полноты бытия, что питает и сжигает…
//«Огни варьете» (Федерико Феллини,1951)
■ О настоящем герое главного советского фильма, “воспевающего неверность”…
// «Соломенная шляпка» (Леонид Квинихидзе, 1974)
■ Смертоубийственная комедия побега из своей скорлупы…
// «После работы» (Мартин Скорсезе, 1985)
■ Сказка о городе и возвращении…
// «Лола» (Жак Деми, 1961)
■ Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
■ Каждое новое поколение запутывается в одном и том же… Чем спасаемся мы?… // «Последний киносеанс» (Питер Богданович, 1971)

 

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [«медленное чтение» — фразы-смыслы текста/фильма для обдумывания еще] :

    1. «…Человеческая комедия… действительность… именно та, что окружает человека — она человеко-размерна, а не взята из агиток за или против…»


      [ действительность, которая окружает человека, всегда человеко-размерна — вся нелепость людей, которую мы видим — это человеческая нелепость; любая ретушь — это стирание человеческого;
      и ретушь может быть не только отуплением в сторону гладкого-кукольного-пустого, но и в сторону инфернального-мерзкого-злодейского, которое тоже пусто — тоже не про реальность людей и не про реальность мира;
      редуцирование людей до схем, до типажей, до диагнозов — упрощает=стирает жизнь и лишает её смысла — не “научного смысла”, который лишь про “повышение приспособляемости”, про “пользу” и “удобство”, а нашего — того, которым мы живем;
      человек не может выносить жизнь в схемах и диагнозах, он живет лишь в нелепом, в смешном, в недоделанном, в недосказанном, в недодуманном — в том, что требует чуда любви для его принятия и свободы для возрастания в становлении лучшим, чем был до… ]

    2. «…Человеки, а особенно начинающие человеки — подростки — существа, которые не могут не идти в одну сторону всем скопом…»


      [ человек — это тот, кто делает себя таковым,
      человек приходит в мир лишь “заготовкой”, с теми или иными особенностями, но “заготовкой” — тем, чему только еще предстоит оформится в нечто и что всегда рискует “не получиться”;

      самый первый шаг в “стать человеком” — держаться других, идти туда и так, как идут окружающие;
      когда же твое внутреннее ожидание, твоя мерка того, каким должен быть человек, — твоя мечта и греза, соотнесение с высшим идеалом — разбивается о ту земную реальность, что ты видишь, разбивается о тех обреченно ущербных по этой мерке, кого ты первоначально держался младенцем — то ты пытаешься оттолкнуться и прилепиться к тем, кто провозглашает себя другими — чье горение идеалом воспаленного воображения обещает тебе стать лучше, сделать мир лучше… ]

    3. «…ты выпархиваешь… чтобы тут же пристать к стае себе-подобных… меняешь одни правила-распорядки на другие правила-распорядки…»


      [ сделанность человека и человеческих сообществ не означает, что они могут быть произвольны — игры мира всегда идут по правилам — мир всегда определен — у него есть пределы и границы;
      человек обживается в этих пределах по-своему, но чем больше и дольше людей толкаются в этом ограничении миром (и собой-исходным как части этого мира и предыдущей истории) тем больше упорядочивается это толкание — поначалу почти условные правила возрастают до стен, до колючей проволоки взаимного бытия в тесноте… ]

    4. «…пищевые цепочки…»


      [ лень человека, зависть человека, всегда возможный отказ видеть в другом человека — порождает использование одного другим — порождает цепочки и цепи принуждения — через угрозы, через соблазны, через ритуалы — порождает “пищевые цепочки”,
      которые уже встроенные в них торговцы словами будут раз за разом пытаться оправдать как “естественные”, но про которые каждый из нас всегда знает, что так не должно быть — что человек всегда выше и над, что человек среди человеков — это поддержка, это со-чувствие, это дары, это любовь… ]

    5. «…Лица. Этот фильм полон лиц — странных, т.е. человечных лиц… Тех, что и окружают нас вокруг, тех, которые мы и сами носим…»


      [ мы носим лица, но мы сами и есть эти лица — мы и видим сквозь них, и именно в них мы и видим человечное…
      как за кожей и мышцами, за их неидеальностью, за отпечатками бед и лет, что кожа лица несет — мы видим именно человека?
      это чудо грёз, чудо фантазии, что обволакивает нелепые движущиеся складки и углубления и порождает очарованность, страсть, настороженность, неприятие, раскрытие скрываемого, понимание и вчувствование в чужое, которое где-то там внутри обязательно тоже, как мы истинно верим, — человеческое… ]

    6. «…Вот только мы, чаще всего, не осмеливаемся так всматриваться в лица, как это умеет делать Форман. Надо иметь честность и смелость так на себя смотреть. Всмотритесь — это мы. Мы такие… Тем более, что снято всё с любовью, а за любовь прощается и такой пристально-неприличный взгляд…»


      [ человек живет в грёзах — он зачарован грёзой о другом… но это могут быть как грёзы совместные с тем конкретно другим, что перед тобой, так и грёзы обобщающих фантазмов — обедняющих живого другого до шаблона…
      лишь изредка, лишь неожиданно мы видим без этих привычных грёз — и видим нечто “нелепое” — т.е. проваливаемся в неожидаемое нами от “подручных-других” — видим реально другое — чтобы тут же натянуть очередную маску, чтобы мир стал упорядоченным, чтобы в нем можно было уснуть… ]

    7. [ человека приманивает сон — приманивает быть просто свидетелем (существующим без усилий и без боли сомнения) несущегося того что есть…
      человеку может быть комфортно в зависимостях его,
      человек всегда зависим — мы прикованы к месту, ко времени, к вещам мира — и мы способны спать, пребывая в этом;
      но пока ты человек, пока не застыл, свобода (неотмысливаемая от нас) не может не будить — неисчерпаемость возможностей, которые живут в нас и через нас, требуют выхода, требуют разрыва бесчеловечной цепи того, что катится изо дня в день ]

      «…Зависимость. Фильм про зависимость всех…
      Чадо вырастает и бежит, и отрывается, разрывая уютный домик уже заснувших в своем самодовольстве близких… Чадо может теперь взглянуть подробно-подробно на тех нелепых существ, которые так недавно были им почти обожествляемы. И этот разрыв, и это взгляд пробуждает родителей от их сна и делает им очень больно. Их мир рушится…»

    8. «…делает им очень больно. Их мир рушится…»


      [ быть человеком — больно…
      боль — сигнал о разрушении того, что есть,
      человек же в своей собственно человечности живет как творящий — как тот, кто делает то, чего без него не было, и делает это новое человек всегда через себя, пропуская событие рождения небывалого через себя — являя разрыв в мир собой — и это больно,
      но это и то единственное, что радостно,
      восторг — приходит как чудо, покрывающее боль, которая сопровождала вхождение небывшего в мир… ]

    9. «…человек очень изворотлив, когда дело касается необходимости вернуть себя в зону комфорта… погоревав они сбились в стаю и простили себя. Простили себя за черствость, слепоту, себялюбие, лень — простили себя за то, что они просто люди-человеки — и в своей новой стае вновь погрузились в сон комфорта.…»


      [ быть собственно человеком — значит выдергивать себя из того, что есть,
      но, чем больше в человеке живет потенциал стать иным, чем выше он может взобраться, — тем соблазнительней ему представляется покой ничего не менять — ведь он существует в том что есть, а впереди незнаемый никем путь в то, чего не было — впереди труд, постоянное взбадривание себя и, главное, обязательный риск Неудачи…
      а потому сон комфорта становится всё притягательней и притягательней… ]

      «…Жизнь возьмет своё — «перебесившиеся» детки опутаются своими связими-паутинками, и колесо совершит свой новый оборот…»

    10. «…впрочем, отличия всё же есть — слава тем поколениям, которые сбивались в кучу, чтобы петь про любовь, мир и страдания угнетенных, а не ходили маршами за очередным фюрером, пытаясь урвать для своей стаи кусок пожирнее за счет всех остальных.…»


      [ согревающая любовь сохраняющая мир — она то, что тоже новое для “естественного” в мире — куда как проще для тесноты бытия людей тянуть всё на себя, чем проявить своё человеческое и подвинуть себя — дать место и другому, для его собственного цветения… ]

    11. «…Громкие песни про любовь и истеричные попытки поместить своих близких в кокон, защищенный со всех сторон, не равны действенной любви, которую мы должны и можем подарить им…
      Достоинство молчания и смелость отпустить в свой путь (иногда просто через согласие с выбором этого пути, который не обязан уводить за тридевять земель) — часто куда как больше есть признак подлинной любви…»

    12. «…Ведь любить — значит желать то, что желает любимый…»

  2. ———
    [избр.комментарии с zen.yandex.ru/kinokakpovod] :

    1. [комментарий 1] :
      «мы, чаще всего, не осмеливаемся так всматриваться в лица, как это умеет делать Форман» ?
      А ведь это и есть главный талант художника — смотреть честно на то, что есть и помнить то, что должно быть / то, что люди хотят чтобы было.

    2. [комментарий 2] :
      фильм хорош: умное развлечение + образец визуального искусства — такую портретную галерею Америки еще мало где можно увидеть.
      Кстати, там же еще вроде бы в эпизоде одно из первых выступлений молодой Тины Тернер. Это же она на одном из кадров в посте?

      1. re: [комментарий 2].
        да это Тина Тернер — и она действительно там молодая — ей 30 или 31 год — всего лишь, учитывая что она активно выступала до 70). Дай Бог ей здоровья!
        начинала же она петь на сцене вообще получается младенцем — в 18 лет.
        И да это её первое появление в собственно художественном фильме, но не первое в док.фильмах и на ТВ — она была уже как лет 5 достаточно популярна в США и Форман, судя по всему, этим воспользовался…

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938) (режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг)

Правда о нашей Революции и Спасении…
//«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (1934‑1938)

«Трилогия о Максиме» — три фильма, созданных в Правде мечты, в Правде памяти, которая питала сотворение небывалого, в Правде воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживает как “объективный” свидетель, но что входит в нашу кровь и плоть, на всю нашу жизнь…

«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее…

«Золотой телёнок» — фильм 1968 года по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссер и автор сценария: Михаил Швейцер .

Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?.. //«Золотой телёнок» (1968)

Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Средняя зарплата для похожей должности в 2019 году по России — 40 тыс. руб. — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» в наших реалиях — это один миллиард рублей…

«Огни варьете» (реж. Федерико Феллини,1950)

Огонь полноты бытия, что питает и сжигает…
//«Огни варьете» (Ф.Феллини, 1950)

Оживить грезы. Войти в них. Предстать тем, кто ты не есть и кем ты никогда не будешь, войти в сознание смотрящих, завладеть им, заставить плакать и смеяться… Кто летит и сгорает на огне выдуманных историй? Актеры или их зрители? Те, кто отдают всю свою жизнь кривлянию на сцене, или те, кто растрачивают свою жизнь на опостылевшей «работе», чтобы вечером убежать в забытьё чужих грез?

«Почему рехнулся господин Р?» / «Warum läuft Herr R. Amok» (реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1970, Германия).

Кое-что из головы 25-летнего режиссера…
//«Почему рехнулся господин Р?» (Фассбиндер, 1970)

Райнер Вернер Фассбиндер снял фильм о себе. Точка. Рецензия закончена.
Хорошо-хорошо — продолжу текст. Приведу кое-что из головы 25‑летнего режиссера, что вертелось у него там в 1970-ом…

«После работы» - «After Hours» (реж. Мартин Скорсезе, 1985)

Попытка побега из своей скорлупы…
//«После работы» (М.Скорсезе, 1985)

Taxi Driver не может жить, видя «вот это вот всё», After Hours человек виляет между жизнями, пытаясь проскользнуть между капельками дождя… Смертоубийственная комедия жизни человека, который хочет спастись, не изменившись сам и не меняя ничего вокруг.

«Ускользающая красота» - «Stealing Beauty» (Бернардо Бертолуччи, 1996) - Лив Тайлер

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Б.Бертолуччи, 1996)

Красота человека. Волнующая, притягивающая к себе, обволакивающая тебя собой. Она так хрупка… Как можно быть без этой красоты. Без этой невыразимой естественности бытия… Жизнь? Её ровно столько же у старика, как и у юнца. Сейчас, сегодня. У старика нет завтра? У молодого его тоже ведь нет. Но он думает что есть. Обещание жизни ценнее, чем сама жизнь. Мы грезим вечностью в своих желаниях…

«Спасти мистера Бэнкса» - «Saving Mr. Banks» (реж. Джон Ли Хэнкок, 2013)

Плоды жизни, что проходит не так…
//«Спасти мистера Бэнкса» & «Мэри Поппинс»

…фильм смог добавить и к диснеевскому, и к советскому мюзиклам недостающие измерения — раскрыть «сказку о лучшей и всемогущей няне» до трагической полноты многомерности жизни…

«Ложное движение» / «Falsche Bewegung» (реж. Вим Вендерс, 1975)

Бессилие слов и боли…
//«Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)

Слова мертвы, если они обращены к тем, кто их не слышит. Слова не могут дать слух. Не могут заставить сдвинуться с места. Это делают не слова. Движение не рождается из слов.
Движение даже не рождается из боли и крови. Чтобы слова, боль, кровь имели силу, она должна быть у тех кто их слышит, видит, со-чувствует…