Обман и Правда человеческого существования…
//«Четыре ночи мечтателя» (Р.Брессон, 1971)

«Четыре ночи мечтателя» - «Quatre nuits d'un rêveur» (реж. и сц. Робер Брессон, 1971) - фильм (фото, кадр)
«Четыре ночи мечтателя» / «Quatre nuits d’un rêveur» (реж. и сц. Робер Брессон; по мотивам повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»; 1971, Франция-Италия): «…молодой художник бесцельно бродит по ночному городу и спасает девушку, приготовившуюся броситься с моста…».
 

 
Гениальный Достоевский, гениальный Брессон. Гениальность художника — видеть каждого, видеть себя, видеть главное и мочь передать. Оставим за входом все около-слова — все контексты и искусствовед­ческие теории — войдем внутрь осколка времени — внутрь вечно повторяющейся истории — внутрь Обмана и Правды.

 

Мы существа, которые способны спокойно жить только благодаря обману.
« …Банальный инстинкт размножения маскируется в некое возвышенное чувство к ней/ к нему. Страх получить отказ и оказаться лузером в социальном взаимодействии маскируется в рассказы о несоизмеримости духовного мира художника с общественной пошлостью. Неспособность к регулярному волевому усилию в производительном труде маскируется в творческий кризис творческой личности. Ожидание более высокорангового самца с лучшими перспективами маскируется в верность и сохранение чести… »
Это и есть обман. Заявляемые с умным видом конструкции — “маскируется в ”/ “а на самом деле это”… — вот он обман.
Главный успокаивающий обман современности. Что Любви нет, а есть только размножение, что Достоинства нет, а есть только социальные игры, что Красоты нет, а есть только конвенциональные тренды.

Этот обман нас успокаивает. Потому что все это есть — и Любовь, и Долг, и Красота. И если бы мы ежесекундно это Знали — то спокойной жизни нашей пришел бы конец.
Ведь как же это можно жить так как мы живем — как можно тратить свою жизнь на всю ту мелочность, суетность, злобность и пошлость, что вокруг, и которые сами же мы и плодим день ото дня — и не взвыть от этого. Не взвыть от постоянно предаваемой Любви и Красоты.

Вот тут-то нам и помогают эти гаденькие “объяснения”: что все Высокое — это лишь “так называемое высокое”, лишь “симулякры”; что “на самом деле” человек это рядовая букашка с усложненным мозгом.
Так ведь удобнее — да? Несколько унизительно и неприятно, но удобно? Удобно скользить вниз, особенно если еще заранее объявить, что никакого “верха” и “низа” нет.

Мы живем в мире Правды, Красоты и Любви. Только ими и живем, даже если делаем вид, что нет; даже если наша оборона из самообмана от самих себя прорывается лишь только на короткие мгновения. Мир и мы имеем опору в Вечности, даже если машинка нашего куцего интеллекта пытается впихнуть всё в удобные для него “теории”.

 

* * *

 

…Девушка, идущая перед тобой, покачивая бедрами, притягивает тебя — выводит тебя из закутка аутичных мыслей и награждает чувством ожидания восторга. Ты отпустишь её идти дальше, но радость от того, что в мире есть Радость пребудет с тобой. Радость, и Близость, и Ожидание, и Возможность, и Вечность.
Не она и её бедра как двигающиеся физические/биологические нечто —  но твой мгновенный выход из обыденного хода вещей и осознание в мечте этого выхода — из незнающей себя цепочки прошлое1-настоящие-прошлое2-настоящее… во Время и в возможность Вечности, в звенящее Настоящие и манящее Будущее, которое уже и сразу есть ход в Бесконечность…

…Не одинокий молодой безработный, впервые шагнувший за пределы социального паровозика детство-школа-университет, где у него был минимум своего в определении траектории жизни, подвешен в безделье  как “лишний человек”; как пока еще не задействованная единица из “прослойки”, сформованная для обслуживания властьимущего класса, — а проснувшийся из чужой гонки Человек пред-стоит своим бытием как Свободный, как Творец перед Вечностью. Человек, которому явлена возможность быть отдельным, стоять самому и слышать свой голос…

…Не половозрелый индивид ублажает себя магнитофонной записью собственных фантазий из-за отсутствия «контента для взрослых» — а Говорящий и Внимающий Человек сливается со Словом, которое есть присутствие Другого во всегда доступной полноте и, одновременно, Человек переживает чудо быть каждое мгновение в грёзах и быть не тождественным себе — быть свободным от всего, в т.ч. от себя самого — быть с собой как с другим…

…Не болезненно нарастила половозрелая девица в своём воображении значимость своего “принца” за год ожидания; не рассказанная тысячи раз самой себе сказка о том другом, что приедет и сразу будет всё хорошо, лишила её возможности принять реального “претендента”, того, кто рядом, кто внимательнее и заботливее — а порыв Человека сохранить Чистоту первой Встречи и Спасения; порыв сохранить Надежду на Дружбу, невозможную и потому так безмерно ценную… заставил Её покинуть Его. Ведь без этого отталкивания как бы они могли бы не скатиться в быт и беспамятство совместного существования с обреченным забыванием «Почему они вместе»…

…Не гормональный морок заставил его гладить её колени и грудь, финализируя предыдущие цветастые словеса-приманки, — а вечный порыв стать из двух Одним — слиться в предельно доступной тесноте, прорваться сквозь одежду и кожу, сквозь социальное и телесное, до конца, до невозможности, до Мгновения Вечности, в которой конечное существо узнает и Себя, и Другого, и свою Конечность и свою Вечность…

 

* * *

 

Странные слова родились после фильма… Кто поймет их? Кто рискнет оценить всю не пошлость больших букв, всю Правду ежемгновенной Вечности в нас.
Лишь безъязыкость осталась нам в эпоху бесконечного потока “объяснений” и “теорий” обо всем на свете. Спасаемся мы лишь короткой тишиной пеленающей темноты зрительного зала, уединенным обещанием единства душ, смотрящих в одну сторону…

 
 

 
P.S. [написанный много после]

Впрочем, можно ведь и примирить два одинаково человеческих взгляда на мир: взгляд земной – каузальный и взгляд горний – смыслдарящий. Примирить в самых общих словах-спасениях, что бросает нам-вечно-тонущим традиция философствования.
Ведь можно сказать, что “придумывание реальностей”, или, называя этот способ бытия его исходным именем, — “жизнь в грёзах” — это и есть наша суть. Грёзы — это наша Правда, которая превращается в пошлый “обман”, лишь только когда кто-то пытается оставить лишь только один из горизонтов бытия.
Те, кто боятся соотнести себя со сверкающей вечностью Идеи, Закона, Долга, Любви — те притворяются, что всё “намного проще” и есть лишь “физика-биология”, а Человека-то и нет…
Те, кто пытаются не увидеть свою рожденность в тлене и из тлена — те каждый свой шаг провозглашают как явленный “абсолютный дух”, забывая об обесчеловечивающем же грехе гордыни…

Мы существа, которые и живем только в грёзах, и живы как люди-человеки только благодаря им. Именно грёзы, которые в т.ч. являют себя двумя, для наивного человека противоположными, но одинаково утешающими, сказками «о том, что есть на самом деле», — дают нам возможность пережить нашу пустотность на фоне двух претендентов на тотальность — на фоне “мира Природы” и “мира Духа”.
Главное не забывать, что все истории про «на самом деле» — лишь истории… и лишь вся полнота их может хоть в какой-то мере отразить нашу Правду. «Хоть в какой-то мере», а не всю — потому как мы, в своем врожденном Немотсвовании, причастны ведь еще и великому чуду Внимающего Молчания.

 

 
 

Кадры из фильма:
 

 
 

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях // фильмах:

■ Лицо – угрюмая маска, жизнь как у скота… — это и есть человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
//«Дорога» (Федерико Феллини, 1954)
■ Цель достигнута. И ?…
//«Стыд» (Стив МакКуин, 2011) [18+]
Отверженные, отвергающие, уничтожающие себя, не понимающие, любящие…
//«Любовники с Нового моста» (Леос Каракс, 1991)

■ Сон жизни…
//«Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?…
//«Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ Она ушла в него как в монастырь…
//«Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1977)

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Бернардо Бертолуччи,1996)
■ О том, что дает силы жить…
//«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)

 
 

Тексты также публикуются и обсуждаются на странице Facebook «КиноКакПовод», в жж 4elovek-zritel, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена — присоединяйтесь!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ // ФИЛЬМУ :

  1. [избр.комментарии с zen.yandex.ru/kinokakpovod]:

    1. [1]
      Кьеркегор, и Хайдеггер ?
      …и отдельный привет Федору Ивановичу Гиренку… )

      `
      Re: [1]
      Федору Ивановичу — да)
      Кьеркегор безусловно,
      Хайдеггер — м.б. лишь как часть методологии «вглядывания в бытие»,
      если же еще «+», то скорее все-таки Шестов, и с разных сторон: Камю, Маритен, Бердяев — при всей неоднозначности каждого из них…
      т.е. в истоке всё равно — Достоевский …

  2. [«медленное чтение» — фразы-смыслы текста/фильма для обдумывания еще] :

    1. [человек — существо, которое не может успокоиться, пока он человек]
      «…Мы существа, которые способны _спокойно_ жить только благодаря обману…»

    2. «…Главный успокаивающий обман современности — что Любви нет, а есть только размножение, что Достоинства нет, а есть только социальные игры, что Красоты нет, а есть только конвенциональные тренды.
      Этот обман нас успокаивает. Потому что все это есть — и Любовь, и Долг, и Красота. И если бы мы ежесекундно это Знали — то спокойной жизни нашей пришел бы конец.
      Ведь как же это можно жить так как мы живем — как можно тратить свою жизнь на всю ту мелочность, суетность, злобность и пошлость, что вокруг, и которые сами же мы и плодим день ото дня — и не взвыть от этого. Не взвыть от постоянно предаваемой Любви и Красоты…»

    3. [нас успокаивает целый ворох “объяснений”] «…что все Высокое — это лишь “так называемое высокое”; что “на самом деле” человек это рядовая букашка с усложненным мозгом.
      Так ведь удобнее ..Несколько унизительно и неприятно, но удобно… Удобно скользить вниз, особенно если еще заранее объявить, что никакого “верха” и “низа” нет…»

    4. [человек как именно человек существует только в соотнесении с предельными координатами своих возможных устремлений; только сравнивая то, что есть, с тем, что должно быть — с тем, что он, в самой своей сокровенной части себя, хочет чтобы было]

      «…Мы живем в мире Правды, Красоты и Любви. Только ими и живем, даже если делаем вид, что нет; даже если наша оборона из самообмана от самих себя прорывается лишь только на короткие мгновения. Мир и мы имеем опору в Вечности, даже если машинка нашего куцего интеллекта пытается впихнуть всё в удобные для него “теории”…»

    5. [человеческое (а не животное) измерение любых “эмоций”, любых “желаний” — т.е. их Смысл — он всегда раскрывается в соизмерении с предельными координатами всего доступного в мысли человека сущего]

      «…Девушка ..притягивает тебя — выводит тебя из закутка аутичных мыслей и награждает чувством ожидания восторга. Ты отпустишь её идти дальше, но радость от того, что в мире есть Радость пребудет с тобой. Радость, и Близость, и Ожидание, и Возможность, и Вечность.
      Не она [не её тело] как двигающееся физические/биологические нечто — но твой мгновенный выход из обыденного хода вещей и осознание в мечте этого выхода — из незнающей себя цепочки прошлое1-настоящие-прошлое2-настоящее… во Время и в возможность Вечности, в звенящее Настоящие и манящее Будущее, которое уже и сразу есть ход в Бесконечность…»

    6. «…проснувшийся из чужой гонки Человек пред-стоит своим бытием как Свободный, как Творец перед Вечностью. Человек, которому явлена возможность быть отдельным, стоять самому и слышать свой голос…»
      [именно в этом высший смысл возможности быть собой для каждого человека, который] «шагнул за пределы социального паровозика детство-школа-университет-…, где у него был минимум своего в определении траектории жизни…»

    7. «…Слово .. есть присутствие Другого во всегда доступной полноте…

      [Говорящий и Внимающий Человек — существо, для которого возможно слиться со Словом — т.е. с Собой и с Другим]

      [человек в своем говорении, в своем рассказе, в своих грезах — есть тот, кто переживает чудо быть собой и] быть не тождественным себе — быть свободным от всего, в т.ч. от себя самого — быть с собой как с другим…»

    8. [человек всегда пытается сохранить в себе Чистоту Первого порыва, потому как именно в ней он знает полноту всей широты Возможности того события, что с ним случилось; в ней он имеет всю полноту возможности раскрытия Смысла события без искажений и лжи]

    9. [попытка сохранить Чистоту всегда ходит об руку с угрозой остаться отдельным, остаться одному…
      потому как всякий второй шаг — это осуществление в мире, полном других; осуществление, которое сужает исходную полноту Возможного
      ]

    10. «…[человек во встречи с Другим — это] вечный порыв стать из двух Одним — слиться в предельно доступной тесноте, прорваться сквозь одежду и кожу, сквозь социальное и телесное, до конца, до невозможности, до Мгновения Вечности, в которой конечное существо узнает и Себя, и Другого, и свою Конечность и свою Вечность…»

    11. [Вечность открывается в нас ежемгновенной Правдой]

    12. [Слово несет в себе и спасительную возможность пребывать в тишине — стать безъязыким в надежде на единство душ, смотрящих в одну сторону]

    13. «…два одинаково человеческих взгляда на мир: взгляд земной – каузальный и взгляд горний – смыслдарящий…
      [и тот, и другой, — это] “придумывание реальностей”, или, называя этот способ бытия его исходным именем, — “жизнь в грёзах” — это и есть наша суть. Грёзы — это наша Правда, которая превращается в пошлый “обман”, лишь только когда кто-то пытается оставить лишь только один из горизонтов бытия.

      Те, кто боятся соотнести себя со сверкающей вечностью Идеи, Закона, Долга, Любви — те притворяются, что всё “намного проще” и есть лишь “физика-биология”, а Человека-то и нет…

      Те, кто пытаются не увидеть свою рожденность в тлене и из тлена — те каждый свой шаг провозглашают как явленный “абсолютный дух”, забывая об обесчеловечивающем же грехе гордыни…»

    14. «…Мы существа, которые и живем только в грёзах, и живы как люди-человеки только благодаря им.
      Именно грёзы, которые в т.ч. являют себя двумя, для наивного человека противоположными, но одинаково утешающими, сказками «о том, что есть на самом деле», — дают нам возможность пережить нашу пустотность на фоне двух претендентов на тотальность — на фоне “мира Природы” и “мира Духа”.

      Главное не забывать, что все истории про «на самом деле» — лишь истории… и лишь вся полнота их может хоть в какой-то мере отразить нашу Правду.
      «Хоть в какой-то мере», а не всю — потому как мы, в своем врожденном Немотсвовании, причастны ведь еще и великому чуду Внимающего Молчания.…»

Добавьте свой комментарий

(для комментирования выберите аккаунт Facebook, ВКонтакте или Google или введите имя и e‑mail ниже)

получать уведомления об ответах


«Стыд» / «Shame» (реж. Стив МакКуин, в гл.р. Майкл Фассбендер, 2011, Великобритания).

Цель достигнута. И ?…
//«Стыд» (С.МакКуин, 2011)

Всё, что осталось – это еще теплящиеся позывы плоти. Совсем недавно неостановимо толкало вперед – достичь, получить, завладеть…
И всё обернулось пустотой. Бессмысленным сложением тел…

«Пять легких пьес» (1970)

(не)Жить чужой жизнью…
//«Пять легких пьес» (1970)

Он был талантливым ребенком талантливых родителей; его успех был гарантирован; ему подарили уже готовую жизнь… Но где в этом был он сам? А он сам — это и есть та плата, которую с него взяли, его не спросив…

«По поводу Ниццы» - «A propos de Nice» (1930)

Уже не живая Европа…
//«По поводу Ниццы» (Жан Виго, 1930)

Жан Виго – икона кинематографа. Больной туберкулезом, в 24 года на последние деньги он купил камеру. Чтобы снимать людей и время; чтобы предостеречь людей от них самих и от наступающего времени; чтобы защитить слабых; а еще, чтобы сказать миру — «Нате!».

«Огни варьете» (реж. Федерико Феллини,1950)

Огонь полноты бытия, что питает и сжигает…
//«Огни варьете» (Ф.Феллини, 1950)

Оживить грезы. Войти в них. Предстать тем, кто ты не есть и кем ты никогда не будешь, войти в сознание смотрящих, завладеть им, заставить плакать и смеяться… Кто летит и сгорает на огне выдуманных историй? Актеры или их зрители? Те, кто отдают всю свою жизнь кривлянию на сцене, или те, кто растрачивают свою жизнь на опостылевшей «работе», чтобы вечером убежать в забытьё чужих грез?

«Четыреста ударов» - «Les quatre cents coups» (Франсуа Трюффо, 1959)

Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (1959)

Мы, в своих утешающих фантазиях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. … Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло.

«Любовники с Нового моста» - «Les amants du Pont-Neuf»  (реж. Леос Каракс; в гл.р. Жюльет Бинош, Дени Лаван; 1991, Франция) - фильм (фото, кадр)

Отверженные, отвергающие, уничтожающие себя, не понимающие, любящие…
//«Любовники с Нового моста»

Франция. 1991 год. Леос Каракс. Жюльет Бинош и Дени Лаван.
«…Слепая любовь. Он в своей грёзе не видел её, не знал, чем она живет. Он грелся рядом с ней, думая, что сам её обогревает. Он проникался её открытостью к миру, её болью за мир — он, который жалел до этого только себя.
Он схватился за неё, грезя, что он её оберегает. Её больные глаза поворачивали его к свету. Его — слепца. Его — отвергавшего всё…»

«Ускользающая красота» - «Stealing Beauty» (Бернардо Бертолуччи, 1996) - Лив Тайлер

Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время…
//«Ускользающая красота» (Б.Бертолуччи, 1996)

Красота человека. Волнующая, притягивающая к себе, обволакивающая тебя собой. Она так хрупка… Как можно быть без этой красоты. Без этой невыразимой естественности бытия… Жизнь? Её ровно столько же у старика, как и у юнца. Сейчас, сегодня. У старика нет завтра? У молодого его тоже ведь нет. Но он думает что есть. Обещание жизни ценнее, чем сама жизнь. Мы грезим вечностью в своих желаниях…

«Манчестер у моря» - «Manchester by the Sea» (реж. Кеннет Лонерган, 2016)

Жизнь на берегу у Ничто…
//«Манчестер у моря» (К.Лонерган, 2016)

Мы проживаем наши жизни на тонкой-тонкой полоске бытия. А вокруг ничто. Ничто, в сторону которого всё что мы можем, всё что может весь наш “современный мир” — это очень стараться не смотреть…

«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)

Лучший мир из возможных на Земле…
//«Семеро смелых» (С.Герасимов, 1936)

Масштаб мечты начала XX века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каше эгоистичного капитализма в настоящее будущее…

«В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960)

Индустрия бегства от себя…
//«В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960)

Фильм из 1960-го. Из бедного, тогда еще промышленного, района Англии. Из времени, когда ужас людей – узников существования, был очевиден, когда он не был еще окончательно завален обманками планетарной индустрии иллюзий и забытья.

«Последний киносеанс» - «The Last Picture Show» (Питер Богданович, 1971)

Каждое новое поколение запутывается в одном и том же… Чем спасаемся мы?…
//«Последний киносеанс» (1971)

Думать только о том, чего у тебя нет; упрекать виноватых-других; жалеть себя; терять себя во влечении; убеждать себя, что твоя социальная роль и ты это одно и то же; быть как все… — это всё наши пути забвения — анестезия для заблудших душ.
Чем же спасает(ся) этот мир? Кто спасается в нем? Кто святой в этом мире, потерявшем веру?