«Ноль за поведение» — первый из всего двух полнометражных фильмов Жана Виго, человека, которого значительная часть авторов и ценителей кино-как-искусства почитали иконой кинематографа.
Фильм, который, как утверждают западные и наши кинокритики, вызвал к жизни целые жанры и стили повествования в кино. Среди непосредственных “наследников” называют и «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо, и «Если…» Линдсея Андерсона, и «Дурное воспитание» Педро Альмодовара, и, даже, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова.
. . .
Фильм Жана Виго — шарж на школу, шарж на учителей и учеников, шарж на французское общество, каким оно было и за 60 лет до фильма и каким оно оставалось, в массе своей, до сего дня — общество с мелкими страстями, мелкими пакостями, мелкими мечтами — мелочное общество мелких людей…
Фильм Жан Виго снял в 1933 году, в возрасте 28 лет. За два года до этого Николай Экк в возрасте 29 лет снял «Путевку в жизнь».
Фильм Виго был запрещен к показу французской цензурой до 1946 года. Фильм Николая Экка десятилетия был в прокате СССР, получил приз первого Венецианского кинофестиваля за режиссуру и был куплен для проката в 107 странах мира.
При этом проблемы, которые освещает «Ноль за поведение», — в прямом смысле слова детский лепет в сравнении с проблемами из мира «Путевки в жизнь». Но даже в таком «детском виде» — фильм Виго выглядел сотрясателем основ для тех временщиков, которые досиживали свои последние годы в цивильных кабинетах Запада.
И это очень показательный пример разности масштабов того, чем жила первая Республика Советов и типовая мелкобуржуазная «демократия» на пороге Второй Мировой войны; пример разность масштабов того наследства, что получили мы и они; и, к сожалению, пример того, как это наследство «(пере)оценивается» в памяти широкой публики…
Полное авторское название фильма Виго — «Ноль за поведение: Молодые дьяволята в колледже» и здесь мы уже видим прямую отсылку к другому советскому фильму «Красные дьяволята» 1923 года.
Но что может сделать Жан Виго даже в паре со своим кинооператором Борисом Кауфманом (младшим братом нашего гениального Дзиги Вертова)?
— Он может лишь то, что очерчивает как возможное то общество и та культура, на которые он обречен фактом своего рождения.
Ничего более, чем карикатурный бунт, недовольных своей жизнью отпрысков мелких буржуа и лавочников, Виго показать не может.
. . .
Жан Виго пытался расквитаться своим фильмом за ту жизнь, которую он сам прожил в интернатах под чужим именем, куда его отдавали родители – воинствующие-анархисты.
Да, когда ты внутри аквариума — все мелкие проблемы твоей стаи рыбешек являются тебе как “всемирные проблемы” — тебе тошно от всего вокруг максимально так, как только может быть тошно от ежедневно повторяющейся однообразной серости; тебе противны уродливые, мелочные, тупые люди, от которых ты вынужден зависеть, максимально так, как только могут быть противны люди, от которых ты никуда не можешь деться; тебе страшно от угрозы наказания, максимально так как только может быть страшно — хотя всё, что тебе грозит — это выволочка, пара затрещин и лишение выходного…
Твои надзиратели-учителя тоже вкладывают всю их душу (уж какую есть) в своё мелкое изуверство — они стараются, они потеют — они выстраивают из подвластного им мирка свой мини-ад с тщательностью и вниманием, с которым их коллеги из соседней страны уже начали строить свои концлагеря (очень показательно, что А.Гитлер свой первый концлагерь открыл именно в 1933 году и был он поначалу предназначен исключительно для «бунтарей и смутьянов» — коммунистов и социалистов).
Фильм Виго — фильм-аллегория, фильм-предчувствие и фильм — попытка помечтать о возможности убежать из карикатурного мира, в который превратилась когда-то революционная Франция и в котором так тесно любой живой душе.
Затхлый воздух общества-по-расписанию от рождения до смерти не разгонишь ударами подушек — остается уйти по крышам (под которыми останется спать своим, непрерываемый ничем, включая очередную мировую войну, сном обыватель) в никуда…
…и это совсем-совсем не то, что дорога в закат «Красных дьяволят»/ «Неуловимых мстителей» — которые шли и в 1923, и в 1966 — в Завтра, в Будущее — которое мыслилось обязательно будущим — в счастье всех на Земле — в коммунизм…
■ Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго,1930)
■ Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
■ Разумные существа – существа бесчеловечные, человек – это любовь…
// «Забытые» (Луис Бунюэль, 1950)
■ Путь СССР – от беспризорников к звездам…
//«Путевка в жизнь» (Николай Экк, 1931)
■ Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)