Сладкая отрава для [вечных] подростков, или Почему невозможность путешествия во времени – это хорошо…
//«Назад в будущее» (1985‑1990)

Постер фильма «Назад в будущее» - «Back to the Future» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985-1990)
«Назад в будущее» / «Back to the Future» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985-1990). КиноПоиск: 8,6; IMDb: 8,5.
 

 
Этот фильм любим всеми. Его невозможно не любить.

Фильм — мечта «отличника» и «хорошиста» —
ты получаешь всё, просто потому, что ты «учился в школе»;
всё, что от тебя требуется — это продемонстрировать то, что в тебя вдолбили, на что тебя натаскали;
ты станешь лучшим, просто потому, что у тебя нет конкурентов в обладании сведениями, которые позволяют делать выигрывающие ставки.

Так, наверное, мечтает девочка о благосклонности со стороны своего «принца»: «вот бы хорошо оказаться с ним вдвоем на необитаемом острове — только он и я — вот тогда бы он точно в меня влюбился»;
или, гораздо более грубая аналогия, — это похоже на выбор быть проституткой (неважно которого пола) — получать преимущество и прибыль от того, что уже твоё просто по факту появления на свет — от своего тела.

Оказываясь в прошлом (мечтая оказаться в прошлом) — герой [мечтаний] получает подавляющее преимущество только из факта обладания своим, уже имеющимся у него, «темпоральным телом» — набором уже вдолбленных в него навыков и сведений, вдолбленных в него его временем и его социумом.

 

. . .

 

Что мечтается в этом фильме? Ради чего всё вот это вот закручивается?
Во-первых — это выжить. Но это ведь банальность. Этого полно в любом экшн-фильме, любого разлива.
Во-вторых — это улучшить своё материальное и социальное положение. Ну, то есть буквально — всё что мечтается — это как бы так подкрутить в прошлом, чтобы жизнь пошла по дорожке с лучшими бонусами.

Ведь что думает о себе каждый из нас? Почти каждый. Каждый думает, что он сам о-го-го, что он точно может очень и очень многое, вот только всё никак не соберется, чтобы это о-го-го начать применять, но как только припрет, или как только что-нибудь или кто-нибудь подтолкнет, то он точно развернется «во всю свою мощь».
А уж если еще чуть-чуть повезет (чуть-чуть будешь заранее «знать прикуп») — то гарантированно будешь весь в шоколаде…

 
Куда, зачем направляется вся мощь «бога из машины» в фильме?
Увидеть рождение Иисуса Христа? Поговорить с Сократом? Убить Гитлера?
Нет — решить проблемки мелкого школьника.

Этот фильм так любим всеми нами. Мы так любим перебирать в своих грезах лучшие шансы. Так сладко рассматривать болячки своей судьбы и думать — ах если бы тогда подстелить соломки.

Что нам Христос, Сократ и судьбы миллионов — об этом мы подумаем как-нибудь потом, только вот сейчас решим такие жгучие проблемы личной жизни — нашей личной, единственной, только и интересной нам самим по-настоящему нашей жизни.

 

. . .

 

Оказаться в прошлом = знать то, что будет с того момента, в котором ты сейчас.

Выдержит ли человек?

Как продолжить жить, зная, что случится то или иное глобальное событие?

Разразится война, эпидемия, утонет корабль, случится страшная авария, произойдет экономическая катастрофа…
Как жить зная всё это и не попытаться предотвратить?
Не попытаться повлиять на людей, от которых вроде как зависит — будет это всё или нет; не попытаться предупредить тех, кто, как ты думаешь, сможет сделать последствия того, чему еще только предстоит случиться, минимальными?
Как жить — как смочь носить в себе такую ответственность?
И даже пытаться? Ежесекундно рискую оказать в сумасшедшем доме, перейти дорогу сильным мира сего и быть убитым? И дело ведь не в страхе за себя — ведь еще столько других бед можно было бы предотвратить?
Можно было?

Или спрятаться? Уйти в свою личную жизнь? Позаботиться о том, чтобы самому прожить в этом знаемом наперед мире удобную жизнь?
Стать равнодушной скотиной?

 

. . .

 

Мы так любим этот фильм. Фильм, в котором мечтается изменить течение жизни. Т.е не изменить, конечно, а подправить.

Как бравурны всегда ответы на вопрос — «Вы бы поменяли свою жизнь?» — «Нет!» — заявляет большинство, проживших достаточно долго, — и чем дольше прожил вопрошаемый, тем с большим пафосом он заявляет, что он доволен тем, как сложилась жизнь, — вот только чуть-чуть исправить — доходов там побольше, болезней поменьше, близкие чтобы пожили подольше — а всё остальное хорошо — «всю жизнь менять не надо!».

В этом нашем любимом фильме «меняет жизнь» безумный одиночка и, только начинающий жизнь, молокосос.
Он меняет жизнь своих родителей. Кардинально. Не спросив их. Потому что если бы спросил — они бы никогда бы не согласились.

Так же как мы, которые прожили хоть сколько-то десятилетий после инкубатора школы, никогда бы не согласились поменять кардинально свою жизнь.
Только подправить. Машину получше, обстановку поудобнее, плюс одну позицию в карьерной лестнице… Но не больше.
Жизнь свою мы знаем, она прожита, она нам дорога, в ней дорогие нам люди, она — это мы и есть. А если кардинально что-то подкрутить в прошлом — это ведь получается совершить почти как самоубийство. Ну нет!

Что? Ну что мы получим после такого «темпорального самоубийства»?
Ага, станем «крупными писателями». И что будем счастливы? Хемингуэй вот был самым крупным писателем. И что? Пуля в голову…
Других примеров приводить не будем.
И так всё понятно.
Каждая жизнь, подправленная каким угодно образом, обреченно остается жизнью нас — зависимых, несчастных, обреченных проиграть — смертных.

Если кого тешит обманка, что можно куда-то (в когда-то) слетать и стать несмертным — то пример Горлума и ему подобных — им в помощь.

 

. . .

 

Вот же ж блин. Испортил такой фильм своими умствованиями.

Это еще не всё.

Можно еще ведь пройтись про манифестации консюмеризма, который прямо-таки прет из фильма. Весь фильм прямо-таки состряпан из рекламируемых товаров. И «призы» все героев тоже, как из каталога развитого капитализма.
Сколько юных душ было направлено по дорожке думания о вещах, вещах и еще раз вещах — летающих скейтах и самозавязывающихся шнурках — просто вещах — тех, что были, тех, что есть и тех, что будут, — которыми так хочется обладать.
Ведь достаточно обладать — и вот оно счастье. Тихое (или не очень) обывательское счастье и обретенное признание референтной группы…

Можно еще что-нибудь такое деконструировать из того, что вешает нам на уши фильм.

А можно сразу поставить точку.

Нет никакого путешествия во времени. Нигде, никогда, ни в одном фильме, книге или мечтании. Нет и не нужно. Точка.

Человек пребывает в / человеку нужно — только одно время — его время. На остальное «время» ему, на самом деле, наплевать. Какие оно там петли закручивает, есть ли в этом парадоксы — какая разница.
Нету, на самом деле, этого времени! Есть только одна последовательность случающегося — то, что происходит со мной — то, что я проживаю. Я сам и есть — время. Я длюсь в своем ежемгновенном изменении меня — одного и того же (как я почему-то уверен) меня. И только за это «меня» я буду бороться до конца.
Если только мне вдруг не статен всё равно. И тогда я кончусь. И кончится время.
Раз и нет. Ничего. И никогда.

 

. . .

 

А как же другие? Как же те, кого я люблю?
— А они есть. Есть над любыми моими умствованиями. И я очень-очень хочу, чтобы они были и были. Без них я себе не нужен.
Противоречие?
Пусть будет это вроде как противоречие в этом тексте! Я хочу чтобы было это противоречие!

 

. . .

 

И совсем простое «про фильм».

Любимые мной — есть («существуют в этой моей линии времени»)…
А потому — кто рискнет и изменит это «есть»? Кто рискнет любимыми?

Кому нужны путешествия во времени?

 

 
 

 
P.S.
Хотеть быть равным или даже быть круче Бога
— мочь бывшее сделать не бывшим…

Но нельзя помыслить человеку как это — «сделать бывшее не бывшим», поэтому вместо всемогущего Бога получается свалка, помойка времени. Всё сваливается в мешанину всех возможных ходов, когда линии времени множатся и множатся. Все, что произошло — будет происходить и впредь, и всегда — по кругу или до смерти. Все несчастья накоплены и умножены мельчайшими различиями. А счастье удачного стечения невероятно редких случайностей оказывается редчайшим бриллиантом единственной в своем роде линии времени, которое и складывается в фильм и делает его столь ценимым и любимым нами…
Любимый фильм о чуде удачи — о милости Божьей — о золотой ниточке мечты на необозримой мешанине грязных обрывков неизбежно неудачных наших жизней…

 
 
 

 
«Назад в будущее I» - «Back to the Future I» (Роберт Земекис, Стивен Спилберг, 1985) — Майкл Дж. Фокс («Марти Макфлай»), Кристофер Ллойд  («Док - Эмметт Браун») - фильм (фото, кадр)
«Назад в будущее I» / «Back to the Future I» (режиссер Роберт Земекис, продюсер Стивен Спилберг, 1985).
Кадры из фильма:

 
 
 

 
«Назад в будущее II» - «Back to the Future II» (Роберт Земекис,1989) — Майкл Дж. Фокс («Марти Макфлай») - фильм (фото, кадр)
«Назад в будущее II» / «Back to the Future II» (1989).
Кадры из фильма:

 
 
 

 
«Назад в будущее III» - «Back to the Future III» (Роберт Земекис,1990) — Кристофер Ллойд  («Док - Эмметт Браун») - фильм (фото, кадр)
«Назад в будущее III» / «Back to the Future III» (1990).
Кадры из фильма:

 
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг, 1977)
■ Декарт, Набоков, русский космизм, трудная проблема сознания и любовь… — философские ключи к фильму…
//«Бегущий по лезвию 2049» (Дени Вильнёв, 2017)
■ ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (Гильермо дель Торо, 2013)
■ Антисоветский и антихристианский проект «Звездные войны», который если и можно смотреть детям, то только с IV эпизода…
//«Звездные войны» (Джордж Лукас, 1977-1983, 1999-2005)

■ Конец вечности детства…
//«Когда я стану великаном» (Инна Туманян, 1979)
■ Восторг быть пришельцем…
//«Человек ниоткуда» (Эльдар Рязанов, 1961)

■ Сон жизни…
//«Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
Старость – путешествие и приключение для не усыпившего себя человека…
//«Простая история» (Дэвид Линч, 1999)
Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Бернардо Бертолуччи,1996)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [избр.комментарии с zen.yandex.ru/kinokakpovod, 4elovek-zritel.livejournal.com]:

    1. [комментарий 1]
      « Кому нужны путешествия во времени? »
      — Все уже и так путешествуют. В одну сторону.

    2. [комментарий 2]
      «Оказаться в прошлом = знать то, что будет с того момента, в котором ты сейчас».

      Получается, что:
      знать то, что будет с того момента, в котором ты сейчас = оказаться в прошлом !

      Т.е “реализованное на практике” философско-религиозное учение детерминизма — т.е. реально просчитанные человеком последствия текущего состояния доступной ему (/ влияющей на него) части вселенной — привели бы к тому, что человек лишился бы [в своем восприятии мира] времени как такового.

      `
      Re: [комментарий 2]
      Точнее лишился бы будущего.
      Что для человека, да, равнозначно лишения времени как того, что дает ему шанс жить свою жизнь по-человечески осмысленно.
      В том смысле, что человек — это открытое будущее (не предопределенное = не знаемое для него); человек — это делание себя человеком…


      С другой стороны, кстати, другое следствие из переформулированной леммы о прошлом («знать будущее = существовать в вечном прошлом») — это подтверждение тезиса о существовании Бога вне/ над временем — ведь он, как известно, всеведущ.
      Или сама данная лемма — лишь развертка из аксиомы о всеведении Бога ?
      или нет, т.к. Бог еще и всемогущ — т.е. может лепить прошлое и будущее по своему решению (в т.ч. «делать бывшее — не бывшим» в абсолютном смысле), человек же, если “познает” будущее в строгом смысле, то это будут оковы для него…

    3. [комментарий 3]
      « Что мечтается в этом фильме? Ради чего всё вот это вот закручивается?
      Во-первых — это выжить. Но это ведь банальность. Этого полно в любом экшн-фильме, любого разлива. Во-вторых — это улучшить своё материальное и социальное положение. »

      Но ведь изначально Док хотел путешествовать ради познания. Разве нет?
      И весь сюжет в том и заключается, что на протяжении всего фильма никто из положительных героев не может ни о чем помечтать — все вынуждены делать, то что они делают

      `
      Re: [комментарий 3]
      Потому фильм и настоящее произведение искусство — своим полным содержанием он раскрывает до полноты «правды жизни» изначально предельные узкие “хотелки” персонажей фильма (т.е. зрителей в их исходном состоянии — состоянии до проживания фильмом его Правды).
      Фильм в своей полноте — это и есть доказательство, что для человека (не “злодея”) — путешествие во времени невозможно.
      Человек-“путешественник-во-времени” обязательно лишиться своей человечности — либо совершив так или иначе бесчеловечный поступок, либо соучаствуя в бесчеловечности (имея возможность попытаться предотвратить и отказавшись от этого)…

  2. Татьяна:

    А потому — кто рискнет и изменит это «есть»? Кто рискнет любимыми?

    Тот, кто их потерял.
    На эту тему есть немецкий фильм «Дверь» (Die Tür).
    kinopoisk.ru/film/410389/

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

«Нежность» (реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966)

Человеческое сердце – всегда больное сердце…
//«Нежность» (1966)

Наше больное сердце выбрасывает нас из механичности событий и дарит счастье. Счастье узнать то, что больше всех механизмов пространства и времени вместе взятых. Счастье смотреть на весну, счастье видеть радость других и проживать его как своё. Счастье любить и видеть любовь других.
И счастье понимания чуда жизни человеком. Чуда, которое не может не быть хрупким. Самым хрупким из существующего. Которое надо беречь во что бы то ни стало. До конца, до последнего удара сердца.

«Близкие контакты третьей степени» - «Close Encounters of the Third Kind» (реж. Стивен Спилберг, 1977)

О чем мечтала Америка после высадки на Луну…
//«Близкие контакты третьей степени» (С.Спилберг, 1977)

Фильм из эпохи, в которой торжествовала Правда первого осознания Космоса как Вызова — Вызова, который Человек принял — принял в Вере, что он сможет Космос покорить, что он должен его покорить, что он в ряду других достойных — что он космическое существо…

«КиноКакПовод» — тексты на экзистенциальные темы,
тексты не “про кино” — не пересказы сюжетов, не искусствоведческие (де)конструкции, не выискивания “зашифрованных смыслов” и, тем более, не собирание околокиношных баек;
каждый фильм здесь — начало разговора — повод и помощь в разби­рательстве с «жизнью и смертью, судьбой и свободой, другими и собой…»;
большинство фильмов здесь — [горькое] лекарство для души, честный взгляд на человека, шанс выйти за границы теперешнего себя.
«Обыкновенное чудо» - фильм Марка Захарова (1978)

О беспредельной доброте Леонова, что победила бесчеловечность в пьесе…
//«Обыкновенное чудо» (1978)

В пьесе Евгения Шварца другой финал был приготовлен и для Администратора, и для Короля — финал, не оставляющий шанса подарить им любовь, а значит не оставляющий шанса увидеть в каждом из них человека…

«Белая грива: Дикая лошадь» - «Crin blanc: Le cheval sauvage» (реж. Альбер Ламорис, 1953)

(Бес)человечная притча о свободе, лошадях, детях и рае…
//«Белая грива: Дикая лошадь» (1953)

Альбер Ламорис – признанный гений короткого метра; до триумфального «Красного шара» он снял горький и прекрасный фильм о мальчике и коне – (бес)человечную притчу – поэму смерти (от) детских иллюзий… в чём никто и никогда не захочет себе признаться…

«Приходите завтра» (реж. Евгений Ташков, 1962)

о Зове, тяжести Дара и (не)предательстве Себя…
//«Приходите завтра» (1962)

О том, что не дает спокойно жить, что выталкивает вон из родного дома, заставляет отказаться от привычного, взвалить на себя почти неподъемную ношу и броситься в неизвестное…

«Тихоокеанский рубеж» - «Pacific Rim» (реж. Гильермо дель Торо, 2013)

ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Быть талантливым — это значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив. А еще он сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не испортил всё в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.

«Кон-Тики» - «Kon-Tiki» (реж. Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, 2012)

В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//«Кон-Тики» (2012)

Они яростно верили в себя. Колумб обманул всех. Тур Хейердал повел за сказкой… Но человека ведет не ложь – ведут мечты, грёзы…
Уходя в горизонт, мы ищем только свой мир. Мы идем за свободой. Мы уплываем в себя – туда, где нас не будет дергать за ниточки мелочное чужое. Мы стремимся к любви…

«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)

Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (1971)

Он потерял всё: работу и её смысл, семью, дом, здоровье, остроту ума… Его уже нет. Жизнь развеялась как дым — пара лет, пара месяцев, а, может, дней и всё… Да? Нет! Его бестолковость — это не порождение немощи или надвигающегося маразма — но жизнь в мудрости…

«The Straight Story» - «Простая история» - «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999)

Образец приключенческого кино… //«Простая история» (Д.Линч, 1999)

Дэвид Линч снял образец кино. Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя. Фильм о движении к цели – к сокровищу – затерянному среди далеких земель и внутри тебя; о прекрасном мире и неожиданных встречах, о чуде спасения от неминуемой гибели, о бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.